Методические рекомендации. Технологии социально-педагогической работы в образовании инвалидов. Индивидуальное консультирование. Приём обучающихся социальным педагогом.


Методические рекомендации. Технологии социально-педагогической работы в образовании инвалидов. Индивидуальное консультирование. Приём обучающихся социальным педагогом.Литвинова Н.М.
СПбГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», Санкт Петербург

В современном мире инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Цель общества - максимально полно обеспечить возможность для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями, социального функционирования и развития (обозначено в Конвенции ООН о правах инвалидов).
К сожалению, в современных условиях в нашей стране именно эта социальная цель встречает наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы, отсутствие трудовой мотивации и возможности трудовой самообеспеченности ведут часто к предпочтению статуса иждивенца, получателя пособий по инвалидности.
Современный комплекс мероприятий социальной реабилитации должен быть направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.
В этом аспекте очевидно, что люди с ограниченными возможностями здоровья являются не столько объектами реабилитационного процесса, сколько полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации, успех которой в значительной степени зависит от глубины их установки на восстановление их действенной социальной роли, а отсутствие поддержки и сотрудничества может минимизировать эффективность социальной реабилитации или сделать ее совершенно невозможной. Необходимо понять и принять, что основным действующим началом реабилитации является сам инвалид, а не врач или социальный работник. Предлагаемые и оказываемые реабилитационные услуги должны быть согласованы с их потребителем и соответствовать его потребностям. Поэтому, в ряду реабилитационных мероприятий, проводимых социальным педагогом в процессе профессиональной реабилитации с обучающимся СПбГБУ «Профессоинально-реабилитационный центр» - лицами с ограниченными возможностями здоровья, особое место занимает индивидуальная работа (прём обучающихся и работа с их близкими).
Во время бесед и консультаций принимаются решения о желательности предоставления той или иной услуги, оценивается их эффективность, выявляются изменения в клиенте.
Работа социального педагога с клиентом - обучающимся Профессионально-реабилитационного центра начинается с изучения результатов его социального и психологического обследования, проведённого при поступлении на обучение, и беседы по результатам социальной диагностики (интервью), с целью уточнить или исследовать факторы, влияющие на его социализацию:
социально-экономическое положение (определение потребности в различных видах помощи (материальной, социальной, юридической, психологической);
профессиональный путь, образование;
семейное положение, психологический климат в семье;
хобби, возможность и желание заниматься творчеством, физкультурой, спортом, туризмом (подбор видов приемлемой и привлекательной общественной и досуговой деятельности)
В процессе беседы возможна и оценка личностных особенностей, а также личностных ресурсов (ценностные ориентации, особенности мотивационной сферы, культурный уровень, адаптационные возможности, отношение к болезни).
Поскольку социальная работа представляет собой деятельность, в которой межличностное взаимодействие между потребителем услуг и теми, кто их оказывает, чрезвычайно значимо с точки зрения получения эффективных результатов, то при первом разговоре социального педагога с клиентом - личном знакомстве с обучающимся необходимо установить взаимоотношения доверия и сотрудничества.
Профессионально желательны следующие личностные характеристики специалиста: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними, эмоциональная стабильность и объективность, доверие к людям и способность вызывать доверие, уважение ценностей и прав других людей, проницательность, отсутствие предубеждений, эмпатия, внимательность и чуткость.
Важны также умение выслушать, объективность (неотождествление себя с клиентом), гибкость, теплота и сердечность (но не сентиментальность), высокий социальный интеллект.
Формы (виды) индивидуального приёма:
- консультация по различным вопросам в ходе профессиональной реабилитации
результаты:
- повышение компетенции в чём либо (в сфере социальной защиты и социальной помощи, знаний о социальной действительности, рекреационных возможностях для инвалидов на коляске и пр.)
- помощь в чем-либо (организация юридической и посреднической помощи, коммуникация контактов в учебной группе, с преподавателями и другими специалистами, также вне ПРЦ)
- вспомогательная беседа
результаты:
- анализ положения, ситуации
- рекомендации чего либо (помощи психолога, сеансов релаксации и саморегуляции, участия в различных реабилитационных мероприятиях и пр.)
- развитие чего-либо (уверенности в себе, социальной активности, которая включает образовательную активность, трудовой активности, гражданской активности, собственной активности, мотивации к образовательной деятельности)
- формирование чего-либо (психоэмоциональной стабильности, адекватных профессиональных намерений, положительных установок на развитие различных способностей и на реализацию собственных возможностей личности)
- планирование чего-либо (сдачи академической задолженности в определённый срок, участие в реабилитационных мероприятиях и пр.)
- воспитательная беседа (принятие общепринятых норм поведения и взаимодействия с окружением, освоение социально-значимых норм, ценностных ориентаций, формирование жизненных установок)
результаты:
- наблюдение чего-либо (вредных зависимостей, дивиантного поведения, проблем коммуникации)
- договорённость о чем-либо (изменить отношение к каким-либо обстоятельствам, ситуации, изменить поведение)
-. развитие способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
- приятие особенностей образования в Профессионально-реабилитационном центре, роли социальных педагогов и психологов
Во время бесед и индивидуальных консультаций социальный педагог может оценить успешность профессиональной реабилитации клиента в плане развития его социальной компетентности, которая включает знания о социальной действительности, социальные умения (способность и мотивация решать задачи, возникающие в процессе взаимодействия с обществом), навыки взаимодействия.
Социальному педагогу необходимо быть терпимым к различным особенностям клиента, вызванным заболеванием, работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами. Чтобы оказать качественную помощь и не нанести вред социальный педагог должен развивать свой профессионализм и оставаться строго в пределах своей профессиональной компетенции.
Вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков клиента социальный педагог и социальный работник не могут принуждать его следовать их профессиональной логике. «Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты населения и других социальных институтов, профессиональный опыт социального педагога являются инструментом их воздействия на клиента» (из Кодекса этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», Москва, 2007 г.)