Конспект урока по русскому языку Склонение имён прилагательных во множественном числе


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Подготовила и провела Обухова С.В.

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цели: Формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.
ХОД УРОКА
І. Орг.момент.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
От кого зависит успех урока?
ІІ. Актуализация знаний
Минутка чистописания
Бб Бб Бб
- Какое дерево является символом России?
- Что вы знаете о правописании этого слова?
- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька
- Зачем мы это делаем?
- Какую гласную должны запомнить?
-На какие группы можно разделить слова?
- С помощью каких слов мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)
- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)
ІІ. Сообщение темы и цели урока
- Какие стихи о берёзе вы знаете?
РАБОТА В ПАРЕ:
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока. Какое задание предложите для выполнения?
Улыбнулись сонн... березки,Растрепали шелков... косы.Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян... росы. 
– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа? Итак, назовите тему урока. На какой вопрос нужно ответить к концу урока?(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).
- Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?
ЦЕЛИ:
Научиться склонять имена прилагательные во множественном числе.
Научиться выделять и правильно писать окончания имён прилагательных.
ВОПРОС: Как склоняются имена прилагательные во множественном числе?
ІІІ. Работа по теме урока
1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе
На доске записаны словосочетания:
-Определите род имён прилагательных.
- Поставьте словосочетание в форму множественного числа, определите род имён прилагательных, можно ли определить род во множественном числе?
- Какой вывод можно сделать?
- Просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)
1 ряд: стройная девочка;
2 ряд: зимний день;
- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )
- Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)
Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
2. Проверка по таблице окончаний стр.38
Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.
ІV. Физминутка «Четыре стихии»
Земля – приседаем, вода – руки в стороны, огонь – руки вверх, воздух – подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз – дети выполняют движения)
V. Продолжение работы по теме урока
3. Работа с учебником
- Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного)
- Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?
- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)
- В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?
VІ. Закрепление
РАБОТА В ГРУППАХ.
У вас на столах карточки. Посмотрите на них. Сформулируйте алгоритм работы по карточкам.
Карточка №2
За воздушн… шар… -
О летн… каникул… -
К соседск… мальчишк… -
Из колюч… куст… -
На музыкальн… инструмент… -
По речн… волн… -
За воздушными шарами - Т.п.
О летних каникулах - П.пК соседским мальчишкам - Д.п.
Из колючих кустов - Р.пНа музыкальных инструментах - П.пПо речным волнам - Д.п.
(ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ
Алгоритм работы в парах:
Прочитайте словосочетания , поставив слова во множественном числе.
Выделите окончания.
Определите падеж имён прилагательных.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА .
Упр.83. 1,2 предложения – взаимопроверка.
Д.р
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ.
Уровень 1
а) Спишите.
На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 2
а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 3
а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки : мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.
Хороший (люди, настроение, подарок, песня).
Синий (колокольчик, река, озёра, небо).
Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).
б) Выделите окончания имён прилагательных.
Самооценка.
VІІ. Рефлексия
- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне было интересно….
- Выполнение каких задание вам давалось легко…
-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности
VІІІ. Домашнее задание: стр.18-19 – таблицы окончаний, стр.20 Упр.27