Урок русского языка Анализ нализ художественного текста

МБОУ «Чернухинская СОШ»







«Чудная картина, как ты мне родна»
А.Фет











Урок-анализ художественного текста (6 класс)
Учитель Донскова Г.Н.



Тема: «Чудная картина, как ты мне родна» А.Фет (Подготовка к сочинению-описанию)
Тип: повторительно-обобщающий урок.
Вид: урок-анализ текста, подготовка к сочинению-описанию.
Технологии: элементы технологии проблемного и развивающего обучения, исследовательский метод.
Обучающие цели:
- дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы
- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа
- познакомить с ролью прилагательных в описании природы
- научить понимать роль описания в повествовании
Развивающие: развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного
Оборудование: учебник, дидактический материал, схемы анализа текста, словарь, иллюстрации разных видов пейзажа, картина В.А. Липатова «Одинокая сосна»
Ход урока
№п/п
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1
Вступительное слово учителя:



-Ребята, посмотрите вокруг. Какая прекрасная погода! Пусть он, м.б. , не совсем удовлетворяет нас. Как необыкновенно красиво вокруг: снег покрывает землю, деревья – все что нас окружает. А ведь совсем недавно светило солнышко, зеленела трава, весело и неугомонно щебетали птицы. Чтобы ощутить, сколько изменений происходит в природе, надо очень внимательно всматриваться в окружающий нас мир, понимать его, слиться с ним воедино.
У Константина Георгиевича Паустовского есть прекрасные слова давайте их прочитаем.











Слова К.Г.Паустовского:
-В природу надо входить , как входит каждый, даже самый слабый звук в общее движение музыки. Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние. Наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой, и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышления о прожитой жизни.


-Ребята, о чём это высказывание?



- Сегодня на уроке мы попытаемся соприкоснуться с окружающим миром и выразить к нему своё отношение.
-Природа, окружающая нас, сама создает настроение.
Мы должны её понимать , ощущать её влияние на нас, любить, беречь


2.
Введение понятия «пейзаж».
–Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж», определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт. Почему стихотворение называется «Пейзаж»?

Зима всю землю в снег одела,
Проникла в каждый уголок.
Стоит в лесу под шапкой белой
Пенёк, похожий на грибок.
Не шелохнут ветвями елки,
Такая тишина вокруг,
Что слышно, как летят иголки
На чистый снег из белых рук.
- Что такое пейзаж? Прочитайте об этом в учебнике
- Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?
- Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?
- Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?


3.
Посмотрите на картину учителя нашей школы В.А.Липатова»Одинокая сосна»
- Опишите, что вы видите, постарайтесь уловить состояние автора картины, его отношение к тому, что он изобразил кистью и красками, и передайте это словами.
- Дети описывают картину.

4.
Анализ текста.
Цель: отработка речеведческих, правописных навыков
А вот как выразил своё отношение к предмету изображения мастер художественного слова Ю.Нагибин.








-Прочитайте текст (про себя, выразительно вслух), попробуйте на его примере понять, что хотел передать автор, что он увидел примечательного в изображаемом, почему именно на это дерево обратил внимание авто.
-В словаре найти толкование слов СОБОР, ЧЕХОЛ, ШАТЁР(инд.зад.)
У каждого на столе отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
- Описывается большой дуб, стоящий посреди леса.
-Это дерево поразило его, восхитило своей красотой, величиной, богатырскими размерами, могуществом

5.
-Докажите, что это текст, определите тему, осн. Мысль, выпишите ключевые слова.
- Это текст, т.к. предложения тесно связаны по смыслу. Содержание посвящено теме изображения зимнего дуба, оно достаточно полно. Это позволяет озаглавить текст.
-Осн. мысль – величие, могущество дуба.
-Смысловая цельность создаётся благодаря однотематической лексике- ключевым словам: лес, раздался, огромный, величественный, дуб, деревья расступились, развернуться, сила, раскинулись, толстый ствол, листва

67.
-Определите средства связи между предложениями.
-Порядок следования предложений довольно строгий, предложения нельзя поменять местами, т.к. нарушится логика содержания. Предложения связаны цепной и параллельной связью:
1-й абзац – м/у 1-м и 2-м предложениями связь параллельная: в каждом предложении говорится о своем;
м/у 2-м и 3-м - цепная: во2-м – дуб, в 3-м- старший собрат.
2-й абзац – связь параллельная:
в 1-м предложении говорится о ветвях,
во 2-м – о стволе,
в 3-м – о листве.
М/у абзацами связь цепная:
В 1-м абзаце гов. о дубе, 2-й абзац начинается с местоимения ЕГО.

7.
-Определите тип речи и стиль текста.






-Чем отличается художественный стиль?

-Какие эмоционально выразительные средства использовал Нагибин в тексте?
-Вспомните, что такое олицетворение, найдите олицетворения в тексте.
-Найдите в тексте глаголы с приставками РАЗ- РАС
-Какое значение придают данным глаголам приставки? Почему Нагибину нужны были глаголы именно с таким значением?
- Что такое эпитет? Найдите эпитеты в тексте.
-Белый цвет, кроме цвета, на что ещё указывает?
-Подберите синонимы к данным определениям
-как характеризуется дуб с помощью этих эпитетов?
-Такой художественный приём называется градация.



-Найдите ещё эпитеты(толстый ствол – это эпитет?)
-Какой он толстый?
-Как вы это понимаете?
-Значит, ствол не просто толстый, а очень толстый
-Повлияла ли его толщина на ваше восприятие? Поэтому это эпитет.



- Такие выражения, как серебряные нити, шёлковые ресницы, золотое утро выполняют одновременно функцию эпитетов и метафор. Называются они метафорическими эпитетами.
- Что такое сравнение?

-Найдите сравнение в тексте
-Словарь – слово собор.






-Что такое шатёр?







-Что такое метафора?


-Найдите метафоры в тексте.
-Почему в одеждах?


- почему листья в чехольчиках?













-Почему не в чехлах, а в чехольчиках?


-Что такое инверсия?


-Найдите инверсию в тексте
-Тип речи – описание, т.к. даны одновременные признаки картины стоящего посреди поляны могучего дуба.
- Стиль художественный, т.к. цель текста- воздействие на читателя. С помощью художественно выразительных средств нарисован образ величественного дуба.
-Эмоциональностью, образностью, выразительностью.
- Олицетворения (обогнула тропинка, раздался лес, стоял дуб)


-(деревья)расступились, развернуться, (ветви) раскинулись
-Приставки РАЗ и РАС придают глаголам значение увеличения объёма, пространства.

Эпитет- эмоциональное, образное определение(в белых, сверкающих (одеждах, огромный,величественный, большой);

-Чистота, свежесть, праздничность.
-Качество возрастает от малого к большому.
Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства, качества в процессе, в развитии(от малого к большому и наоборот).
-Глубокие морщины - глубокие потому, что дуб старый, мощный, у дуба почтительный возраст.

-В три обхвата
-Показывают, раскинув руки




-Эпитеты: снежные чехольчики
- серебряными нитями- это и эпитет, и метафора





-Сопоставление одного предмета с другим-сравнение.
-Дуб величественный, как собор
- Собор- многозначное слово:
1-е значение – собрание, съезд(устав)
2-е значение – главная или большая церковь в городе, монастыре.
-В тексте употребляется во 2-м значении: величие дуба сравнивается с собором- главной церковью, чтобы показать величие, красоту.
-Словарь: шатёр- многозначное слово:
1-е значение – большая палатка, крытая тканью, ковром
2-е значение –высокая, пирамидальная крыша колоколен, церквей
-В тексте употребляется во 2-м значении, чтобы показать, что ветви дуба заняли всю поляну.
-Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству.
-Дуб в белых сверкающих одеждах.
- Стать другим, более красивым помогают одежды. Здесь автор надел на дуб белые, сверкающие одежды.
-Словарь.
-Чехол- многозначное слово:
1-е значение – покрышка из мягкого материала, сделанная по форме предметаи защищающая его от загрязнения, влаги.
2-е значение- род нижней одежды, надеваемой под прозрачное платье
В тексте употребляется в 1-м значении:
Снег на листочки насыпался маленькими горками, как будто 1) одел каждый листочек, 2) обезопасил его от внешних воздействи. и
Дуб с листьями в снежных чехольчиках приобрёл совсем другой вид: свежий, праздничный.
- Автор использует уменьшительно-ласкательный суффикс, чтобы передать своё отношение к данной картине.
- Инверсия- нарушение последовательности речи, придающее фразеновый выразительный оттенок.
-Огромны и величественный, как собор, стоял дуб.
-Инверсия используется для того, чтобы акцентировать наше внимание на предмете изображения, дубе. Его автор поставил в конец предложения.

8.
-Какой напрашивается вывод из данного анализа художественно изобразительных средств?
-как же мы озаглавим текст?
-С помощью художественно изобразительных средств автору удалось создать удивительный образ дуба.
-Величественный дуб
-

9.
Обратимся к синтаксису
(Дети делятся на 4 варианта – каждому варианту для анализа предлагается своё предложение)
- Учащиеся в тексте находят грамматические основы, разбирают по членам предложения, рисуют схемы, объясняют постановку знаков препинания:
1 вариант – 1-е предложение
2 вариант – 3-е предложение
3 вариант – 5-е предложение
1 вариант – 6-е предложение

10.
-Какие орфограммы встречаются в тексте?
-Безударные гласные в корне
-приставки на З, С.
-

11.
Слово учителя: смотрите, как можно с помощью слова нарисовать прекрасную картину. Закрыв глаза, сможете ли вы представить себе этот зимний дуб?



12.
А теперь сами попробуйте побывать в роли художников слова:
1-я группа- предлагаемую основу текста обогатить художественно изобразительными средствами, так, чтобы создать образ.(Дети должны написать текст с более глубоким, красивым содержанием.
2 группа – даны ключевые слова. Опираясь на них, создать свой текст.
Тексты художественного стиля, тип речи описание.
1 группа – основа текста
Спряталось солнце.Тучи заволокли небо. Начался дождь. Акация плачет. Дерево постарело, молит о солнце.
2 группа- ключевые слова
Зима, солнышко, морозец, снежок. лыжи, опушка, берёза, крошки-ёлки, одеяло, свежесть, красота, ощущение, лёгкость, новизна, торжественность.



Тексты зачитать

13.
Д.З.: написать небольшое по объёму сочинение в художественном стиле. Зависимости от того, что вы будете описывать, конкретизируйте тему описания, озаглавьте свой текст.Готовясь к работе, обязательно наблюдайте за тем, что вы решили описать.
Примерные темы сочинений:
Морозные узоры на моём окне
Каким я видел снег
Берёзка в снегу
Яблоня в зимнем наряде
Слёзы на снегу


15