Урок по русскому языку 4 класс школа 2100 Изменение имён существительных в единственном и во множественном числе по падежам


Тема: Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе.
Цель урока:сформулировать новые знания, умения и навыки по теме: «Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах».

Задачи:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-формировать уважение, интерес к языку как части национальной культуры.
- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников
- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-развитие умения извлекать информацию, представленную в разных формах, пользоваться разными видами чтения ( изучающим, ознакомительным)
- развивать умение анализировать, сравнивать материал
- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- сформулировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и во множественном числах;
- сформулировать умение различать падежи по их признакам

Тип урока:урок развития умений и навыков.
Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная





Этапы урока
Ход урока
Действия учителя
Действия ученика
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация изученного.






















































II.Формирование новых знаний





























































































III.Первичное закрепление







































































IV.Включение в систему знаний и повторение

















































V. Рефлексия

























1. Языковая разминка.
- Итак, прозвенел звонок, начался урок.
- Садитесь. Откройте тетради. Запишите число (Второе декабря ). Классная работа. - Урок русского языка мы, как всегда начинаем с минутки чистописания. Слайд 2
- Какое соединение гласных и согласных букв используется в этих сочетаниях? (нижнее)Запишите по 2 эти сочетания.
- Какие слова здесь записаны? (холода, водяной, прячется)
Объясните, пожалуйста, почему именно эти слова мы запишем? (т.к. есть эти сочетания букв)
-Запишите слова, решив орфографические задачи. К каким частям речи относятся эти слова? Подпишите сверху.
- !!!Подумайте, какое задание нам нужно выполнить в этом предложении. (списать, вставить пропущенные буквы, поставить знаки препинания) Запишите предложение. Обозначьте орфограммы.
- А теперь поменяйтесь тетрадями. Проверяем, а (ребенок) комментирует написанное. Оцените работу соседа по сигнальным карточкам.(карточки)Слайд 3
- Почему так оценил? А ты?

2. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемного вопроса.Слайд 4
- А сейчас давайте запишем словарные слова в два столбика. Первый столбик будет писать и проговаривать написание слов (ребенок), а второй -
Профессия Черёмуха
Аккорд Иней
Дрожжи Сентябрь
Егерь Лагерь
Жужжать Огурец
- Молодцы, хорошо.
- Найдите, какое слово лишнее в 1-м столбике? (егерь) Почему?
- Что объединяет остальные слова 1-го столбика? (удвоенная согласная буква в корне)
- Найдите лишнее слово во 2-м столбике? (огурец). Почему? (надо запомнить букву безударного гласного о, а во всех остальных словах – буку е)
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (падеж, число)Слайд5
- Что объединяет эти два понятия? (это непостоянные признаки имён существительных)
- Сегодня на уроке они являются ключевыми словами.
- Дополните группу ключевых слов. Слайд 6

- Сформулируйте тему и цель урока.(тема- Изменение имён существительных по падежам в ед. и мн.числе. цель-научиться изменять)Слайд 7
- Может быть, кто-то подскажет, как называется такое изменение имен существительных? (СКЛОНЕНИЕ)
- Сегодня нам и предстоит разобраться в склонении имен существительных в единственном и множественном числе. - Но, для начала повторим слова помощники и вопросы падежей.(Имен. -есть –Кто?что?Род. –нет - Кого? Чего?Дат.-дать – Кому? Чему?, Вин. -вижу – Кого? Что?Твор. -доволен – Кем? Чем?Предл.- думаю – О ком? О чём?)
- У вас на столах лежат карточки. Выполните задание. Поработайте в парах. Помните правила работы в парах. Слайд 8. Давайте проверим. Диктуй, по цепочке Слайд 9 - Все выполнили правильно? Молодцы.
3. Развитие учебно-языковых и речевых умений.Слайд10
1. Работа у доски.

(Найдите «лишнее» слово: 1) на собаке; 2) с собачкой; 3) перед собакой; 4) у собаки)
- Что объединяет все записанные слова?(падежные формы с предлогом)
- А какое слово лишнее? (Собачка) Почему? (однокоренное слово, а не форма слова собака)
- Можно ли у этих существительных определить падеж? (да)
- Что в этом помогает? (предлог) - Теперь давайте выясним, действительно ли изменяются имена существительные во множественном числе по падежам.
2. Работа в учебнике.
1. Упр. 126 – развитие умений определять падеж имён существительных во мн. ч.
- Выполним упражнение 126 стр. 100 (работа с учебником).
- Прочитайте задание про себя. Что надо сделать? (выписать имена существительные во мн.ч., выдел.основу, окончание, указать падеж)
- А знаете ли вы, что такое Мещёра? Слайд 11Читает ребёнок.
Слайд 12
И.п. Д.п. Д.п. П.п. И.п.
Леса, по лесам, по дорогам, в лесах, километры.(выделяют основу и окончание, указывают падеж)
- Сделайте вывод. (Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам.) - Прочитайте таблицу на стр.114 и скажите, правильно ли мы сделали вывод.
- Чем же отличаются падежные формы одного и того же слова в единственном и во множественном числе? (разные окончания)
- Какие окончания во множественном числе у существительных в Д.п., Т.п. и П.п.?
- Физминутка. Слайд 13

4. Закрепление.
1.- Кто помог нам в проведении физкультминутки? (снеговики)
- Измените слова снеговик и снеговики по падежам.(У доски 2 ученика) Проверка. Слайд 14.
– А сейчас вам предстоит просклонять самостоятельно два слова: звезда, звёзды.Слайд 15.
- Но прежде объясните лексическое значение слова ЗВЕЗДА.( Небесное тело, Тот, кто прославился в какой-либо области деятельности, Геометрическая фигура, Морское беспозвоночное животное)
Упр. 127 – развивается умение изменять существительные по падежам и включать их в собственный текст.
а) Один ученик изменяет имя существительное звезда, а другой – звёзды. (Работа на доске.)
- Как называются такие слова? (многозначные) Сам.работа. Проверка.
- Как вы просклоняли эти слова. (чтение)
б)Составление текста. Самостоятельная работа.
Моя мечта.
На небе зажглись звёзды. Как же их много! Я люблю читать книги о далёких звёздах. Как бы хотелось полететь к этим таинственным мирам. Я лежу на траве под звёздами и любуюсь ими.
2.- Спишите текст. В скобках запишите нужные вопросы. Определите падежи, выделите окончания. Проверка. Слайд 16.


5. Итог урока.Слайд 17
- Вспомните, какая была цель урока? Как изменяются существительные в единственном и множественном числе? (изменяются по падежам, в ед. и во мн. числе изменяют разные падежные окончания)
- Что нового узнали о падежах? (падеж есть в разных языках, падежи имеют другое, непривычное название, в разных языках разное количество падежей)
- Оцените свою работу на уроке. Почему так оценили?


Записывает дату. Дат задание на повторение пройденного материала. актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.


































Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах. Дат инструкцию. Просит записать тему урока. Создат ситуацию успеха.



















































































Дат задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения. Осуществляет дифференцированный подход к учащимся










Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
































Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка). Дат задание по упр. Обращает внимание ребят на творческую работу , просит определить падеж сущ.












































Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы
осуществляется актуализация имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Также дети систематизируют информацию до её изучения, высказывая предположения о решении поставленной проблемы. Если знаний недостаточно, они задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. На данной стадии с помощью вопросов и предположений школьники формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Кроме того, у детей возникает познавательный интерес и желание узнать новое.

Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)



















Производят взаимопроверку в парах, делают вывод. Работают в тетрадях. Записывают тему урока. Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы.
Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнром (К) Самоопределение (Л)









































































Выбирают сами вариант. Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод.

















Постановка и формулирование проблемы (П) Робота в группах (К) Составление предложений по схеме (П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учтом позиций других (К)











































Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте. Работают в тетрадях, Изменяют слова снеговик и снеговики по падежам, заполняя таблицу. Выполняют творческое задание по составлению текста к упражнению.









































Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)



Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.













Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.













Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.



VI. Домашнее задание.
1. Задание № 4, тема 5 в рабочей тетради.
2. Составить рассказ по плану на тему «Падежи», используя материал учебника и упр. 66, 68, 71 (на выбор) в «Дидактическом материале». План составить самостоятельно и записать в тетради.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует поработать с орфографическим словарм.
Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.







































13 PAGE 14715



Рисунок 2 Заголовок 315