Статья Дидактическая игра как средство обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями


Дидактическая игра как средство обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
Аннотация. В статье рассматривается специфика и своеобразие дидактической игры как важное условие психического развития детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова. Дидактическая и игровая задачи, игровые правила, действия, результат, дидактический материал, сюжет и роль.
(Под редакцией: к. п. н., доцента кафедры педагогики Г.П.Синицыной.)
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с особыми образовательными потребностями. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Сегодня реформа образовательной школы направлена на изменение подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.
Главная проблема детей с особыми образовательными потребностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же способны, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку.
Воспитанники школы-интерната отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения и воспитания. Для детей с особыми образовательными потребностями характерны слабая переключаемость внимания, его неустойчивость, непроизвольность памяти и мышления.
Это можно объяснить не только своеобразием психического развития таких детей, но и сложностью воспитания. Готовясь к занятию, педагог прилагает максимум усилий для того, чтобы у воспитанников не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Педагог часто преподносит материал в готовом виде, не надеясь, что, обучающиеся могут высказать собственное суждение, соотнести это новое с собственным опытом. Такое обучение приводит к механическому запоминанию материала у детей. Необходимо повышать познавательную активность обучающихся, включая их в творческую деятельность.
Я, как педагог ставлю перед собой  вопрос: как помочь детям познать свое раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с особыми образовательными потребностями к окружающемуся миру является использование на занятиях дидактических игр.
Поэтому поставила перед собой цель:  Формирование положительной мотивации в учебно-воспитательном процессе посредством применения дидактических игр.
Данную цель реализую через решение следующих задач:
Изучение состояния данной проблемы в методической литературе;
Познакомилась с опытом работы педагогов, использующих в своей практике дидактические игры;
Апробировала различные дидактические игры;
Отследила эффективность использования дидактических игр.
Известный педагог-новатор В.А.Сухомлинский писал «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. (elhow.ru)
Дидактические игры разработаны для развития: речи, зрительных анализаторов, звукового произношения, цветового восприятия, мелкой моторики рук, формирования умений в счёте, знания и называния геометрических фигур, форм предмета, знания сезонных явлений, знакомства с окружающим миром, умение ориентироваться в пространстве.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Я ставлю детей в такие условия, которые учат умению играть вместе, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Дидактические игры формируют культурно - гигиенические навыки. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Дидактические игры развивают сенсорные способности, что является основой воспитания для детей школьного возраста с нарушением интеллекта. Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Причины, позволяющие считать дидактические игры продуктивными:
Происходит активизация познавательной деятельности, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в коррекционной помощи.
Игра помогает преодолеть трудности в обучении, в развитии познавательных процессов.
Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала.
В обучении детей использую разные виды дидактических игр:
- Словесные;
- С предметами;
- Настольно – печатные.
На занятиях я применяю игровые приемы, такие как: обыгрывание игрушек и предметов, оживление образа, игры – драматизации, упражнения – имитации, сюжетно – игровые ситуации, словесные игры, обыгрывание изображения – который может быть незаконченным или готовым. Данные приёмы способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками и взрослыми. У детей развивается воображение, речь, координация движений.
На первый взгляд, кажется, что создать такие приемы несложно, но в действительности это требует определенных знаний и умений. Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками.
Особенная важность в том, что в отличие от “настоящей” свободной игры дидактическую игру на занятии предлагает педагог, которая представляет собой сюжет или замысел. Одним из первых шагов должна быть дидактическая задача которая реализуется через игровую задачу.
Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий.
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач.
Следующим образом, происходит развитие игрового замысла.За постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному:  практическим решением дидактической задачи, конкретными физическими действиями (машет руками, как птица крыльями); звукоподражанием.
С помощью правил игры, педагог направляет внимание на выполнение конкретной задачи. Освоение способа деятельности, алгоритм.
Результат игры это показатель уровня достижения детей в усвоении знаний.
Дидактические и игровые задачи, игровые действия и правила, результаты игры – всё это взаимосвязано между собой, и отсутствие хотя бы одного из составных частей разрушает целостность игры и снижает её воспитательное воздействие.
Эффективность игр даёт положительные результаты в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Мои воспитанники принимают активное участие в краевых и районных конкурсах детского творчества и являются финалистами и призёрами в течении многих лет.
Моим девизом по жизни является высказывание:
«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Клод Адриан Гельвеций