Урок математики в 5 классе на тему Сложение, вычитание и округление десятичных дробей

МОБУ СОШ д. Золотоношка











Урок математики в 5 классе
по теме
«Сложение, вычитание и округление десятичных дробей»








Составила
Классный руководитель 11 класса
Гречко В.Н.




2015 г.


Тема урока : «Сложение , вычитание и округление десятичных дробей»
Цели урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков при выполнении сложения, вычитания и округления десятичных дробей; Прививать навыки быстрого счета, интерес к предмету, развивать логическое мышление учащихся, внимания, навыки коллективной работы; воспитывать культуру поведения на уроке, самостоятельность, ответственность.

Оборудование: компьютер, карточки для самостоятельной работы и для капитанов.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране « Десятичные дроби», во время которого мы обобщим все, что знаем о ней. Я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению математики.
На время путешествия вы должны разделиться на две команды, выбрать капитанов команд. Во время путешествия вы будете получать очки за правильные ответы, которые в конце урока можно будет обменять на оценки.
Так как всякое путешествие требует закалки и тренировки, то проведем разминку.
Математика нужна Без нее никак нельзя Учим, учим мы, друзья, Что же помним мы с утра?
Правило сложения десятичных дробей;
Правило вычитания десятичных дробей;
Правило округления десятичных дробей.
Чтобы определить на каком виде транспорта мы будем путешествовать, выполним устный счет: (все ответы закодированы буквами, вам необходимо составить слово)
СОСТАВЬ СЛОВО
Узнайте, какой из отрезков длиннее всех:
АВ, состоящий из отрезковАМ=1,4см и МВ=0,3см;
СД, состоящий изСК=0,7см и КД=0,9см;
FN , состоящий из двух равных отрезков длиной 0,9 см?
С) АВ к) FN а) СД
2) Сравнить числа ( поставить знак ю, = , Б , чтобы получилось верное неравенство или равенство)
А) 0,483 и 0,479 А)Ю в) б о) ==
Б) 4,781 и 4,79 п) т) е)
С) 95,3 и 95,300 а) м) е)
Г) 0,045 и 0,0045 д) о) с)
Д) 1,6 и 1,589 р) к) в)
Итак, первый этап путешествия будет проходить на катере и ,чтобы оно прошло успешно, испытание пройдут капитаны команд . Капитаны должны решить задачу, найти скорость катера по течению реки и против течения. ( Задачи на карточках)
I капитан: Скорость течения реки3,7 км в час. Найти скорость катера по течению и скорость его против течения, если собственная скорость катера 12 км в час.
II капитан: Собственная скорость катера15 км в час, а скорость течения 3,5 км в час. Найти скорость катера по течению реки и скорость его против течения.

Пока капитаны определяют, с какой скоростью они будут двигаться, остальные ребята идут в кассу покупать билеты. На доске записаны примеры в два столбика. По цепочке каждая команда решает примеры из своего столбика. Если кто – то устно решить не может, можно это сделать письменно. Если пример решен неверно, то члены команды могут его исправить, тем самым они помогут своему товарищу приобрести билет.

1) 5,9 + 1,6 1) 2,8 + 1,9
2) 8,9 + 4
· 2) 8 + 2,6
3) 13 + 4,2 3) 4,7 + 16
4) 2,1 + 1,36 4) 2,2 + 1,48
5) 4,7 – 2,8 5) 6,5 – 2,7
6) 5,1 – 1 6) 4,3 – 3
7) 3 – 2,4 6 7) 5 – 0,61
Молодцы ! С заданием справились .Итак, все заняли свои места на катере, плывем по течению реки. Капитаны докладывают , с какой скоростью они движутся. Все члены команд и пассажиры должны принять участие в движении катера, для этого необходимо дозаправить катера. Каждый правильно решенный пример – это капелька горючего. Каждый ученик получает карточку с заданием и самостоятельно выполняют задания. ( С последующей проверкой)
Задание. Округлить:
А) до десятых: 6,713; 8,752; 10,963; 12,908;
Б) до сотых: 1,726; 0,864; 3,408; 7,663;
В) до единиц: 63,6; 15,32; 0,51.
Каждый учащийся выставляет себе оценку: «5» за 11 или 10 верно выполненных ;
«4» за 9 или 8;
«3» за 6 или 7 примеров.
Продолжаем путешествие. Катера сели на мель. Чтобы снять их, надо выполнить задание с комментированием.
Решить уравнение: ( х – 8,48 ) + 2,16 = 3,9
Катера сняты с мели. Плывем дальше. На одной из пристаней мы решили отдохнуть, а также здесь мы будем решать задачи на смекалку, сообразительность.
Физкультминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
РАЗ – поднялись, потянулись,
ДВА – нагнулись, разогнулись,
ТРИ – в ладоши 3 хлопка Головою 3 кивка. ( упражнение повторили).
Решите задачи:
Что легче: 0,3 кг железа или 0,3 кг ваты?
2) 3 друга - Коля, Витя и Миша – решили купить шайбу , которая стоит1 рубль. У Коли и Вити по 0,25 р, а у Миши – 0,45 р. Будут ли вечером они играть в хоккей?
3) Однажды учитель предложил Вите Верхоглядкину сравнить дроби 0,31 и 0,6
- Это очень просто, - начал Витя,- Целые части этих дробей равны. Сравним дробные части.
31 больше 6, значит, и 0,31 больше 0,6.
Согласны ли вы с таким решением?
Найди ошибку:
а)3,27 = 3,3 б) 2,99 = 3,0 в) 12,34 = 12,3
г) 0,75 = 0,7 д) 8,18 = 8,2
(Учащиеся, верно объяснившие решение задачи , получают оценку)
Завершая путешествие, капитаны называют с какой скоростью они двигаются назад.
Итак, I катер шел по течению со скоростью15,7 км в час, а против течения – 8,3 км в час , а
II катер соответственно!8,5 км в час и 11,5 км в час.
А теперь каждая команда должна решить задачу: Какой путь они прошли , если двигались 2 часа по течению реки и 3 часа против течения? Умножение заменить сложением.
Какой получили ответ? ( двое учащихся , решивших задачу первыми, получат оценку»5»)
Молодцы ребята, задание выполнили. Чтоб сойти на берег запишем домашнее задание: Составить кроссворд по изученным темам, и подведем итог урока.
Путешествие завершено, оно прошло благополучно .


Заголовок 315