Статья Использование современных педагогических технологий для развития творческой личности в ДМШ и ДШИ

Использование современных педагогических технологий для развития творческой личности в ДМШ и ДШИ
Согласно современным концепциям одаренность предполагает
наличие комплекса способностей - интеллектуальных, творческих, а также определенных психофизиологических особенностей у обучающихся. Креативность, творческая составляющая одаренности, которая проявляется в оригинальном видении мира, нестандартном мышлении, на наш взгляд, является наиболее весомой. Она необходима при решении любых задач в любой области. В детской музыкально-хоровой школе «Мечта» уделяется большое внимание развитию творческих способностей через создание определенных культурно-образовательных условий (концертная деятельность, ежегодно проводимый фестиваль творческих работ «Салон искусств»), многолетний опыт работы по методике музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огородного, преподавание сольфеджио по методике Ю.Козырева, исследовательскую деятельность учащихся и т.д.
В условиях внедрения ФГОС в общем образовании и ФГТ в дополнительном образовании, в учебную практику внедряются новые модели и технологии обучения: системно-деятельностный подход, сингапурская система, асинхронное и смешанное обучение, строителлинг и геймификация, образовательная платформа и массовый открытый онлайн курс (Massive Open Online Course – MOOC).
Данные образовательные методики могут быть внедрены на уроках музыкально-теоретического цикла в музыкальной школе. Более подробно остановимся на опыте использовании методики смешанного обучения по модели «перевёрнутый класс» (Flipped Classroom).
Идея «перевернутого» обучения была разработана американскими педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом в 2008 году. Она состоит в том, что вместо домашнего задания учащиеся с помощью цифровых образовательных ресурсов, электронных и бумажных учебников самостоятельно изучают информационный материал по новой теме, который раньше поступал от преподавателя. А на уроке преподаватель организует консультирование, практическую работу по пройденной теме, тестирование, обсуждение изученного, эксперименты и проектную работу. У преподавателя расширяются возможности в работе с классом. Организуя работу в группах, он может дифференцировать сложность заданий для обучающихся с разным уровнем подготовленности и одарённости.
В чем преимущества данной идеи? Во-первых, репродуктивный, пассивный характер обучения сменяется продуктивным, поисковым, в который вовлекаются активно все учащиеся. Во-вторых, более эффективно используется время на уроке, так как на практические задания остается больше времени, и они выполняются в классе, а не дома. В-третьих, «перевернутое» обучение способствует развитию самостоятельности, ответственности, навыков общения и взаимодействия учащихся с преподавателем и одногруппниками. В-четвертых, учебный материал для самостоятельной работы дома можно просматривать, прочитывать множество раз в удобном для ученика темпе.
Конечно, нет необходимости применять данную технологию ко всем урокам теоретического цикла. В начальных классах «перевернутое» обучение можно вводить в минимальной «дозировке», в старших классах готовность учащихся к самостоятельной работе более высока. Для «переворота» можно выбрать уроки, содержащие, например, большое количество информации, в которой основные понятия частично известны учащимся благодаря урокам «предвосхищающего» характера.
Дети с удовольствием работают на таких уроках, так как у них появляется возможность проявить свою самостоятельность, построить работу по индивидуальному плану.
«Перевернутый» урок увеличивает нагрузку на преподавателя. Он должен тщательно отобрать учебный материал, создать и предоставить учебное пособие с кратким изложением основного материала в форме видеопрезентаций, дополнительные источники для изучения по желанию учащихся. Педагог должен грамотно продумать и подготовить урок, подобрав задания для самоконтроля, инструкции для самостоятельной работы, практические задания, спланировать свою деятельность и деятельность ученика на всех этапах. Вся подготовительная работа требует от учителя больших временных затрат и ИКТ-компетентности высокого уровня.
Наиболее популярные формы работы на уроке: индивидуальное или совместное выполнение упражнений, дискуссии, презентации собственных проектов. При самостоятельном изучении материала у обучающихся возникает масса вопросов, что является стимулом для развития познавательной активности, более глубокого понимания и анализа изучаемой темы.
Приведём пример урока, построенного по технологии «перевёрнутый класс».
Предмет: сольфеджио.
Тема урока: Обращение доминантового септаккорда.
Класс: 4.
Тип урока: Урок «открытия «нового» знания.
Цель урока: Сформулировать понятие об обращениях D7, отработать навык их построения и разрешения в тональности и от звука, умение находить в нотном тексте.
План урока (традиционный вариант)
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Формулировка темы и цели урока – 3 мин.
3. Получение нового знания – 15 мин.
4. Физкультминутка – 2 мин.
5. Работа с учебником и рабочей тетрадью – 7 мин.
6. Закрепление полученного знания – 5 мин.
7. Рефлексия – 5 мин.
8. Подведение итогов урока – 2 мин.

План «перевёрнутого» урока
1.Постановка домашнего задания и формулировка темы урока происходит на предыдущем уроке. Преподаватель напоминает обучающимся о предстоящем «перевёрнутом» уроке и публикует весь необходимый материал в своём виртуальном факультативе на портале «Электронное образование в Республике Татарстан»: теоретический материал, музыкальные примеры, ссылки на интернет-ресурсы. В инструкциях даются указания на порядок изучения материала, правила построения и исполнения обращений D7 на фортепиано с указанием аппликатуры в тональности и от звука. Предлагается дополнительный познавательный и учебный материал для мотивированных обучающихся. В течение недели дети могут консультироваться с преподавателем, задавать вопросы, пересылать ему выполненные задания на факультатив.
2. Организационный момент – 1 мин.
3. Формулировка целей урока – 1 мин.
4. Обсуждение нового знания – 10 мин.
Проводится фронтальная работа с классом: обсуждение изученной темы, пение и игра на инструменте D7 и его обращений, слуховой анализ.
5. Обсуждение ответов на вопросы из домашнего задания – 5 мин.
6. Физкультминутка – 2 мин.
7. Закрепление полученного знания – 15 мин.
Групповая и индивидуальная работа – творческие задания.
8. Рефлексия – 5 мин.
Что нового узнали? Какие задания вызвали наибольший интерес? Какие показались сложными? Задай свой вопрос по новой теме.
9. Подведение итогов – 1 мин. Благодаря «перевороту» урока был изучен большой по объёму материал, появилась возможность выполнить дополнительные практические и творческие задания, обучающиеся были активны большую часть урока.
Обучающиеся получили возможность проявить свои творческие способности на этапе закрепления полученного знания. Применение данной методики помогает развивать активную, творческую личность. У преподавателя появляется возможность для некоторых мотивированных групп обучающихся предложить исследовательский тип обучения и индивидуальные формы работы с одарёнными детьми.
Список интернет-сервисов для создания материалов
для аудиторной и самостоятельной работы учащихся:
1.  LearningApps ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) - сервис для разработки электронных обучающих ресурсов (разнообразных тестовых заданий).
EduCanon ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) - сервис для создания интерактивного видео с вопросами и заданиями к нему на основе YouTube, Vimeo, Google Drive видео.
EDpuzzle ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) -сервис для создания видеофрагментов  с аудио и текстовыми заметками, вопросами и заданиями к ним.
Thinglink ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) – сервис для создания мультимедийных плакатов («говорящих картинок»).
Использованная литература и интернет-источники:
Кочергина Т.И. Особенности подготовки к проведению «перевернутого» урока. Материалы вебинара на сайте Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=625&Itemid=57.
Понятовская Ю.Н. От переворота сознания к перевернутому обучению. Материалы вебинара на сайте Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].