Доклад «Роль классного руководителя в воспитательной системе техникума»


Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
ДОКЛАД
«Роль классного руководителя в воспитательной системе техникума»

Подготовила: Карпова М.А.
Бугуруслан. Классный руководитель занимает ключевое место среди субъектов воспитательного процесса. Он является формальным и фактическим лидером учебного коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности обучающихся, помощником, наставником и другом своих воспитанников.
Цель его работы: организация взаимодействия вверенного ему коллектива.
Задачи классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива обучающихся
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального самовыражения каждого обучающегося, раскрытие потенциальных возможностей личности каждого
- формирование здорового образа жизни обучающихся
- развитие системы социальных и личностных отношений внутри классного коллектива через организацию разнообразных видов воспитательной деятельности
- защита прав и интересов обучающихся
- организация системной работы с обучающимися
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
Задачи классного руководителя реализуются при выполнении следующих функций:
1) аналитико-прогностическая
2) организационно-координирующая
3) коммуникативная
4) контрольная
Аналитико-прогностическая функция включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей обучающихся с помощью психолога
- направление самовоспитания и саморазвития личности обучающегося
- определение состояния, динамики и перспектив развития классного коллектива
- анализ и оценку семейного воспитания обучающихся
- анализ уровня воспитанности коллектива и личности
Организационно-координирующая функция предполагает
- разработку плана деятельности классного руководителя исходя из анализа состояния и перспектив развития классного коллектива
- прогнозирование результатов воспитывающей деятельности
- установление контактов с родителями обучающихся
- проведение консультаций, бесед с родителями
- ведение документации (социальных паспортов, разработка материалов к классным часам)
- проведение классных часов и родительских собраний
- организацию дежурства по классу, образовательному учреждению
- заботу о внешнем виде воспитанников
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом группы в целом
Коммуникативная функция заключается:
- в оказании помощи обучающимся в формировании позитивных взаимоотношений между детьми
- в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе
- в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств
Контрольная функция предполагает:
- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося
- контроль за соблюдением правил поведения обучающихся
Классный руководитель контролирует ход целостного воспитательного процесса, координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самовоспитание и саморазвитие обучающихся.
Классный руководитель, в первую очередь, формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.
В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует с учителями-предметниками, педагогом-психологом, с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, библиотекарем образовательного учреждения.
В своей работе классному руководителю необходимо уделять особое внимание такому социальному институту как семья. Работа с семьей организуется в интересах ребенка. При таком взаимодействии лучше можно изучить личность ребенка, его психофизиологические особенности, организовать помощь в обучении.