Конспект открытого занятия в подготовительной группе ДОУ Рисование на тему «Морозные узоры» в нетрадиционной технике (рисование ластиком)


Рисование на тему «Морозные узоры» в нетрадиционной технике
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель:
Знакомство с новым видом изобразительного искусства графическим рисунком, посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Художественное творчество:
- продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования (рисование ластиком);
-развивать творческое воображение и самостоятельность при создании композиции;
- развивать эстетические чувства и эмоции.
Познание:
- познакомить детей с графическим искусством, его особенностями;
- закреплять знание о жанрах живописи, времен года, порядковый счет;
- развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза в процессе деятельности, мелкую моторику рук.
Развитие речи:
- обогащение активного словаря детей (графика, штрих, пятно, наличник, ластик);
-развитие слухового восприятия, умения находить рифму.
Социализация:
- развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- воспитывать умение взаимодействия с партнером при создании общего продукта.
-воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь;
-развивать музыкальный слух, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.
- развивать коммуникативные навыки посредством подвижной игры.
Материал и оборудование:
Мультимедийная презентация «Картинная галерея», аудиозапись «Вальс снежинок» Андрея Повилайтиса;
мольберт, заготовки для детей «Двухквартирный дом с двумя окнами»;
ластик, клей, салфетки.
Методы и приемы:
Игровая мотивация, рассматривание мультимедийных иллюстраций, загадки, беседа, вопросы к детям, объяснение, показ способа действия педагогом, физминутка, практическая деятельность, индивидуально-дифференцирован-ный подход, рефлексия.
Предварительная работа:
Экскурсия в художественную галерею, наблюдение за снегом, воздействием мороза на воду, рассматривание снежинок через лупу, изготовление заготовок на занятиях по аппликации.
Ход занятия:

1. Вводная часть.
Ребята, я предлагаю вам вспомнить нашу экскурсию …
Слайд №2
Где же мы побывали с вами?
Ответы детей: В картинной галерее
Воспитатель:
В картинной галерее
Их очень-очень много.
На этой море видим,
Маслом, акварелью
Художников творенья. (Картины)
Слад №3
Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. Чем они написаны?
Ответы детей: Красками, акварелью и т.д.
Воспитатель:
Я сказала, что картины написаны. И не ошиблась. Художник рассказывает нам о жизни в своих картинах, рассказывает с помощью красок и кисти. Такую технику мы называем живописью (пишут жизнь). В живописи различают жанры. Давайте вспомним их.
Нарисую папу с мамой, И себя и деда.Я большой
работой занят, я пишу.......
(портреты.)
Словарная работа:
Жанр живописи – портрет (повторение хором, следим за звуком «Ж»).
Кто изображен на портрете? – мужчина. Портрет какой? – Мужской.
Кто изображен на портрете? - Семья. Портрет какой? - Семейный
Если группа людей на портрете, он какой? – Групповой.
Слайд №4
Воспитатель:
Если на картине
поле и река,
Или горы, лес и облака,
Или домик
деревянный наш,
Мы картину назовем... (пейзаж)
Словарная работа:
Жанр живописи – пейзаж (повторение хором, следим за звуками «Ж» и «З»).
Закрепление знаний времен года и ориентирование на листе:
В какое время года мы встречаем Новый год? - Зимой. Где расположена картина с изображением зимы? – Справа, вверху.
Какое время года следует за зимой? – Весна. Где расположена картина с изображением весны? – Внизу, справа.
Какое время года изображено на нижней слева картине? – Осень.
Какое время года мы не назвали? – Лето.
Слайд №5
Воспитатель:
Цветы на картине, фрукты и торт.
Картину такую зовем...
(натюрморт)
Словарная работа:
Жанр живописи – натюрморт. (Повторение хором, следим за звуками «Ж» и «Т» в конце слова).
Задание на внимание и для отдыха глаз:
Ребята, посмотрите внимательно на экран, постарайтесь запомнить все, что на нем изображено. А сейчас закройте глаза, представьте, что вы видели на экране. Не открывая глаз, скажите, где находится натюрморт, на котором изображена рыба?
Ответы детей.
Физ минутка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – очень тихо надо сесть.
Сайд №6
Посмотрите внимательно на экран. В каком жанре выполнена работа? (называем жанр указанной работы: портрет, пейзаж, натюрморт) Жанры те же, но чем отличаются данные работы от картин, которые мы рассматривали раньше.
Ответы детей. Цветом, материалом и т.д.
Воспитатель:
Чем выполнены данные работы? Карандашом. Какие мы видим цвета? Сколько их? Такая техника рисования называется графика, а работа, выполненная в этой технике - рисунок.
Линия, штрих, точка, пятно…
Черный и белый, два цвета всего…
Здесь потрудился у нас карандаш:
натюрморт, портрет и пейзаж…
Это рисунок – простая гравюра у нас.
Рассмотреть на рисунках линии, штрихи, показать пятно.
Словарная работа:
Техника – Графика; рисунок, простая гравюра ( новые слова)
Недавно у вас в гостях побывал большой мастер графики, но рисует он свои рисунки только зимой и не на бумаги. Догадались кто это?
Ответы детей.
Слайд №7
Посмотрите работы этого мастера.
Слайды №8 и 9
На что похожи узоры? (Мнения детей) Красиво? А вы хотите, чтобы ваши окна тоже расцвели такими узорами? Чем рисует свои узоры Дед Мороз? А чем же мы будем рисовать? На столах кроме домиков ничего нет? (Предложения детей)
Я предлагаю вам необычный материал, вы узнаете его, если отгадаете мою загадку:
Я рисую облака,
А внизу течет река.
Коль не хороша картинка,
Я сотру ее... (резинкой)
Художники говорят не резинка, а ластик. Посмотрите, как он рисует. Показ рисования ластиком. Хотите разрисовать свои окна?
Давайте приготовим к работе пальцы:
Перед тобой пятерка братьев,
Дома все они без платьев
(Пальцы растопырить и повертеть ладонями)
А на улице зато,
Нужно каждому пальто
(погладить каждый пальчик, как бы одевая перчатку).
Если вы уже готовы, проходите к своим столам. Работать мы сегодня будем стоя, как и Дед Мороз.
Слайд №10
Во время работы звучит инструментальная музыка «Вальс снежинок». По мере выполнения работ, детям предлагается закрепить свой дом, согласно его номера, на стенде, чтобы получилась улица. Закрепление понятия «улица».
Заключение:
Вы хорошо потрудились, у нас появилась новая улица. Посмотрите, какие нарядные окна. Белые наличники. А как разрисованы стекла! Молодцы.
Просмотр работ, закрепление понятий «Рисунок, графика и гравюра». Отметить отличительные черты этой техники: линия, штрих в работах детей.
При наличии времени:
На такой улице живется весело, и поиграть хочется. Подвижная игра «Ищи».