Концептуальное изложение педагогического опыта

Концептуальное изложение педагогического опыта

«Формирование правильной осанки школьников»

Прокопенко А.И.
Учителя физической культуры
МС(к)ОУ «Ялуторовская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №6 для слепых и слабовидящих детей

От занятий физкультуры
Будет стройною фигура,
Горделивою осанка
И здоровою спина.

Здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы дети испытывали потребность в физических упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи.
Неотъемлемой составной частью физкультуры является воспитание и формирование правильной осанки человека. От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение санки неблагоприятно складывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних органов.
Осанка имеет большое эстетическое значение. Миллионы зрителей с восхищением наблюдают за участниками соревнований по художественной и спортивной гимнастике, акробатике, фигурному катанию, любуются стройными, гармонически развитыми спортсменами с хорошей осанкой.
Красота фигуры - это гармония, взаимное соответствие всех пропорций. Правильная осанка делает движения красивыми и плавными, походку - устойчивой, ритм и длину шага - уверенными.
Хорошая осанка - это не только красота, но и здоровье. У сутулых людей грудная клетка сдавлена, поэтому легкие и сердце работают в худших условиях. Емкость легких снижается, снижается объем дыхания, ухудшается кровоснабжение всего организма, нарушается доставка тканям кислорода, что естественно, сказывается на работоспособности мышц. Но хорошая осанка редко бывает врожденной. Она вырабатывается годами, в процессе роста и развития человека, зависит от строения позвоночника, равномерной тренировки различных групп мышц и эластичности поддерживающих его связок. Осанка часто нарушается у людей, ведущих пассивный образ жизни, из-за вынужденной слабости определенных мышц, особенно спины и живота. Школа. Дети. Половина дня за партой. Конечно, это нелегко. Спина устает. Ребята невольно меняют позу, облокачиваются на парту грудью или боком. Так дети привыкают к неправильной рабочей позе. У них искривляется позвоночник. Причиной этого может быть не только неправильная поза за партой, столом, но и мебель, не соответствующая росту школьника, односторонняя нагрузка на тело, а также мышечная слабость.
К чему приводит искривление позвоночника? В лучшем случае, если ребенок подвижен, много гуляет, играет, бегает с ребятами во дворе, остается небольшой след - одно плечо чуть-чуть ниже другого. Однако искривления бывают и более серьезными.
По статистике у наших школьников искривления позвоночника нарастают с 20% у первоклассников до 80% у старшеклассников.
Причина? Ослабление мышечного корсета, связочного аппарата и костей позвоночного столба из-за малоподвижного образа жизни! Двух уроков физкультуры мало. По мнению ученых, необходимо минимум 8. Если же учащиеся к школьному режиму сидят дома за уроками 3-5 часов и еще больше у экрана телевизора или монитором компьютера- процент искривления доходит до 100%.
Правильная осанка во многом зависит от развития силы и выносливости мышц опорно-двигательного аппарата и в первую очередь мышц туловища: спины, брюшного пресса и шеи.

С проблемой осанки школьников я столкнулся с начала своей педагогической деятельности.
Цель, моей работы - это обеспечение с помощью специальных упражнений полноценного развития правильной осанки у школьников.
Для этого ставлю следующие задачи:
Укреплять здоровье школьников;
Систематически следить за правильным положением школьников во время занятий, отдыха и выполнением физических упражнений;
Корректировать недостатки физического развития;
Своевременно выявлять вредные привычки, порождающие неблагоприятные изменения, возникающие в опорно-двигательном аппарате.

Основные вопросы, изученные по теме:
1. Осанка и её значение;
2. Причина нарушения осанки;
3. Возможные дефекты осанки;
4. Комплексы упражнений для развития мышц, обеспечивающих правильную осанку.

Упражнения, которые я объединяю в специальные гимнастические комплексы, двух видов: на формирование правильного положения тела в пространстве и на развитие силы мышц.
Первый вид упражнений включает в себя движения с небольшими и легкими предметами на голове. Их выполняют стоя у стены, сидя на стуле, на полу, а также во время обычной ходьбы и ходьбы с перешагиванием через лежащие предметы. Главная задача этих упражнений - сохранение такого положения тела, при котором предмет, лежащий на голове, не падает вниз.
Второй вид упражнений слагается из движений, направленно развивающих отдельные мышечные группы: спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Эти упражнения можно выполнять с дополнительными отягощениями.
На своих занятиях систематически слежу за правильным положением детей во время занятий, отдыха и при выполнении физических упражнений. Родителям говорю, что они должны напоминать детям, чтобы в положении стоя их ребенок равномерно распределял тяжесть тела на обе ноги, держал бы голову и туловище прямо, не горбясь, не стоял, наклонив голову вперед или выпятив живот.
При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид человека, но и возникают серьезные отклонения от нормы. Так, изменение грудной клетки, поясничного изгиба, выпячивание живота, укорочение грудных мышц и другие дефекты осанки затрудняют работу внутренних органов, отражаются на психическом и физическом развитии детей, приводят к снижению их работоспособности.
Своевременное выявление вредных привычек, порождающих неблагоприятные изменения, позволят предотвратить возникновение изменений в опорно-двигательном аппарате.
Я учитываю возрастные особенности организма школьников. У девочек 7-10 лет слабо развиты мышцы и связки, особенно мышцы спины и живота. Позвоночник у них гибкий и податливый к привычным изменениям положения туловища, плечевого пояса и ног.
В 11-14 лет девочки становятся более женственными. Так как мышцы спины у них обычно слабее и быстро устают, то удерживать туловище в правильном положении им неудобно. Сидя или стоя, девочка старается найти удобное положение, которое в дальнейшем становится привычным, 11-14-летние девочки менее подвижны, поэтому у них чаще бывают нарушения осанки и стойкие искривления позвоночника.
Костная система школьниц старшего возраста довольно прочна, однако фиксация изгибов позвоночника завершается лишь к 20 годам. Когда половое созревание девушек заканчивается, их организм не сразу приспосабливается к произошедшим изменениям, они мало двигаются, стесняются своей внешности, сутулятся, поднимают плечи или сводят их вперед, выпячивают живот, походка у многих неуклюжая, расслабленная, голова опущена. Поэтому особое внимание уделю укреплению мышц брюшного пресса.
Упражнения в равновесии, поворотах, взмахах, наклонах, с предметами и без них, с чередованием напряжения и расслабления, способствуют укреплению мышц туловища, ног, рук и тазового дна. Они развивают не только силу мышц и подвижность суставов, но и воспитывают тонкое мышечное ощущение, умение держать все звенья тела в правильном положении, сохранять равновесие в сложных условиях.
Основную роль в формировании осанки играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Обычно причиной нарушения осанки является слабое развитие мышц спины и живота.
Нарушение осанки возникает также в результате отклонений в состоянии здоровья, вызванных различными инфекционными заболеваниями, развитием косоглазия и др.
Важной причиной, способствующей возникновению дефектов осанки школьников, является также нарушение режима питания, сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.
Плохая осанка может быть и у людей, постоянно занимающихся физическим трудом.
Чтобы определить, правильная ли осанка, нужно встать прямо и натужить колени. Если равновесие сохраняется, осанка правильная. Или встать к стене так, чтобы голова, плечи, затылок и ягодицы касались стены. Если расстояние между стеной и поясницей более 5 см, вашу осанку надо исправить, расстояние между стеной и шейными позвонками не должно превышать 2,5 см, а в области поясницы - 3 см.
Небольшие изгибы позвоночника оправданы физиологией организма. Они, как амортизаторы, смягчают сотрясение тела при ходьбе, беге, прыжках. Но эти изгибы не должны превышать норму.
Своих учеников учу держать голову высоко и прямо, смотреть прямо перед собой, без необходимости не двигать головой в разные стороны, не сутулиться. Плечи поднимать как можно выше, отведя назад и опустив. Подтягивать живот. Стоять прямо, глубоко вдохнув и расслабившись. Руки должны естественно и свободно висеть вдоль тела.
Упругость мышечного каркаса чаще всего снижается у людей, которые ведут сидячий образ жизни. Так, гиподинамия порождает новые проблемы, неизвестные прежним поколениям.
Учу правильно и красиво держать свое тело, особенно при ходьбе, используя упражнения, требующие сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры, например, на гимнастическом бревне.
Объясняю учащимся, что при систематических занятиях гимнастическими упражнениями и спортом, вырабатывается красивая, статная осанка.
Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются выс
·окие темпы роста. К большому сожалению ни одна школа города не имеет бассейна.
Хороши также для исправления осанки лыжи. Тело лыжника при передвижении поперечным ходом в поясничном и грудном отделах позвоночника беспрерывно тренирует мышцы, идущие по бокам позвоночного столба, а эти развитые мышцы исправляют сколиозы!
При передвижении одновременными ходами укрепляются короткие и длинные мышцы позвоночника, идущие спереди и сзади, а это - исправление сутулости и лордоза.
При передвижении коньковым ходом все мышцы позвоночника тренируются в трех разных плоскостях: в переднезадней, в боковой и винтообразной.
Ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в хоккей - прекрасные средства зимнего отдыха и закалки. Все мышцы, особенно спины, укрепляются и, благодаря этому, способны длительное время удерживать позвоночник в правильном положении. Поэтому, при каждой возможности стараюсь выводить детей на улицу, а в морозную погоду предлагаю катание на роликовых коньках.
Наиболее часто встречаются искривления позвоночника - изгибы вправо или влево (школьные сколиозы) - их нетрудно обнаружить самим.
Надо предложить ребенку, раздетым до пояса, подойти к вам и медленно наклонить туловище вперед, прижимая подбородок к груди. Если есть искривление, то линия позвоночника будет уходить вправо или влево, а в месте самого изгиба обнаружится необычная выпуклость.
А вот другой способ: предложить ребенку встать прямо и наклонить голову вперед. Взять отвес (грузик, привязанный к концу бечевки, нитки) и приложить свободный конец к позвонку на шее, который наиболее рельефно выражен при наклоне головы. И посмотреть, совпадает ли средняя линия туловища с линией отвеса. Если не совпадает, значит, позвоночник искривлен. Как же его выправить? Если это не запущенный случай, то есть, как говорят врачи, сколиоз начальной степени, то рекомендуется каждодневная получасовая утренняя лечебная гимнастика.
Когда заходит речь о сутулости, обычно сетуют, сто она «портит фигуру» и забывают, что она вредит и здоровью, плохо отражается на органах дыхания и брюшной полости, на деятельности сердечно-сосудистой системы.
Следует напомнить, что сутулыми не рождаются, а становятся. Наиболее частые причины - неправильная поза во время работы за письменным столом, близорукость, привычка ходить сгорбившись, а главное - малоподвижный образ жизни.
Выработке хорошей осанки содействуют физические нагрузки на мускулатуру. Слабые мышцы плохо удерживают скелет. Несмотря на то, что 90% наших учеников имеют инвалидность, на своих занятиях применяю силовые нагрузки дозированные индивидуально для каждого. В своей работе опираюсь на опыт Людмилы Николаевны РОСТОМАШВИЛИ, на ее авторскую программу по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией и методические рекомендации для учителей, воспитателей и родителей, которые предлагаются ею.
Следует заметить, что развитию нарушения осанки способствует и врожденная слабость опорно-двигательного аппарата. В нашу школу приводят детей, уже имеющих патологию не только зрительного восприятия, но и побочных дефектов. Если замечаются нарушения осанки, необходима консультация врача - ортопеда. Если нарушения зашли недалеко, то обычно назначают коррегирующую гимнастику. Нужно делать ее регулярно и точно в соответствии с рекомендациями врача, в таком случае можно добиться хороших результатов в исправлении дефектов костно-мышечной системы. В каждом случае существует своя система, свой комплекс упражнений. Например, при боковом искривлении позвоночника в какую-нибудь одну сторону, назначают упражнения, развивающие мышцы противоположной стороны; при сутулости делают упражнения, укрепляющие мышцы спины и задней поверхности шеи.
Очень важно неукоснительно выполнять эти упражнения точно в соответствии с советами врача. Ведь если этого не делать, то можно запустить нарушение осанки и тогда как бы не пришлось прибегать к более сложным методам лечения.
Школьникам рекомендую начинать день с утренней гигиенической гимнастики, куда должен входить комплекс упражнений для развития мышц, обеспечивающих позу правильной осанки. Если же уже наметились какие-либо отклонения в строении позвоночника, необходимо минимум 2 раза в день выполнять упражнения, направленные на развитие определенных мышечных групп согласно недугу, будь-то лордоз, кифоз, сколиоз или сутулость.
За осанкой учащихся, воспитанников должны вести контроль и учитель физкультуры, другие учителя, родители, воспитатели детских садов, старшие братья и сестры, а также сами школьники.
Учащимся и педагогам розданы комплексы физических упражнений, направленных на исправление неправильной и поддержания правильной осанки. Даны рекомендации на общешкольном родительском собрании, с учащимися школы - проведена беседа по теме.
На занятиях в неурочное время, используя кружок ОФП, как одну из форм работы, применяю те же методы и средства работы с детьми, которые использую на уроках.
Отличительной особенностью преподаваемого мной предмета является не только разделение урока на три или четыре части, но и дробление подготовительной части на два комплекса. В первый комплекс входят общеразвивающие упражнения, а во второй – упражнения, направленные на поддержание и формирование правильной осанки школьников.
Посещая курсы в г. Тюмени по теме «Физическая культура в специальной медицинской группе», у меня сложилось совсем иное представление по работе с детьми, имеющими инвалидность детства. Да, я согласен с тем, что такую работу можно и даже нужно проводить в группах лечебной физкультуры и коррегирующей гимнастики. Не было сказано ни слова об адаптивной физической культуре, о социализации и реабилитации детей, имеющих отклонения в физическом развитии. Видимо забыли о Паралимпийском движении.
Наша школа, со мной в том числе, на протяжении уже нескольких лет работает по такой программе, благодаря сотрудничеству с реабилитационным оздоровительным центром «НЕГЕ» города Тюмени во главе с Вячеславом Анатольевичем Голдиновым и областным ВОС председателем которого является Тунгусова Галина Александровна За это время достигли не малых успехов. На своем счету имеем призеров и даже победителей Первенств России по легкой атлетике, футзалу, конькобежному спорту, лыжным гонкам и биатлону.
Каждому человеку, а в особенности школьнику или ребенку необходимо правильное питание. Оно должно быть полноценным для того, чтобы организм получал необходимые витамины для роста и развития мышц костно-мышечного аппарата. А также необходимо избегать различных простудных заболеваний, которые ведут к ослаблению здоровья. Для этого нужно закалять свой организм прогулками на лыжах, катанием на коньках и др.
Для исправления осанки надо проявлять настойчивость, упорство и старание. Если же затруднительно самим справиться с ее нарушениями, то необходимо обратиться к врачу - ортопеду.

Обзор литературы:

1. Ю.Ф. Змановский, К здоровью без лекарств. 1990 г.
2. Посоветуйте доктор.
3. Естественное исцеление.
4. Н.Б. Коростелев От А до Я.
5. «Физкультура и спорт», Физическая культура в семье. Москва, 1973 г.
6. Л.М. Буц. Для вас девочки.
7. А.А. Гужаловский. Сегодня и каждый день.
8. «Физкультура и спорт», Если хочешь быть здоров. Москва, 1988 г.
9. Ростомашвили Л.Н. «Адаптивное физическое воспитание» Авторская программа по лечебной физкультуре. Учебно-методическое пособие. Москва, 2002
10. Ростомашвили Л.Н. «Физические упражнения для детей с нарушением зрения». Москва, 2002
11. Журнал ФИС. «Физкультура и спорт», № 1, №5, №7, 1996 г.
12. Журнал «Физическая культура в школе», № 6, 1998 г.

По окончании курсовой подготовки в г. Тюмени по теме «Физическая культура в специальной медицинской группе», изучал опыт Доцента кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО Яковлевой Ирины Викторовны. Знакомился с детской спортивной медициной; корригирующей гимнастикой «Здоровье детей»; мануальной медициной.
Так же посетил выездной семинар в с. Исетске на тему «Оздоровление детей в образовательных учреждениях методами физической культуры», где особое внимание уделялось информации по результатам проведённого экспертного осмотра детей на выявление патологии опорно-двигательного аппарата в школах Исетского района заместителем главного врача по медицинской части ГЛПУ ТО «Областной врачебно-физкультурный диспансер» - Курагиной Е.С.
Упражнения, с практического занятия коррегирующей гимнастики с детьми, имеющими патологию опорно-двигательного аппарата – Катковой Е.Ю. – инструктора-методиста по лечебной физкультуре, применяю на своих уроках.
Работаю в тесном сотрудничестве с медицинским персоналом школы. Постоянно отслеживаю тех детей, которые имеют физические ограничения; веду мониторинг на каждого учащегося школы, в том числе и по нарушению осанки учащихся. Так, например в 2008 году, детей с нарушением осанки было 14 человек, со сколиозом 2 человека. В 2009 с нарушением осанки 19 человек, со сколиозом 2 человека. В 2010 с нарушением осанки 19 учеников, со сколиозом трое учащихся. Как видно, количество детей с таким нарушением растет. Это связано в первую очередь с тем, что дети уже поступают в нашу школу с таким диагнозом.
Проблема здоровья существует отдельно как для индивида, так и для семьи, общества в целом. И именно это в очередной раз доказывает актуальность данной проблемы.


15