Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками


Рабочая программа повнеурочной деятельности
«Художественное творчество: станем волшебниками»
(возраст детей 7 – 8 лет)
( срок реализации 1 год).

1 класс
2013-2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н «Художественное творчество: станем волшебниками» («Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы - http: www.zankov.ru/news/new)
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью по 35 минут.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
формировать прикладные умения и навыки;
воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия(работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья»,рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:
1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;
2) в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;
3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;
4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru),посвященном предметной области «Технология».
Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Однако программа имеет блочный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и может быть скомпонован вариант на 34 или на 51 час в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА (68 часов)
№ темы п/п Кол-во
часов Название темы/раздела
Материалы
Раздел 1. Аппликация и моделирование(по книгам серии «Любимый образ») – 22 часа
1
4
Аппликация из природныхматериалов на картоне Засушенные цветы,
листья, ракушки, камни, стружка
2
4
Аппликация из геометрическихфигур Цветная, журнальная,
тетрадная бумага, картон
3 2 Аппликация из пуговиц Пуговицы, картон
4 2 Мозаика из бисера и пайетокКартон, бисер, блестки,
бусины, пайетки5 2 Аппликация из круглыхсалфеток Салфетки для торта,
картон
6
2
Динамическая открытка
с аппликацией Картон, цветная бумага
7
2
Моделирование из бумаги
и проволоки
Белая бумага,
гофрированная бумага,
проволока
8
4
Выпуклая аппликация.
Коллективная работа Калька, гофрированная
бумага, цветная бумага
Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») – 12 часов
1 2 Отпечатки на пластилине Пластилин, картон
2 2 Рисование пластилином Пластилин, картон
3
2
Обратная мозаика
на прозрачной основе Пластилин, прозрачные крышки
4
2
Моделирование из природныхматериалов на пластилиновойоснове Скорлупа фисташек,
пластилин, веточки
5
2
Разрезание смешанногопластилина проволокой Пластилин, тонкая проволока
6 2 Лепка из теста Соленое тесто
Календарно-тематическое планирование (68 часов)

п/п Наименование раздела и тем Количество часов Плановые сроки прохождения Фактические сроки прохождения
Оригами. Складывание прямоугольника. Карандаши 1 Отпечатки на пластилине.
Вспомним лето
1 Отпечатки на пластилине.
Вспомним лето
1 Аппликация из геометрическихфигур. Бабочки из кругов
1
Аппликация из геометрическихфигур. Бабочки из кругов 1 Аппликация из листьев и цветов
1
Аппликация из листьев и цветов
1 Аппликация из различныхприродных материалов
1 Аппликация из различныхприродных материалов 1 Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты 1 Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты 1 Гофрирование. Ежики
1 Гофрирование. Ежики
1 Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники) 1
Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники) 1 Складывание из квадрата динамических игрушек 1 Разрезание смешанного пластилина
1
Разрезание смешанного пластилина
1 Треугольный модуль оригами
1 Соединение модулей на плоскости. Бабочки 1 Соединение модулей на плоскости. Бабочки
1 Соединение модулей на плоскости. Бабочки 1 Аппликация из пуговиц
1 Аппликация из пуговиц
1 Динамическая открытка
с аппликацией 1
Динамическая открытка
с аппликацией 1 Замыкание модулей в кольцо. Снежинки 1 Замыкание модулей в кольцо. Снежинки 1 Аппликация из одинаковых деталей оригами 1 Аппликация из одинаковых деталей оригами 1 Аппликация из круглых салфеток
1
Аппликация из круглых салфеток
1 Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка 1 Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка 1 Мозаика из блесток и бисера
1 Мозаика из блесток и бисера
1 Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз 1 Орнаменты из фантиков и чайных пакетиков 1 Лепка из соленого теста
1 Лепка из соленого теста
1 Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди 1 Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди 1 Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди 1 Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди 1 Рисование пластилином
1 Рисование пластилином 1 Оригами из кругов 1 Оригами из кругов 1 Моделирование цветов из бумаги
и проволоки 1 Моделирование цветов из бумаги
и проволоки 1 Модульное оригами. Объемные игрушки. Клубника. 1 Модульное оригами. Объемные игрушки. Клубника.
1 Выпуклая аппликация из кальки
и цветной бумаги. Коллективная
работа 1 Выпуклая аппликация из кальки
и цветной бумаги. Коллективная
работа 1 Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики. 1 Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики 1 Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики 1 Моделирование из природныхматериалов на пластилиновойоснове. Фисташковое дерево 1 Моделирование из природныхматериалов на пластилиновойоснове. Фисташковое дерево 1 Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами. 1 Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами 1 Выпуклая аппликация изгофрированной бумаги 1 63. Выпуклая аппликация изгофрированной бумаги 1 Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа 1
Поделки по выбору 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказыватьсуждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устнойи письменной форме;
-использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении
коллективных работ;
-контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.115
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся
получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
-сформировать навыки работы с информацией.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные пособия:
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Специфическое сопровождение (оборудование):
-проекционная техника;
- компьютеры.