Доклад Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, путем инновационных технологий


КГКП ясли сад «Еркем – Ай»
ДОКЛАД
На тему:
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста,путем инновационных технологий»
Подготовила: Корниенко Ж.А.
музыкальный руководитель
I категория
г. Кульсары
План
I. Введение
1.1 Актуальность здоровьесберегающих технологий в детском саду.
II. Основная часть
2.1. Внедрении инновационных технологий в музыкальном воспитании
дошкольников.
2.2 Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологии.
2.3. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.4. Коррекционные технологии
III. Выводы
3.1 Значение использования инновационных технологий в организационно-учебной деятельности.

IV. Приложение
V. Литература



«Музыка много дает для здоровья, если
пользоваться ею надлежащим образом».

Пифагор
I. Ведение
1.1 Актуальность здоровьесберегающих технологий в детском саду
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества.
Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизическое и психологическое состояние.
В дошкольные учреждения приходит большое количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В последние годы, к сожалению, отмечается и увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками. Да и многие родители предпочитают, чтобы дети сидели за компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне, речь и чувственная сфера не развиваются.
Я обратила внимание на повышенную детскую утомляемость, дети с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, часто болеют простудными заболеваниями, имеют нарушения осанки.
В свете вышесказанного особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения детского организма.
В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.
Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение». Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье воспитанников во всем его комплексном проявлении – здоровье души и тела.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью воспитанников и которые не наносят прямого или косвенного вреда.О целительной силе искусства известно с незапамятных времен. Тот факт, что музыка лечит, изменяет настроение, воздействует на наш организм – не вызывает сомнения и все это существует с тех пор, как возникла музыка.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось издавна в трудах великих учёных. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле.
С одной стороны – музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребёнка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые в организационно-учебной деятельности, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.
Этот вывод и послужил стимулом для внедрения иновационных технологий таких как «здоровьесберегающие технологии», которые доставляют не только радость и удовольствие малышам, но и способствуют оздоровлению детей, решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
2.1. Внедрении инновационных технологий в музыкальном воспитании
дошкольников
Перед собой я поставила цель: Разработать и проводить организационно-учебную деятельность включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявлять и развивать музыкальные и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.
Помимо этого передо мной стоят задачи:
Образовательные:
Развивать музыкальные и творческие способности детей с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.
Формировать начало музыкальной культуры
Формировать правильную осанку, гигиенические навыки
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, патриотические чувства через детский фольклор.
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе.
Для более успешного внедрения инновационных технологий, я для себя определила этапы для последующей работы и реализации программы.
Этапы реализации здоровьесберегающих технологий
Этапы Цель Форма работы Содержание
1 этап
Организационный 1. Изучение литературы по данной теме.
2. Накопление методического материала.
3. Определение задач реализации .1. Самообразование
2. Самоанализ
3. Знакомство со здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании. Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы
2 этап
Диагностический Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей.
1.Диагностирование детей.
Подбор диагностического материала
3 этап
Практический
Создание методических разработок для реализации программы 1.Организационно – учебная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий.
2.Развлечения и досуги с использованием технологий для детей и родителей.
3.Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.
4.Музыкально-физкультурные развлечения
5. Самообразование Консультации,
семинары,
родительские собрания.
4 этап
ОобобщающийИсследование результатов практической деятельности Диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей.
1. Анализ, обобщение полученных результатов
2. Подведение итогов
Музыкальное воспитание может быть результативным, когда оно опирается на комплекс различных видов и форм музыкальной деятельности, тесно связанных между собой: пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения, танцы, игра на детских инструментах.
2.2 Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий.
1. Во время малоподвижных видов деятельности пения и слушания музыки,- я использую пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, которые помогают сделать разминку перед пением. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.
2. В начало и конец занятия внедряю элементы психогимнастики, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
3. Во время танцев и игр - драматизаций использую элементы логоритмики, психогимнастики, ритмопластики.
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Я выделила две группы здоровьесберегающих технологий применяемых в организационно-учебной деятельности по музыке. Первая, которая окрашена синим цветом – это технологии сохранения и стимулирования здоровья. Вторая окрашенная оранжевым цветом – это коррекционные технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, логоритмика, музыкотерапия.
2. Коррекционные технологии: сказкотерапия, танцетерапия, праздникотерапия, игротерапия, улыбкотерапия.
2.3.Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмические движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Ритмические движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. В организационно - учебной деятельности ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна правильно подобранная музыка. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру: плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке,
а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа, разнообразными включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, движения под музыку, развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность элементов ритмопластики, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях.

Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Основными задачами дыхательных упражнений в организационно-учебной деятельности являются:
Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
Тренировка силы вдоха и выдоха.
Развитие продолжительности выдоха.
Выполнение дыхательных гимнастик помогает сохранить, укрепить здоровье детей. Она даёт возможность не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность. Особое внимание в процессе работы обращаю на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Особенность работы над дыханием то, что они выполняются под музыку, в игровой форме. Дыхательную гимнастику я применяю в качестве одной-двух минутной разминки перед и во время пения.

Пальчиковая гимнастика
Важное место занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
В организационно-учебной деятельности пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Тексты для этих игр – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
Регулярное применение музыкальных пальчиковых игр и сказок:
стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
совершенствует внимание и память;
формирует ассоциативно-образное мышление;
облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

ПсихогимнастикаПорой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Применяя элементы психогимнастики я упражняю детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные моменты, движения, отдельные черты характера.
Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Психогимнастические упражнения в своей организационно-учебной деятельности я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций - чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

Логоритмика Логоритмические игры направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
В организационно-учебной деятельности соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности. Логоритмические упражнения в организационно-учебной деятельности я провожу в основном во время музыкально-ритмических движений и игр - драматизаций. В дальнейшем я их использую на праздниках и развлечениях для того, чтобы были задействованы все дети.

Музыкотерапия
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. А слушание правильно подобранной музыки: повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, уменьшает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

2.3. Коррекционные технологии
Танцетерапия Танец - очень увлекательный и приятный способ лечения. Особенно полезно танцевать тем, кто держит негативные эмоции в себе. Танцетерапия прекрасно выводит из депрессии, поможет справиться с многими серьезными
психологическими проблемами. Занятия танцами, танцетерапия, развивают координацию движений и чувство ритма, способствуют улучшению мышечного тонуса.
Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребѐнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.
Танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогает детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это даёт определённый психотерапевтический эффект. Танцевальная терапия позволяет лучше понять себя, способствует развитию и укреплению самооценки, способности более глубоко чувствовать и переживать.
Для чего нужна танцетерапия: для умения владеть своим телом. Как только вы научитесь плавно и красиво или быстро и прерывисто двигаться, то и в повседневной жизни обогащается пластика движений. Танцетерапия дает возможность выразить глубинные подсознательные чувства, скрытые в подсознании эмоции. Вытащив их на поверхность можно избавиться от многих комплексов. Танцетерапия поможет справиться со стрессом, поднять настроение. Танец снимает мышечные блоки, зажимы, настроение будет бодрым. Танец это не трата энергии, это ее накопление. Танцуя тренируются не только мышцы, в нашем мозге рядом с участками отвечающими за двигательную функцию находятся участки отвечающие за эмоции и интеллект. Танцуя, мы стимулируем эмоции и интеллект.


СказкотерапияСказкотерапия – является самым древним психологическим и педагогическим
методом. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души детей мягче, отзывчивее, добрее. Сказкотерапия развивает и раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально-волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, смелость, выдержку и справедливость.
Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. У детей происходит развитие творческого воображения, развивается речь, обогащается художественный словарь. Ребенок легко входит в сказочную страну, у детей развивается фантазия, внимание, наблюдательность. Эта форма объединяет виды деятельности, предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения и художественного образа.

Улыбкотерапия Что такое улыбкотерапия можно понять без долгих объяснений. Это исцеление улыбкой. Или решение проблем при помощи улыбки. Если ежедневно улыбаться думая о чем- либо приятном для вас, то очень скоро вы заметите положительные  изменения в своей жизни. Улыбка, являясь важным и мощным средством общения, отражает внутреннее состояние и настрой. От улыбки станет всем светлей... Улыбка способствуют укреплению здоровья, позитивному настрою в творческом процессе, комфортному состоянию детей, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга и процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Лечитесь улыбкотерапией по 3 минуты утром, 5-10 минут днем и 4 минуты вечером. Это помогает. По крайней мере наукой еще не изобретено ничего более мощное. Улыбайтесь! Жизнь прекрасна! Красивая улыбка интригует, скромная умиляет, добрая радует, счастливая очаровывает, искренняя вдохновляет, улыбка не оставляет равнодушным, улыбайтесь и смейтесь на здоровье.
Улыбка на лицах, улыбка на сердце,Как ключик волшебный откроет все дверцы,Как солнечный лучик дорогу осветит,И радуга в небе - улыбке на встречу.

Игротерапия
Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Это процесс, совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо ситуации, поданной в игровой форме. Педагог должен учесть желания каждого ребенка, сделать так, чтобы игра приносила детям радость.
В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Постепенно ребёнок становится уверенней в себе, перестаёт сомневаться, бояться критики и наказаний. Игротерапия способствует у детей изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира. Приемы игротерапии я также использую и на праздниках.


Праздникотерапия
Праздник – это всплеск положительных эмоций. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство.

III. Выводы
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой;
- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
И только использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить, понимать музыку и при этом сохранить и укрепить здоровье каждого ребенка.
И конечно же применение и использование здоровьесберегающих технологий в организационно-учебной деятельности, дали свои результаты. Наши дети добились больших успехов, став лауреатами и призерами областного конкурса детского творчества «Айголек».

Лауреаты Областного конкурса детского творчества «Айголек»
в номинации танец «Голуби мира»

Призеры Областного конкурса детского творчества «Айголек»
в номинации оркестр с композицией «Русские напевы»
III - место

IV. Приложение 1
Примерная схема проведения организационно-учебной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий
Предшкольная группа (продолжительность – 30мин.)
Виды деятельности Применяемые методы и приемы Продолжительность
Вводная часть. Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений 3мин
Приветствие. Распевки2мин
Восприятие музыкиСлушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики 4мин.
Пение, песенное творчествоДыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры 7мин.
Музыкально-дидактические игрыИспользование пособий, моделирование 2мин.
Танцы, танцевальное творчествоМузыкально - ритмические движения5-7мин.
Музыкальные игры, игра на музыкальных инструмента Творческое музицирование4мин.
Заключительная частьПсихогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии2мин
Приложение 2
Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей.
-14287582550Виды музыкальной деятельности
00Виды музыкальной деятельности
3737566124416Здоровьесберегающие
технологии
00Здоровьесберегающие
технологии

81563512999800
48710852095500-174743148871Вводная ходьба
00Вводная ходьба

20326351587600
3903345170180Дыхательная гимнастика
00Дыхательная гимнастика
-142875194310Музыкально –ритмические движения
00Музыкально –ритмические движения

210883511684000
20516857112000210883522860002089785139700020516857112000208978510922100
390842564770Пальчиковые игры
00Пальчиковые игры
-14287510160Слушание музыки
00Слушание музыки

20516866286500205168516764000205168520574000208978520574000
205168513144600
-142875161290Распевка00Распевка
208026020383500403288564135Ритмопластика
00Ритмопластика

19754858255000
2089785825600
4039870196850Музыкотерапия
00Музыкотерапия
-142875149860Пение, песенное творчество
00Пение, песенное творчество

20897852070100020618452603500197612011176000
409892584455Логоритмические игры
00Логоритмические игры

192786017653000197612017653000
-26924085725Игры, хороводы, инсценировки
00Игры, хороводы, инсценировки

203263516383000404939593980Психогимнастика00Психогимнастика
19278612286000202311011747500
-221615193040Пляски, танцевальное творчество
00Пляски, танцевальное творчество

3971290198120Речевые игры
00Речевые игры

19761202984500
V. Литература:
Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.
Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» //  Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 – 30
Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10
Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.Н.Щетинин – Айрис-пресс, 2007.
Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». (М.1999г.)
Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ( Москва, «ВАКО», – 2004 г . )