Конспект урока по русскому языку на тему ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИСТАВОК НА-, О- В СЛОВАХ «НАДЕТЬ», «НАДЕВАТЬ» «ОДЕТЬ», «ОДЕВАТЬ» 2 класс ПНШ


Правильное употребление приставокНА-, О- в словах «надеть», «надевать»;«одеть», «одевать»
Цели деятельности учителя: рассмотреть лексическое значение приставок; учить правильно употреблять приставки на- и о- в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать»; формировать умение пользоваться толковым словарем; составлять схемы словообразования.
Планируемые результаты (предметные): научатся правильно употреблять приставки в зависимости от их лексического значения; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в толковом словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.

– Какой частью слова могут быть эти записи? (Приставкой.)
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о лексическом значении приставок; логические – осуществляют поиск необходимой информации.)
– Что такое приставки? Какие приставки вы знаете? Какое они придают значение словам?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника и словаря, собственного опыта; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о способах образования новых слов.)
– Прочитайте рассказ Волшебницы о приставках
– Прочитайте стихотворение Е. Благининой (упражнение 98), правильно употребляя приставки
Мама песню напевала,
Одевала дочку…

белую сорочку.
Мама песенку допела,
Мама девочку
– Спишите текст стихотворения.
– Прочитайте стихотворение М. Яснова правильно (упражнение 99). От каких слов образовались слова, выделенные цветом? (Котик  кот, дождик  дождь, денек  день.)
– Подберите проверочные слова ко всем трудным случаям. (Стоит – сто́й; проживает – жи́ть; поливает – ли́ть; чуло[ч’к]и – чк-чн без ь; надевает – наде́л.)
(Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Какие приставки вы используете в этом тексте?
Если дождик поливает –
Он чулочки
Если солнечный денек –
котелок!
Перевод с фр. М. Яснова.
– Как вы думаете, слово «котелок» в значении «маленький котел» и слово «котелок» в значении «шляпа» – это разные слова или одно слово с разными значениями?
– Почему так назвали шляпу? (Форма шляпы (котелок) напоминает форму походной посуды для приготовления пищи (котелок.) Котелок – это слово, которое имеет разные значения. В Большом толковом словаре оно записано один раз.
– Запишите стихотворение в тетрадь.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
– Прочитайте знакомое четверостишие.
(Ехать) кактус на (конь), А собачка в этот время
(Вести) (старушка) на (ремень), (Мыть) (Ваня) на (окно)...
Э. Успенский
– Что необходимо изменить: слова или их форму, чтобы восстановить этот отрывок?
– Перепишите. Обведите предлоги.