Семинар для педагогов с элементами тренинга Эмоциональное выгорание педагога


Семинар с элементами тренинга
«Профилактика эмоционального выгорания педагога»
Цель мероприятия: снижение эмоционального напряжения и усталости у педагогов.
План:
Приветствие, обозначение целей и задач мероприятия – 5 мин.
Мини-лекция: «Стадии эмоционального выгорания» -10 мин.
Упражнение «Эмоции» - 10 мин.
Упражнение «Гимнастика для мозга» -25 мин.
Мини-лекция «Способы и методы профилактики эмоционального выгорания» -10
Упражнение «Я и мое окружение» - 15 мин.
Упражнение «Моя любимая игрушка в детстве» - 15 мин.
Рефлексия – 7 мин.
Ход мероприятия:
Приветствие (1 круг), в котором каждый из участников говорит свои цели и ожидания от семинара.
Мини-лекция: «Стадии эмоционального выгорания»
Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы. 1. Предупреждающая фаза а) Чрезмерное участие: чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;  ограничение социальных контактов. б) Истощение: чувство усталости; бессонница; угроза несчастных случаев. 2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, воспитанникам: потеря положительного восприятия коллег; переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, детям — проявление негуманного подхода к людям. б) По отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии; безразличие; циничные оценки. в) По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять свои обязанности; искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой. г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть. 3. Эмоциональные реакции а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии. б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением. 4. Фаза деструктивного поведения а) Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания; ригидность мышления, отсутствие воображения. б) Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции,
в) Эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука. 5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета:неспособность к релаксации в свободное время; бессонница, сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя. 6. Разочарование и отрицательная жизненная установка:чувство беспомощности и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние. Лучший способ терапии э. в. – это профилактика, ежедневно уделяя себе 30-40 минут, вы избежите всех неприятных симптомов.
Упражнение «Эмоции»
Участникам на листочке предлагается написать по 4 своих положительных и отрицательных эмоции. Затем делятся на пары, обмениваются листочками и отрицательные эмоции своего партнера представляет, как положительные. После завершения идет обсуждение по кругу.
Упражнение «гимнастика для мозга»
Разминка, массаж. Разминка начинается с ног и завершается головой. Участники проходят по сенсорной дорожке. Инструкция: правой рукой погладьте левую ногу, а левой рукой – правую. Затем, легкими движениями пощипите живот, грудь шею, в это время вы идете на носочках, правой рукой гладите левую и наоборот, идете на пяточках. Встаньте в круг. Легкими круговыми движениями помассируйте пять точек на лице.
Дыхание. Положите руки на живот и постарайтесь как можно сильнее его на дуть, а теперь втяните живот. Повторите еще раз. Помните, что дыхательные упражнения людям с гипертонией, ВСД нужно делать очень аккуратно.
Глазодвигательная гимнастика. Посмотрели глазки вправо, а потом взглянули влево, вверх и вниз – очень медленно не торопясь. А теперь вместе с языком. Глазки влево, язычок влево, глазки вправо, язычок вправо. Глазки и язык вверх, вниз. А теперь: глазки вниз, язычок вверх, глазки вверх, язычок вниз, глазки влево, язычок вправо, глазки вправо, язычок влево. Достаточно.
Ползание (игра хвостики). Участникам предлагается надеть хвостики, встать на четвереньки и собирать хвостики и сохранять свой.
Кенизиологические упражнения. «Кулак, ребро, ладонь», «Уши, локти, колени, пятки», «Ухо, нос»
Растяжка. Медленно насчет 10 поднимаем руки вверх и наклоняемся назад, на счет 10 поднимаемся обратно и наклоняемся вперед, в таком положении находимся на счет десять, затем медленно поднимаемся вверх.
Релаксация. Для того, чтобы научится расслабляться, необходимо научится управлять своим телом, для этого помогут упражнения «Горячо - холодно», «твердый - мягкий», «сугробы и солнышко». Предлагаю вам сейчас превратиться в боксеров. Руки внизу сильно сжаты в кулаки и напряжены, на лице эмоции злости, расслабитесь, улыбнитесь повторите. Теперь локти прижаты к бокам, делаем резкие выпады вперед под счет, расслабитесь. Пожалуйста займите свои места, сядьте в позу кучера закройте глаза, прислушайтесь к своему телу, какие части напряжены, а какие расслаблены. А теперь послушайте музыку, представьте, что вы находитесь на берегу моря, под ногами теплый песок, он ласкает ваши ноги, так же как и волна, ноги расслаблены. Тепло идет вверх по бедрам и переходит на живот, солнышко ласково пригревает, вам хорошо и комфортно, бедра, живот расслаблены, теплая волна переходит на спину, солнышко пригревает, вы ложитесь на волну и она ласково качает вас, спина и шея расслаблены, вам хорошо и спокойно. Солнышко, ласкает кожу на лице, согревая ее своими лучами, дыхание спокойное, ровной, вы полностью расслаблены. Подул легкий ветерок и вы почувствовали, как ваше тело наливается силой и бодростью. Вы перешли с песка на прохладную траву, ноги наливаются силой, сила плавно переходит на бедра, живот, грудь, спину, шею, голову, вы чувствуете, как все тело отдохнуло, ваше дыхание ровное, можете открыть глаза.
Мини-лекция «Способы и методы профилактики эмоционального выгорания».
Вы уже познакомились с одним из способов эмоционального выгорания с психо-гимнастикой, такую гимнастику можно проводить с детьми или дома, но главное каждый день.
Кроме этого, конечно существует для каждого человека свой личный способ переключения внимания, отдыха: спорт или ванна, шопинг или вязание, любимая кошка или книжка, главное, чтобы вы знали, что больше вас расслабляет и дает положительные эмоции.
Если вы чувствуете апатию, раздражение, усталость, бессонницу или наоборот вы не можете проснуться, то вам необходимо ежедневно совершать так называемый ритуал. Каждое утро должно начинаться с гимнастики и массажа основных лицевых точек, намочите полотенце холодной водой и обтерите плечи, руки, ноги. Заваривайте витаминный чай, откажитесь от чая и кофе они подавляют эмоции. Маленькая долька шоколадки всегда поднимет настроение. В рацион больше включайте фруктов и овощей. Мясо, мучные изделия, жаренная, острая пища алкоголь только усугубляют эмоциональное состояние. По дороге на работе найдите 5 причин по которой ваша работа самая лучшая. На листочке напишите 5 дел, которые вам нужно выполнить, по мере выполнения обязательно зачеркните. Помните, что два дела не должны быть связаны с работой. По дороге домой вспомните 5 положительных эмоций, которые вы сегодня получили, а если отрицательные эмоции не дают вам покоя, мысленно напишите их выбросьте в мусорное ведро. Вечером 30 минут посветите себе, займитесь любимым делом.
Упражнение «Я и мое окружение»
Участникам предлагается заполнить бланк на котором нарисованы круги. В центре напишите букву Я, а теперь в каждом из кругов обозначьте своих близких. Сейчас в центральном круге отметьте, как вы стоите лицом или спиной, в соответствии с этим поставьте направления лево, право, вверх, низ. Все это окружения – это ваш ресурс, к которому вы смело можете обратиться в трудную жизненную ситуацию.
Упражнение «Моя любимая игрушка в детстве»
Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и вспомнить свою любимую игрушку. А теперь возьмите пластилин и слепите свою любимую игрушку. Отлично, сейчас я предлагаю вам познакомить вашу игрушку с другими, обязательно спросите, где живет, что любит. Отлично.
Рефлексия