Обобщение опыта Развитие креативных способностей обучающихся через создание портфолио


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
МОБУ «Академическая средняя общеобразовательная школа»
Вышневолоцкого района
Тверской области
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПОРТФОЛИО»
подготовила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Сычева Татьяна Вениаминовна
август, 2015 г.
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПОРТФОЛИО».
ЦЕЛЬ: разработка условий, позволяющих активизировать и развивать творческие способности младших школьников через организованную работу по созданию портфолио.
ЗАДАЧИ:
1. Подбор, изучение и анализ литературы по вопросу применение технологии портфолио как одного из способов развития творческих способностей младших школьников.
2. Создание системы занятий для проявления, активизации и развития творческого потенциала учащихся при создании портфолио.
3. Анализ результативности по данному вопросу через использование психологических методик по выявлению творческого компонента

Условия возникновения и становления опыта
Предпосылками возникновения и становления опыта являются сложившиеся противоречия:
с одной стороны, сегодня четко осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития, т.к. в условиях стремительно развивающегося мира, увеличения и постоянного обновления информации, важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать;
с другой стороны, особенности оценки качества образования, которая находится сегодня в зоне повышенного внимания
Поэтому в данной ситуации считаю необходимым создание и практическое применение системы работы, направленной на активизацию и развитие творческих способностей у младших школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности с фиксированием достигнутых результатов развития в потрфолио.
Основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий, заданий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого обучающегося, отслеживания результатов развития.
По мнению академика М. М. Поташника качество образования есть соотношение цели и результата при том, что результаты заданы конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Для того, чтобы цель была направлена на конкретного субъекта(ученика), а результаты превратились в оценку его личностных достижений, требуется создание целой системы организации и управления образовательным процессом.
Где можно увидеть эти результаты? Как следует их представить ,чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным, и мотивировал ребенка добиваться еще более высоких результатов ?
Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по развитию креативных способностей младших школьников следует рассматривать педагогическую технологию портфолио.
Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Девиз работы с портфолио ученика начальной школы:
«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»
Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления в учебной-воспитательной деятельности .
Актуальность и перспективность опыта
Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты.
Наше общество является развивающимся, а «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом…». Так говорится в концепции модернизации российского образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. Соответственно школа должна создать условия для всестороннего развития детей, их познавательных интересов, навыков самообразования, общеучебных умений, и, конечно, творческих способностей и фиксирования личностных достижений каждого обучающегося.
«Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.
Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является разнообразная деятельность в учебно- воспитательной работе .
Ведущая педагогическая идея
Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося, фиксирование и отслеживание динамики роста успехов.
В своей работе я опираюсь на:
· Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которой должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.
· Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
· Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие.
· Игровые технологии (Иванов И.П.).
· Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.
Данные теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками составили основу системного изложения теоретической части работы.
Новизна опыта
Источником новизны является углубленная работа по развитию творческих способностей учащихся через включение в систему работы по созданию портфолио:
1. Разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего художественно-творческую, познавательную, музыкальную, коммуникативную, игровые виды деятельности.
2. Использование методов, приемов, форм организации учебной, внеурочной, игровой, воспитательной деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения.
3. Создание психологически комфортной обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуации успеха, доброжелательность).
4. Опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.

Теоретическая база опыта
Опыт имеет теоретическое обоснование, позволяющее грамотно организовать процесс развития творческих способностей младших школьников в учебно –воспитательном процессе, отраженном в портфолио.
Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие. Есть много определений - что такое «способность». Мне близко определение Б.М. Теплова. В понятии «способность», по его мысли, заключены три идеи:
· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;
· не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
· понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Развитие творческих способностей является результатом обучения творческой деятельности младших школьников. Можно выделить компоненты творческих способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.
Важность творческого компонента именно для будущего человечества подчеркивал Выготский Л.С.В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет: «Если бы деятельность человека ограничивалась воспроизведением только старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.» И действительно, творчество – есть некая деятельность, когда на основе имеющегося у человека опыта, он создает, воображает, придумывает то, чего ранее до него никто не придумал и не создал.
Потому в образовании с подачи Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева и многих других педагогов-ученых и практиков появился принцип творчества (креативности).Он предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Здесь, прежде всего, имеется ввиду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Этот принцип я использую во время работы по созданию портфолио учащихся, стараясь не давать им готовых образцов решения, а подталкивая к самостоятельной мыслительной деятельности.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио – это:
-способ фиксирования,накопления и оценки(включая самооценивание) индивидуальных достижений школьников в определенный период обучения.
-коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующие усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
-систематический и специально организованный сбор работ, используемый учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков, отношений школьников.
Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика : собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании.
Портфолио- это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, таких как:
-поощрять активность и самостоятельность
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности
-формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность
-развивать творческие способности(мышление, воображение) обучающихся
Работа в технологии портфолио в условиях начальной школы представляет огромные возможности для проявления ученического творчества, для самостоятельной и совместной работы учащегося, учителя и родителей по выбору вариантов накопления результатов, их систематизации
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Выготский Л.С. уточняет, что творчество возможно исключительно на основе имеющегося опыта, иначе невозможно создать что-то новое (потому возможности творчества у взрослых шире).
Соответственно важно обогатить мир ребенка яркими впечатлениями, новыми знаниями, полученными через разнообразную деятельность, помочь получить свой собственный опыт.
Опыт творческой деятельности предполагает:
· перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
· самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
· комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.
В своей работе с детьми я стараюсь предложить им самые разные виды творческой деятельности. Это разнообразие соответствует принципу природосообразности, изложенному М. Монтессори в своей книге «Метод научной педагогики». Центральным понятием педагогической системы М. Монтессори является понятие саморазвития. Саморазвитие объективно происходит с детьми. Никто не говорит об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений каждого малыша на том или ином этапе жизни. И нет в педагогике М. Монтессори понятия «ребенок должен». Он сам стремится чего-то достичь, а наставница лишь помогает ему по его же просьбе.
В соответствии с этим принципом я стараюсь обеспечить детям обстановку, в которой они сами вольны выбирать себе занятие по душе и саморазвиваться, а результаты своей работы фиксировать в портфолио. Не обязательно, что результат работы должен быть получен на высоком уровне, главное – результат.
Для развития творческих способностей необходимо знать самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Именно эти принципы заключает в себе гуманно-личностный подход к обучению и воспитанию Ш.А. Амонашвили. Согласно данному подходу, «ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность; целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.»
Такой подход к детям делает их внутренне свободными, раскрепощенными и готовыми к творчеству, деятельными, активными участниками процесса созидания.
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное общество. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие творческих способностей личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого и является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности
Приведем в качестве примера несколько занятий по развитию креативных способностей детей младшего школьного возраста при создании портфолио, предлагаемые доктором психологических наук Евгенией Яковлевой. Первый раздел: «Мой портрет»
Занятие «ЭТО Я»
ЦельСоздание каждым учеником автопортрета.
МатериалБольшие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.
Ход занятия
Ведущий. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?
Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.
Ведущий. Да, когда человек сам себя рисует (принятие).
Ребенок: это когда ты сам автор своего портрета.
Ведущий. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие).Дети могут не знать значения слова «автопортрет». Поэтому ведущий может получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле».В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается ведущим: «Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване — где угодно (принятие). Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).Может быть и так, что ведущий не получит никаких ответов на свой вопрос. В таком случае он сам раскрывает значение слова «автопортрет».Ведущий. Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?
Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.
Ведущий. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет
Ответы детей: это был бы просто портрет.
Ведущий. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?
Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур. Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.Если дети не называют такие способы, им надо предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Дети могут изобрести и другие способы.
Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят).
После того как контур каждого ребенка нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся. Каждый может нарисовать себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную.Это один из центральных моментов занятия. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают.
Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения. Ведущий должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение:
— Ты, оказывается, любишь джинсы!
— О, тебе идут свитера!
— Какой прекрасный костюм принцессы!
Потом детям предлагают посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. (А можно вначале нарисовать свое лицо, а потом посмотреть в зеркало.) При этом ведущий обязательно напоминает детям: «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется».После того как портреты созданы, они прикрепляются на стене в классной комнате и каждому из детей предлагается рассказать о себе: как его зовут, кто его родители, где он живет, какой у него дом, что он любит. По ходу этого рассказа ведущий осуществляет безусловную поддержку и принятие.Иногда ребенок отказывается рассказывать про свою семью, говорить о своем доме.
Эта реакция ребенка тоже принимается ведущим: «Да, иногда не хочется ничего рассказывать. Мы только посмотрим, какой потрет у тебя получился».При этом обязательно надо отметить то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.
Благодаря таким видам занятий развивается содружество учащегося, учителя, родителей, которое приносит свои плоды. Учащиеся моего класса инициативны, стремятся к свободному выражению своих мыслей, творчески и эмоциональны, активны, способны рассуждать и обосновывать свой выбор.
Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу положительных результатов можно отнести:
-эмоциональное развитие учащихся
- развитие творческих и познавательных способностей
-сплочение детского коллектива
-вовлечение родителей в учебно – воспитательную работу.
Результативность опыта
Для контроля за результатом своей работы я использовала 3 фигурных субтеста Е.П. Торренса .
Первый субтест - «Нарисуй картинку» (построение образа на основе графического стимула), второй - «Закончи рисунок», третий - «Линии». По инструкции предлагается дорисовать линии до картины, чтобы она была необычной, интересной и не похожей на картины других, а потом придумать к ней название.
Время выполнения каждого субтеста 10 минут.
Далее необходимо было оценить рисунки по 5 критериям: беглость (количество выполненных рисунков), оригинальность (необычность), абстрактность названий, сопротивление замыканию, разработанность.
Первоначальное тестирование показало, что в большинстве случаев дети быстро и активно работают, у них высокие показатели беглости (от 16 – 20 баллов за 2 субтеста). Это говорит о том, что дети способны к творчеству, у них есть идеи. Было 4 человека, которые работали медленно и не смогли выполнить все задания в указанное время, причем двое детей не успели в силу детализации своих рисунков, а двое – отсутствия вариантов выполнения задания.
Один из важнейших показателей – «оригинальность» – свидетельствует о нешаблонности, самобытности творческого мышления. Колебания по данному показателю были очень широки (от 0 до 22 баллов за 3 теста).Выделилось 3 человека, у которых оригинальность проявилась очень ярко. Оригинальные рисунки отсутствовали у 30% детей.
Такой критерий, как «абстрактность названий», связан с мыслительными процессами синтеза и обобщения, это вербальное творческое мышление. Здесь так же были колебания от 2 до 18 баллов (за два субтеста). Чаще всего высокие баллы получали дети, заработавшие хорошие баллы за «оригинальность». Иногда названия оказывались более оригинальными, творческими, интересными, чем сам рисунок, что, видимо, было связано с разными типами личности воспитанников.
Интересен критерий «сопротивление замыканию».
Это возможность выйти за рамки предложенного, за границы, что и является по сути творчеством. Чаще всего рисунок, получивший балл за «оригинальность» и по критерию «сопротивление замыканию» получал 1-2 балла. Отсюда и сходство результатов: сопротивление замыканию отсутствовало у 22% детей. Высокие показатели (до 18 баллов) были у 15% детей.
Последний показатель – «разработанность» – это способность разработать свою идею, донести ее до зрителя, слушателя, что бывает важно в процессе создания инноваций, когда необходимо не просто выразить и высказать идею, но и доработать ее до практического применения в жизни. У ребят 1 класса наблюдались недоработки, отсутствие тщательности, что связано с возрастными особенностями, низкой произвольностью и невозможностью долго сосредотачиваться на чем-то одном.
Исследования, проведенные в начале изучения темы, показали, что необходима специальная работа с большей половиной детей по развитию их творческих способностей, что стимулировало меня к выявлению и созданию условий, способствующих развитию творческих способностей.
По итогам работы проводилось повторное тестирование.
Показатели беглости изменились мало. Данный критерии больше связан с психологическими особенностями ребенка: флегматик в любой деятельности работает долго и тщательно, а холерик – быстро и нередко с недоработками. Данные особенности изменить невозможно, их нужно знать и определенным образом использовать, приспосабливая к обстоятельствам.
Зато несколько повысился уровень оригинальности идей. Если при первоначальном исследовании у 30% оригинальных рисунков не было вовсе, то по итогам работы 100% учащихся имели баллы за оригинальность. Максимума не достиг никто, но многие имели достаточно высокие баллы.
Абстрактность названий повысилась, теперь 46% детей имели от 12 до 18 баллов, что считается хорошим уровнем. Названия стали интересными, многие придумывали не просто названия, а целые истории по своему рисунку и готовы были ярко и красочно рассказывать их.
Изменились показатели по критерию «сопротивление замыканию». По-прежнему были дети, набравшие 0 баллов, но их стало меньше, 12% (при первоначальном тестировании 22%). Рисунки, набиравшие баллы по этому показателю, были интересны и оригинальны.
Особенно сильно повысился уровень разработанности работ. Здесь важна была, как работа над развитием творческих способностей, так и взросление учащихся.
В целом могу сказать, что создание специальных условий по развитию творческих способностей в учебно – воспитательном процессе при создании портфолио, повысило показатели по 4 критериям их 5 предложенных в тесте Е.П. Торренса. Воспитанники стали более активны, коммуникабельны, творчески проявляли себя в деятельности, ярче проявился познавательный интерес и желание двигаться
дальше в развитии своих способностей. Некоторые стали посещать дополнительные кружки и спортивные занятия.
Таким образом, считаю, что мои теоретические идеи успешно прошли проверку практикой.
Вывод: для развития творческих способностей школьников при создание портфолио должны быть созданы специальные условия:
· Творческие мастерские разной направленности
· Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые
· Использование технологии КТД, проведение воспитательно- досуговых мероприятий, праздников
· Творческие задания познавательного характера
· Организация развивающей среды в учебно – воспитательном процессе
· Наблюдения, исследования, экскурсии
· Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка.
Продолжать эту работу я планирую и в дальнейшем.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.- М., 2002.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
4. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
5. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 2001.
6. Как воспитать в ребенке творческую личность. Ростов–на -Дону, 2004.
7. Монтессори М. Метод научной педагогики. –М., 2010.
8. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. М., 2006.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
10. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год
11. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I.- М.: Педагогика, 1985.
12. ФГОС Начального общего образования на период 2010-2012 гг.
13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды –М.,1989г.