Игры и игровые технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Консультация
для педагогов учителя - логопеда МАДОУ № 6
Кесслер Елены Стасио
Тема: «Игры и игровые технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
В наше время сложилась такая тенденция, что с каждым годом растет количество детей с нарушениями речи. Если раньше дети с нарушениями речи посещали только группы логопедические, то сейчас они посещают и общеразвивающие группы.
В работе с такими детьми, нужен особый подход и соответствующие условия.  Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания.  Основная цель использования дидактической игры заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей.
При подборе игрового и дидактического материала учитывается структура речевых нарушений детей, их индивидуальные и возрастные особенности.
Не секрет, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).
Коррекционный уголок.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, артикуляционной моторики, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания и на развитие мелкой моторики рук.
Расположен он в хорошо освещенном месте и несколько удален от игровой зоны, это создает более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку удобный, дети сами могут подходить к нему и заниматься.
«Тренажеры для развития речевого дыхания» - в пластиковые бутылочки насыпается серпантин, в крышечку вставляется коктейльная трубочка.
С потолка опущены ниточки, на которых расположены снежинки (в зависимости от лексической темы, атрибутика меняется). Ребенок делает вдох через нос, губы складывает трубочкой, и плавно, длительно на выдохе дует на снежинку либо коктейльную трубочку, при этом щеки не надувает. Такие игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата.
«Дидактический стол» - к столу приклеены горлышки от пластиковых бутылок, объединенные общим сюжетом. Ребенок, прикручивая пробки, не только создает общий сюжет, но и должен соотнести цвет пробки с цветом фона.
«Волшебные ленты» - изготовлены из цветных атласных лент и цветных прищепок. Дети берут прищепку и прикрепляют ее к ленте такого же цвета. Эти же прищепки можно использовать, прикрепляя их к геометрическим фигурам тем самым создавая различные образы. Играя в эти игры, дети закрепляют не только знания о цветах, но и тренируют мелкую моторику рук и ловкость.
«Рисование» - дети рисуют по манке или песку. Такое рисование имеет огромное значение для развития ребенка. У него значительно расширяется словарный запас, развивается мелкая моторика рук, появляются знания о различных тактильных ощущениях. Дети приобретают чувство уверенности в себе, в своих силах, учатся взаимодействовать с окружающими.
«Звуковая дорожка» - для автоматизации звуков я использую звуковые дорожки. Из картона вырезаны прямоугольные полосы, слева прописывается буква, от нее выкладывается дорожка из различного материала. Ребенок пропевает этот звук, пальчиком проводя по дорожке. Таким образом, мы автоматизируем заданный звук.
«Найди пару» - круг разделен на две половины в середине две стрелки. На верхней части выкладываются картинки. Воспитатель стрелкой указывает на определенную картинку, вторая стрелка на пустой кружок снизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка (например: рак-мак). Эта игра упражняет детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивает фонематический слух.
«Засели домики» - используется коробка с ячейками (на дне каждой ячейки приклеена буква). Перед детьми набор разных картинок, предлагается расселить картинки по ячейкам – домикам (на первый звук, на последний, в середине слова). «Паровозик» Цель: упражнять детей определять наличие указанного звука в слове; количества звуков в словах; количество слогов в словах.
Ребенку предлагается заселить вагончики на один заданный звук; на три заданных звука; на односложные слова; на двухсложные слова.
«Кто быстрее соберет» Цель: упражнять детей в дифференциации звуков с-ш, р-л. Играют двое детей. Каждый ребенок должен заселить в дом предметы с заданным звуком
«Назови, как зовут» Цель: закрепить умения выделять первый и последний звук
Детям предлагается узнать, как зовут девочку и мальчика по картинкам в верхнем ряду, определяя первый звук изображенной картинки
«Звуковой анализ слова» Цель: научить проводить звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему или фишки.
Дидактическое пособие «Посадил дед репку»
Используя пособие воспитатель: закрепляет знания детей по содержанию сказки «Репка»; умение воспроизводить последовательность действий героев;
развивает память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук
«Собери гусеницу» используется на индивидуально-подгрупповых занятиях логопеда или воспитателя, для домашних занятий родителей с детьми.
«Разложи по цвету» Цель. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование. Коробка с разноцветными выемками, предметы-вкладыши соответствующего цвета, мешочки по количеству участников.
Все эти игры, сделанные своими руками, займут достойное место на занятиях и в свободной деятельности. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого, происходит формирование и совершенствование речевой активности детей.