Конспект урока по русскому языку на тему Склонение имен прилагательных во множественном числе


Конспект открытого урока для учителей начальной школы МБОУ СОШ №1.
Дата: 07.02.2015г.
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
- Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
- Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.
Методы: проблемный, частично-поисковый, фронтальная беседа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
- Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.
- Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.
- И сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с прочтения высказывания К.Г.Паустовского о русском языке:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав данное высказывание?
- А какие слова дали самую точную характеристику русскому языку?
- Какой частью речи они являются?
- А теперь запишем в тетрадь дату.
- Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)
- От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)
2. Актуализация знаний.
- Мы с Вами подбирали эпитеты к существительному «урок», скажите какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)
- Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
Групповая работа. (Приложение1)
На листах просклоняйте имена прилагательные.
  I группа II группа III группа
И. п. Интересный урок Веселый урок Содержательный урок
Р. п. Интересного урока Веселого урока Содержательного урока
Д. п. Интересному уроку Веселому уроку Содержательному уроку
В. п. Интересный урок Веселый урок Содержательный урок
Т. п. Интересным уроком Веселым уроком Содержательным уроком
П. п. Об интересном уроке О веселом уроке О содержательном уроке
– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)
– А какие окончания? (Одинаковые)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.
– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? 
Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
3. Постановка учебной задачи.
– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Просклоняем теперь
I вариант – Интересные уроки
II вариант – Веселые перемены
И. п. (какие?) Интересные уроки Веселые перемены
Р. п. (каких?) Интересных уроков Веселых перемен
Д. п. (каким?) Интересным урокам Веселым переменам
В. п. (какие?) Интересные уроки Веселые перемены
Т. п. (какими?) Интересными уроками Веселыми переменами
П. п. (о каких?) Об интересных уроках О веселых переменах
– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
И. п., В. п.ые, ие Р. п., П. п.ых, их Д. п.ым, им  Т. п.ыми, ими
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
– Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
– Прочитайте правила про себя и вслух.
– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
6. Физкультминутка.
- Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.
Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).
7. Работа в парах с самопроверкой по эталону.
Работа в парах. (Приложение2)
- У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.О летних каникулах – П. п.К соседским мальчишкам – Д. п.Из колючих кустов – Р.п.С трескучими морозами – Т. п.До первых заморозков – Р. п.На музыкальных инструментах – П. п.По речным волнам – Д. п
– Достаточно. Проверим по эталону.
– Какие пары выполнили точно так же?
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
- Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
– Составьте предложение, используя слова на слайде.
Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.
Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.
- Запишите предложение.
- Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.
(Проверка у доски)
8. Дифференцированное домашнее задание (приложение3)Перед вами текст.
Прочитайте его.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
– Какая часть речи пропущена?
– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Желтая карточка
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.
Синяя карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
9. Рефлексия учебной деятельности
- Оценить результаты учебной деятельности.
- Вспомните тему нашего урока.
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)