Профильная комплексная программа для организации учебно-игровых выездных мероприятий в летних оздоровительных лагерях образовательных учреждений района.



Профильная комплексная программа
для организации учебно-игровых выездных мероприятий
в летних оздоровительных лагерях образовательных
учреждений района.
Составил Козырь И.Н.
г.Амурск
2015 г.
Пояснительная записка
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя. Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что дает основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Данная программа направлена на физическое, духовное, культурное развитие воспитанников.
Ну, где еще школьник почувствует себя раскрепощенным, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка. Действительно, нигде так не раскрывается ребенок, как в играх и соревнованиях. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребенок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Сделать отдых детей более занимательным, интересным, ярким, запоминающимся, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает профильная комплексная программа "Здоровёнок".
Цель:
- создание условий для полноценного отдыха школьников и удовлетворения их потребностей в содержательном досуге.
Задачи:
- сплочение детских коллективов через совместную деятельность;
- проверка знаний;
-развитие интереса  воспитанников к туристической деятельности,  здоровому образу жизни, безопасности жизнедеятельности;
- развитие силы, ловкости, выносливости, инициативы, настойчивости.
Концепция программы

Принцип деятельного подхода является ведущим и означает набор различных видов деятельности: познавательной, трудовой, художественной, спортивной, экологической, ценностно-ориентированой и свободного общения. Принимая во внимание изменчивость окружающей действительности, а также особенности воспитания в условиях летнего отдыха, планирование производится с учетом принципа оперативности. Оперативность предусматривает технологическую сторону планирования: план строится гибким, легко контролируемым, экономичным с точки зрения затраты времени и сил.
Другим источником планирования воспитывающей деятельности являются природно-погодные условия. Их специфика немаловажна для отдыха детей во время летних каникул. Особенно надо учитывать те периоды времени, когда природа красива, поражает своей чарующей гармонией. В целях закаливания детей планируется проведение занятий, соревнований и игр на свежем воздухе.
Уровень воспитанности школьников и их возрастные особенности – следующий источник планирования (возрастная ситуация). При планировании учитываются психологические, физиологические и социальные особенности детей определенного возраста. Также учитывается то, что младшие школьники не могут долго заниматься одним и тем же делом, однообразие их утомляет, поэтому план работы составляется с учетом чередования разных занятий: спортивных, игровых, познавательных, соревновательных.
Ценностность программы - в отряд набираются юноши и девушки, проходящие обучение по программе "Школа выживания". Они участвуют на всех этапах реализации программы - от подготовки, до проведения занятий и судейства. В процессе проведения воспитанники работают в малых группах по профилям деятельности различной направленности, производя ротацию членов групп и профилей. В конечном итоге все члены отряда отработают во всех ролях и по всем видам деятельности.

Программа ориентирована на младший, средний и старший школьный возраст, т.е. на детей в возрасте от 7 до 18 лет.
Материально-технические условия предусматривают:
большой спортивный зал;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства и др.;
хозяйственный инвентарь;
аудиотека, фонограммы; канцелярские принадлежности;
туристское снаряжение;
местность вокруг ОУ.
Срок реализации программы: 12 часов /по согласованию с образовательным учреждением/.

Форма и режим занятий: групповые, использование принципа "вертушки".
Ожидаемые результаты:
освоение начальных знаний туристско-спортивной направленности и БЖД;
навыков уважительных отношений между участниками, взаимопомощь и взаимовыручка;
совершенствование физического развития и навыков;
гармонизация развития интеллектуальных и физических возможностей личности ребёнка;
развитие волевых способностей, силы, ловкости, выносливости, инициативы, настойчивости.
Формы подведения итогов: результаты соревнований по окончанию обучения.
Календарно - тематический план
№ Тема Кол-во часов
теория Практ.
1 Инструктаж по ТБ. Введение. Подготовительный этап: ознакомление с мероприятием и разделение на группы. 1 3
2 БЖД. - 1
3 Техника преодоления препятствий. - 1
4 ОФП . - 2
5 ЗОЖ. 1 1
6 Соревнования - 2
Итого: 2 10
Мониторинг: анкетирование участников мероприятий.

Содержание программы.
Инструктаж по ТБ. Введение. Подготовительный этап: ознакомление с мероприятием и разделение на группы. Воспитанники должны уметь подготовить материалы и снаряжение для обучения и проведения итоговых соревнований, адаптировать для разных возрастных групп.
БЖД. Воспитанники должны транслировать знания, умения и навыки для начальной грамотности, обучить алгоритмам действий.
Техника преодоления препятствий. Воспитанники должны транслировать знания, умения и навыки для начальной грамотности, обучить алгоритмам действий.
ОФП . Воспитанники должны транслировать знания, умения и навыки для начальной грамотности, обучить алгоритмам действий.
ЗОЖ. Воспитанники должны транслировать знания, умения и навыки для начальной грамотности, обучить алгоритмам действий.
Соревнования. Воспитанники должны организовать этапы и провести судейство по своему профилю.
Литература:
Банников Т.А. Чернышенко Ю.К. Соленова Р. И. Дворовые подвижные игры. Методическое пособие. 2001г.
Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие . 2005г.
Динер В. Л. Основы теории и методики физического воспитания.
Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. – М.: Профиздат, 1973.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников: Пособие для руководителя. – М.: ТЦ сфера, 2004. – (библиотека вожатого)
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- (Воспитание и доп. образование детей).
Ривкин Е.Ю. организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».