Программа по Фортепиано для подготовительного класса ДМШ и ДШИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА ДМШ И ДШИ
Срок реализации - 1 год
Возраст – 5 - 6 лет
Составитель:
Ковальчук М.Э.-
преподаватель фортепиано, методист


п.Гвардейское 2016 г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Актуальность и новизна образовательной программы;
- Цели и задачи;
- Основные принципы организации образовательного процесса.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Тематический план;
- Годовые требования;
- Методы обучения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Приблизительный репертуарный список;
- Репертуарные сборники;
- Приблизительный репертуар для слушания музыки.
VI. Список используемой литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - это тот самый благоприятный период в жизни человека, в котором происходит накопление определённого опыта. Подобно освоению родного языка, ребёнок в этот период может интенсивно воспринимать и усваивать интонационный склад музыкальных произведений. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Детям дошкольного возраста,
(5 - 6 лет), рекомендуется начинать обучение в подготовительных классах. По утверждению психологов, восприятие детей 5-6 лет отличается произвольностью, т.е. носит активный характер. То же касается и других психических процессов, таких как память, внимание и воображение. Поэтому так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные сферы. Накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению элементами музыкальной грамоты и навыками игры на инструменте и является психологической основой музыкального творчества.
Практическая деятельность в сфере искусства с раннего возраста определяет стойкую мотивацию учащихся к обучению и дальнейшее успешное освоение детьми школьных образовательных программ. Одна из первостепенных задач дошкольного обучения – выявление способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности.
Программа предусматривает комплексное, системное и целостное развитие начинающего музыканта с первых шагов его учебы. В программе учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста – непосредственность реагирования, импульсивность, потребность в игре и энергичных действиях, яркое образное восприятие, активная любознательность, отсутствие навыков организованности на уроках и непродолжительность внимания. Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребёнка, приобщая его к великому музыкальному наследию, развивает ребёнка умственно.
Речь обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, а эмоциональная отзывчивость одна из важнейших музыкальных способностей, которая связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сочувствие и т.д. Поэтому неоспоримо незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребёнке нравственности общечеловеческих ценностей: добра, красоты и вкуса.
Данная программа предлагает систему упражнений для занятий с детьми
5-6 лет в подготовительном классе по специальности фортепиано. Программа учитывает возрастные и физиологические особенности дошкольного возраста, и опирается на методические разработки педагогов К. Орфа, А.Артоболевской, Л. Баренбойма, Тургеневой, Е. Королёвой и на собственный педагогический опыт. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Актуальность и новизна данной программы обусловлена требованиями времени и определяется использованием в процессе обучения образовательных технологий, основанных на лучших достижениях современного развития музыкального образования в сфере культуры и искусства, обобщением современного передового опыта в обучении игре на фортепиано, систематизацией репертуара, направленного на оптимизацию творческого потенциала учащихся, на основе приобретаемых знаний, умений и навыков, а также, заключается в том, что вопросы предпрофильной ориентации включены в образовательный процесс не только на старшей ступени обучения, когда у школьников формируется личностный смысл выбора профессии, но и на первоначальном этапе, исходя из того, что формирование устойчивого интереса к исполнительству закладывается в младшем школьном возрасте.
Целью данной программы являются:
- формирование основ музыкальной культуры учащегося как части общей культуры;
- мотивация учащихся к дальнейшему обучению в детской музыкальной школе;
- формирование и развитие устойчивого интереса к творчеству;
- всестороннее развитие маленьких музыкантов.
Главными задачами педагога являются:
- выявление и развитие музыкальных способностей;
- развитие координационно-двигательных способностей;
- освоение музыкальной грамоты в простых формах;
- обучение пианистическим приёмам и навыкам;
- сценический опыт в сольном выступлении и в ансамблевой игре;
- освоение навыков игры на инструменте в доступных, эффективных и интересных для ребенка формах;
- формирование образно - художественного и творческого мышления;
- формирование основ музыкально - эстетического сознания и музыкальной культуры в целом через развитие эмоций, воображения, вкуса ребёнка и через приобретение определённых знаний о музыке;
- раскрепощение глубинных слоёв внутреннего «Я» ребёнка, создание условий для проявления его творческого потенциала.
- формирование навыков учебной деятельности и подготовка детей к обучению в детской музыкальной школе.
- воспитывать у ребенка такие качества как прилежание, терпение.
- формирование коммуникативности и навыков культуры поведения.
Основные принципы организации образовательного процесса
Программные требования основаны на ведущих педагогических принципах, которые эффективно ведут к решению поставленных учебно-воспитательных задач и достижению цели обучения за оптимальный срок:
- принцип заинтересованности в занятиях, (применение игровых форм, развивающих волю и мышление ребенка, выразительный и разнообразный репертуар, близкий образному миру ребенка, смена заданий на уроке);
- принцип наглядности, (интересно иллюстрированный материал);
- принцип доступности, (учет индивидуальных возможностей ученика, гибкость в подборе репертуара и управлении сложностью заданий и временем их освоения);
- принцип последовательности, (построение материала от простого к сложному);
- принцип прочного усвоения знаний и навыков, (материал закрепляется доступными и интересными для ребенка способами);
- принцип самостоятельного усвоения знаний, (приучать к самоконтролю и самокритике, воспитание воли и внимания).
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия по предмету фортепиано проводятся в соответствии с действующими учебными планами.
Рекомендуемый объём часов - 2 академических часа в неделю.
1 полугодие. Донотный период - 32 часа
- знакомство с инструментом, с его строением, историей возникновения;
- познакомить с понятиями музыкальный звук, мелодия, ритм, (чтение простейших ритмических партитур) и т.д.;
- постановка рук, ног, корпуса, головы, упражнения на развитие различных
групп мышц рук, кистей, пальцев, координации движений;
- первые навыки звукоизвлечения и прикосновения к клавиатуре, (овладение штрихом поп legato);
- слушание музыки - развитие эмоционально-образного восприятия, воображения, знакомство с основными жанрами музыки (танец, песня, марш).
- пение песенок, подбор по слуху на инструменте, игра простейших песенок каждой рукой отдельно, из руки в руку, двумя руками.
2 полугодие. Знакомство с нотной грамотой - 36 часов.
- первые навыки чтения нот;
- закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков;
- игра по нотам в двух ключах двумя руками. Освоение штрихов legato и staccatо;
- знакомство ребёнка с понятием фразы, её развитием, динамикой, нюансами;
- знакомство с жанрами фортепианной музыки (пьеса, этюд, старинные танцы);
- слушание более серьёзных музыкальных произведений: развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
О важности своевременного развития музыкально - творческих способностей дошкольников говорила Н.А. Ветлугина:
«Если же на уровне дошкольного детства, потенциально существующие предпосылки не будут реализованы, то мы упустим важные сроки становления творческих способностей».
Эффективное развитие музыкальных способностей детей 6 лет предполагает знание не только эмоционально - личностных особенностей, но и возрастных возможностей. Одной из основных возрастных особенностей детей 6 лет является стремление к самостоятельной деятельности, т.е. к эмоционально - выразительной передаче музыкального образа.
По мнению психологов, именно в возрасте 5-6 лет впервые зарождается интерес к серьёзным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Таким образом, ребёнок к 5-6 годам физиологически и психически готов быть вовлечённым в учебную деятельность. Более того, данный возраст является самым благоприятным для начала обучения на инструменте.
Обучение должно носить развивающий характер на основе глубокого изучения ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
„ В дошкольном возрасте ребёнок не только начинает познавать мир, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всём, что он уже воспринял и накопил" А. Артоболевская.
В дошкольный период закладываются не только основы знаний, но и формируется умение работать и получать удовлетворение от результатов своей работы. Обучение детей дошкольного возраста имеет главную особенность: обучать, не отрывая от ведущей в их возрасте деятельности – игры.

„Игра является источником развития и создаёт - по словам Л. С. Выгодского - зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения. Он в игре как бы на голову выше самого себя…"
Назначение игры не только занимать, развлекать, веселить. Игра является одним из главных средств обучения навыкам и выполнения учебных заданий, она должна служить не вспомогательным средством обучения, но определяющим весь характер учебного процесса дошкольников. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.
Настоящая рабочая программа рассчитана на 1 год обучения и отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Уроки с малышами должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. На таких уроках активизируется внимание ребёнка, мышление, память, создаётся доброжелательная, комфортная атмосфера.
Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения даже самым юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьескам, рисование музыкального образа будит воображение ребёнка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком.
В репертуар детей подготовительного класса должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.
Начинать занятия с дошкольниками, как в прочем и со школьниками, рекомендуется со знакомства с инструментом, на котором он будет учиться играть, с его возможностями, строением. Можно прочитать малышу стихотворение:
«Фортепиано»
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль.
Ведь нельзя же со слоном спутать трёхэтажный дом.
Пой под музыку, пляши - инструменты хороши...
Все: и взрослые, и дети инструменты любят эти.
Только знай, у них давно есть название одно:
Не забудь, фортепиано, произносится оно.
Форте - это значит громко, заучи, не будь лентяй,
А пиано - это тихо, ты, дружок, запоминай.
Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.
Это кто там стал опять громко крышкою стучать?
Если крышка упадёт, больно пальчики прибьёт.
Эти правила просты, выполнять их должен ты!
Заглянув с ребёнком внутрь пианино или рояля, надо показать, как звучат толстые струны, как тонкие. Надо объяснить ребёнку, что фортепиано - поющий инструмент и заставить петь его струнки могут кончики пальцев, которые очень нежно должны погружаться в дно клавиатуры.
Главной задачей педагога на данном этапе - привить культуру отношения к звуку, научить прикасаться к нему, извлекать его из инструмента. Работа над звуком не может быть в отрыве от работы над правильной посадкой, положением рук и ног.
Посадка за инструментом
Посадка за инструментом индивидуальна и зависит от физических данных. Тем не менее, существуют общие правила, выполнение которых положительно сказывается на качестве исполнения произведений.
Обычно за фортепиано сидят на расстоянии вытянутой руки от открытой крышки инструмента и занимают, примерно, одну треть стула. Высота посадки должна быть такой, чтобы чуть разведенные в сторону локти находились над уровнем клавиш. Этим создается хорошая опора в пальцы, что важно для правильного звукоизвлечения, предполагающего использование веса свободной руки.
При низкой посадке нарушается естественное ощущение веса руки в пальцах. Отсюда возникает поверхностное звучание в «piano» и жесткий звук в «forte», так как вместо веса руки используется ее мускульная сила. Что касается пальцев и кисти, то надо помнить, что пальцы, при свободной руке полусогнуты, а кисть гибкая и подвижная. Большое значение имеет положение ног. Они должны располагаться у педалей, (на подставке). Хорошая опора в ногах позволяет с большой точностью регулировать громкость.
Итак, для освобождения мышц спины, плеч и рук можно использовать следующие Игровые упражнения:
«Шалтай - болтай» Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны, одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем постепенно распрямляться, возвращаясь в исходное положение.
«Мельница» Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад - вперёд, всё выше и выше, пока рука не начнёт крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнения „ Колобок" и „Мячик" помогут в постановке руки
«Колобок» Взять кисть ребёнка, добившись, чтобы она была свободной, и затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. Вращать, таким образом, надо по очереди правую и левую руку ребёнка.
«Мячик» Расслабленную руку ребёнка подбрасывать и ловить, как мячик.
«Новая и сломанная кукла» Сидеть за инструментом, как кукла на витрине, (от 2-х до 20 секунд), затем расслабиться, (5-10 секунд). И так - 5-6 раз.
«Заводная кукла» Сидя за инструментом покачивать туловищем с прямой, напряжённой спиной вперёд и назад. Затем расслабиться - кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на коленях, ноги стоят на подставке.
«Подснежник» Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Педагог играет пьесу П.И.Чайковского «Подснежник».
На первую фразу подснежник растет, т.е. правая рука плавно поднимается вверх и опускается. На протяжении всего упражнения кисть должна висеть мягкая и расслабленная, как цветок подснежника. Подснежник не распускается, как ромашка. Его лепестки собраны и опущены вниз.
На вторую фразу то же самое делает левая рука. На третью фразу то же самое делают обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.
Упражнение «Фонарики» поможет педагогу сформировать у ребенка правильный свод руки. Сидя за столом положить кисти рук на стол. Подтягивать пальцы к ладошке до того момента, пока они не встанут на «подушечки» и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так называемые «фонарики», суставы не прогибать.
Упражнение «Вешалка» поможет ребёнку ощутить вес руки на кончике пальца. Ребёнок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки и свободно покачал локтями, (вешалка - рука, а пальцы - крючок...)
Упражнения на развитие координации движений
«ЗМЕЯ, ЛЯГУШКА» - правая рука имитирует движение змеи, а левая рука показывает, как прыгает лягушка. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. Потом задание правой руки переходит к левой руке, и наоборот.
«КОШЕЧКА И СОБАЧКА» - правая рука выполняет движение имитирующее поглаживание кошки, а левая рука в это же время как бы отгоняет собачку. По окончании, руки меняются заданиями.
«СКРИПКА И БАРАБАН» - правая рука показывает движения смычка по струнам скрипки, а левая рука показывает, как бьют в барабан. Упражнение выполняется двумя руками одновременно.
Налаженность аппарата является одним из условий технических успехов ученика, средством воплощения его замыслов, а также условием удобства, а следовательно, и настроения ребенка во время игры. Наиболее удобно проделывать весь объем работы, связанный с организацией игровых движений, в сочетании игры на инструменте, с гимнастическими упражнениями для рук и пальцев. Гимнастика способствует развитию наиболее естественных движений и служит моментом «отдыха» во время урока и домашних заданий. Гимнастика обязательно должна предшествовать упражнениям на инструменте.
Начинать гимнастику необходимо с упражнений для всего корпуса тела, переходя к упражнениям для рук и пальцев, а затем к сочетанию тех и других движений в опорных упражнениях на столе или на крышке инструмента.
Система упражнений по гимнастике, включенная в данную программу, не является всеобъемлющей и предполагает дополнения.
Гимнастика для пальцев
«Здравствуй пальчик» - ладони соединить перед собой, палец к пальцу (1-й к 1-му; 2-й ко 2-му, 3-й к 3-му, 4-й к 4-му, 5-й к 5-му). Работаем с каждой парой поочередно, проговаривая стишок:
Первый пальчик к нам пришел
И второй за ним вошел.
Третий с шариком играл,
А четвертый танцевал.
Пятый пальчик посмотрел
И со всеми песню спел.
Это упражнение знакомит ученика с нумерацией пальцев пианиста.
«Рисуем круги» - исходное положение - руки перед собой, пальцы - раздвинуты. Поочередно каждым пальцем совершаем круговые движения. Упражнение повторяется несколько раз, в спокойном темпе и с максимальной амплитудой движения. Помогает почувствовать напряжение отдельных групп мышц внутри ладони.
«Колечки» - исходное положение - руки перед собой. Сначала упражнение выполняется правой рукой. Соединить подушечки 1-го и 2-го пальцев так, чтобы внутри, между пальцами образовалась форма колечка, а не «глаза». Далее соединить подушечки 1-го и 3-го, 1-го и 4-го, 1-го и 5-го пальцев описанным способом. В момент соединения подушечек пальцев, следует делать легкое усиление нажима. А для большего интереса дать ребенку стихотворение:
Мальчик - пальчик, где ты был? (1-2)
С этим братцем в лес ходил. (1-3)
С этим братцем кашу ел. (1-4)
С этим братцем песни пел. (1-5)
Затем следует выполнять данное упражнение двумя руками.
Упражнения, выполняемые на крышке инструмента
«Молоточки – гвоздики» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента, запястье не поднимаем, пальцы на подушечках. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. На каждый счет 1,2,3,4 поднимаем все пальцы и делаем удар по поверхности, опора на запястье. Выполняется 6-8 раз.
«Лягушка» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках, запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на подушечки. Руки поочередно «шагают» под текст стихотворения:
Вот, лягушка по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки,
Ква - ква – ква – ква,
Ква - ква - ква.
Руки «шагают» на каждую долю. Контролировать линию запястья, локти чуть в сторону, осанка, ноги. Выполняется 2-3 раза.
«Поссорились – помирились» - руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом, пальцы на подушечках, (в позиции), запястье на весу. Руки «разлетаются» в разные стороны - «поссорились», а потом опять «слетаются» в исходную позицию - «помирились». Упражнение повторяется 6-8 раз. Движение рук по принципу «Радуга». Счет вслух: «РАЗ-И, ДВА-И», на счет «И» руки «перелетают».
«Чехарда» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках, запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на подушечки. Правая рука «перепрыгивает» через левую и возвращается на исходную позицию. Левая рука «перепрыгивает» через правую руку и возвращается на исходную позицию. Упражнение повторяется несколько раз. Счет вслух: «РАЗ-И, ДВА-И».
«Голубь» - исходное положение - руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом. 1-е пальцы рук полностью соприкасаются друг с другом, как приклеенные. Остальные пальцы рук слегка отведены в стороны от 1-х пальцев, и стоят на подушечках. Условимся: 1-е пальцы - это «головка голубя». Остальные пальцы - это «крылья голубя». 1-е пальцы фиксируем, опора на них. А остальные пальцы, (крылья), выполняют функцию «размаха крыльев» на счет РАЗ-И, ДВА-И. Упражнение повторяется 4-6 раз.
«Опора на 5-й палец» - исходное положение - руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом. Все пальцы на подушечках. Фиксируем 5-е пальцы обеих рук на крышке инструмента, а остальные пальцы одновременно поднимаем и опускаем, сохраняя позицию пальцев. Опора на 5-е пальцы. Необходимо добиваться распределения напряжения в руке. 5-е пальцы более напряжены, т. к. они - опора; остальные пальцы должны быть менее напряжены, но не расслабленны.
Вышеуказанный порядок упражнений является налаженной системой, которой желательно придерживаться. Выполняя упражнения, необходимо объяснить ученику, для чего выполняется данное упражнение, какие мышцы разминаем, заставляем «проснуться», разогреться. Особенно, при выполнении упражнений для пальцев. Рекомендуемое время для выполнения гимнастики 5-7 минут.
Знакомство с инструментом
Названия октав верхнего и нижнего регистров
Упражнение «РАДУГА» является первым упражнением, с которого следует начинать все занятия на клавиатуре на последующих уроках в течение 2-х – 3-х месяцев. Это упражнение помогает ученику легко и быстро усвоить названия октав и их расположение на клавиатуре. Следует добиваться четкого, смелого, громкого произношения.
А теперь – дружная семья, (обязательно рисуем в альбоме семью, которая держится за руки). Обращаем внимание ученика на то, что в правой стороне клавиатуры располагаются высокие, тонкие звуки, похожие на голоса птичек. В левой стороне клавиатуры располагаются звуки низкие, толстые, похожие на голос медведя. А в середине клавиатуры, напротив ученика – звуки, похожие на голос мамы, папы, бабушки, (пусть ученик предложит свои ассоциации).
Вводим условности:
1. Там, где низкие звуки – там «живет медведь».
2. Там где высокие звуки – там «живут птички».
3. Там где средние звуки - там «живет» ученик со своей семьей – ДОМ.
Показываем на инструменте:
I октава - «октава – мама», она поет маминым голосом и всегда самая близкая;
II октава - «октава- дочка», ее голос тоньше;
III октава - «октава-кукла», ее голосок еще выше;
IV октава - «октава-птичка», звонкая и прозрачная.
Начинаем спокойное движение руки с колена на клавишу «До» 1-й октавы, поставили руку на 3-й палец, далее глазками находим следующую клавишу «До» 2-й октавы и плавно переносим на нее руку. Поднимаем ручку так, как будто мы вынимаем ее из водички, представляя, как капельки стекают с пальчиков. Движение руки при переносе над клавиатурой должно напоминать движение по радуге. Отсюда и название данного упражнения.
С другой стороны от «октавы-мамы» находятся:
Малая октава - «октава – сын», он еще мал, но поет более низким голосом;
Большая октава - «октава-папа». Папа больше сына и голос у него гораздо ниже.
Контроктава - «октава - дедушка», самый старший в семье;
Субконтроктава - «октава - пес», сторож и верный друг семьи.
3-им пальчиком обеих рук, стоя за инструментом, показываем все перечисленные октавы и называем их уже своими именами.
Знакомство и работа с клавиатурой
После того, как ученик познакомился с инструментом и освоил правильную посадку за ним, можно переходить к знакомству с клавиатурой. Педагог предлагает ученику внимательно посмотреть на клавиатуру и показать все группы из 2-х черных клавиш, какие найдет. Я рассказываю: «Представь себе, что клавиши живут в квартирках, а в любой квартире есть окошечки. «Окошечки» - это две черные клавиши». Затем предлагаю ученику нажать ладошкой все «окошечки» и посчитать их. Малыш с удовольствием ищет «окошечки» и говорит, что на клавиатуре их семь. Объясняю, что внутри «окошечка» живет нотка РЕ. Прошу ребенка глазками найти и нажать все ноты РЕ. Играть ученик должен третьим пальцем, он самый послушный и устойчивый, стараясь следить за его правильным положением. А правильное положение такое, при котором косточка, находящаяся у основания пальца, должна быть хорошо видна.
Показывать две черные клавиши можно произвольно, как удобно ученику, так как на данном этапе задача ученика: уметь быстро находить группу из 2-х черных клавиш, прежде всего глазами. Выполнив это задание, следует аналогичное задание с группой из 3-х черных клавиш. Затем, по принципу игры «Из дома – в гости и домой» прошу ученика показать все группы из 2-х черных клавиш в следующем порядке:
- правая рука нажимает группу из 2-х черных клавиш « в своем доме», т.е. в 1-й октаве, и далее переносится с одной группы на другую по октавам - «в гости к птичкам». Достигнув последней группы, т.е. в 4 октаве, возвращается обратно - «домой», в 1-ю октаву. По возвращении, руку обязательно надо снять с клавиатуры на колено, (отдохнуть).
Пока правая рука отдыхает:
- левая рука отправляется «из дома», из 1-й октавы, «в гости к медведю» по 2-м черным клавишам - и обратно, «к себе домой», в 1-ю октаву. По возвращении, руку снять с клавиатуры на колено. То же самое выполняем с группой из 3-х черных клавиш.
Над снятием руки необходимо поработать отдельно. Для этого предлагаю упражнение «Ветерок и листик»:
Педагог описывает ученику сухой, легкий листик, который упал с дерева на тропинку, (кисть ученика – это «листик», лежит на колене). Прилетел легкий ветерок и стал подкидывать листик. Играя с ним, учитель – ветерок. Он слегка дует на руку ученика, а ученик в это время изображает, как листик поднимается и опускается на клавиатуру. Необходимо следить за естественностью движений кисти, чтобы не было зажатости, угловатости в движениях. Момент снятия руки необходимо корректировать с первых уроков для того, чтобы ученик с самого начала осознавал важность правильного снятия руки и не привыкал не обращать на это внимания. Еще, очень помогает откорректировать движения руки во время снятия, следующая ассоциация: «Вспомни, как ты вынимаешь руки из воды». Эта аналогия очень быстро и легко решает проблему зажатости рук и освобождает движения рук ученика.
Работа в тетради
Детям очень нравится письменная работа. Они с удовольствием приступают к нотным тетрадям после работы на клавиатуре. На первом письменном задании педагог знакомит ученика с 5-ю линеечками, (нотным станом) и с кружочками – нотами, которые пишутся на линеечках и между линеечками.
ЗАДАНИЕ: написать кружочки на 1-й линеечке до конца строки. Если ученик легко справился с этим заданием, то можно дать задание написать ряд палочек до конца нотного стана. Как бы ни казалось это задание простым и легким, практика показала, что у большинства учеников кружочки смещались с 1-й линеечки и постепенно увеличивались в размерах. Педагог должен очень корректно указать ученику на подобные изменения, а по окончании работы обязательно похвалить и поставить ОЦЕНКУ ЗА СТАРАТЕЛЬНОСТЬ.
Также, записывать ритмические рисунки на каждой изучаемой ноте. А в альбоме мы с ребенком рисуем «пианистический аппарат». Я рассказываю, что рука – это большая семья, в которой есть пять братьев. Предлагаю малышу положить руки, с расправленными пальцами на лист альбома, и обвожу их фломастером. Рассказываю, что каждый палец имеет и имя, и номер:
33851853175
1 палец называется - Большой;
2 палец - Указательный;
3 палец - Средний;
4 палец - Безымянный;
5 палец – Мизинец
Третий палец - самый «старший» среди братьев, опора «семьи». Он на голову выше остальных, настоящий «богатырь Гвидон».
Второй и Четвертый тоже длинные, но не такие «могучие», как «богатырь Гвидон».
Пятый палец – самый маленький и слабенький, но он большой помощник в семье: вместе с первым Большим пальцем, его задача удерживать свод руки.
Чтобы малыш быстрее запомнил название каждого пальца, я записываю ему шутливое стихотворение. При этом все слова показываются руками:
Утро настало! Солнышко встало!
«Эй, Братец Федя! Разбуди соседей!
Вставай большой!
Вставай указка!
Вставай середка!
Вставай сиротка!
Вставай Митрошка!
Привет ладошка!»
Самые первые упражнения на фортепиано
«ДОРОЖКА» - исполняется отдельно каждой рукой, 3-м пальцем в 1-ой октаве. Выполняем поочередное нажатие клавиш звукоряда ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО - и обратно. Левая рука - то же самое, но только в Малой октаве. Штрих - поп legato. Стараться поднимать руку после каждой клавиши на одну высоту и не слишком высоко. Позднее исполнять штрихом staccato. К 3-й четверти двумя руками. Ну а теперь, играем и поем песенку про Зайку, закрепляя знание всех семи нот. Причем играем сразу двумя руками (третьим пальчиком):
До ре ми фа соль ля си – ты у зайчика спроси,
С кем катался он в метро? Си ля соль фа ми ре до.
3848105079

«КАПЕЛЬКИ ПО РАДУГЕ» - закрепляем умение находить любую из семи нот на всей клавиатуре, обязательно поддерживаем звукоизвлечение ритмослогами, что помогает вырабатывать понятия «вверх» и «вниз» от I-ой октавы, соответственно правой рукой - в «высоком королевстве», а левой рукой в - «подземном царстве».
Вверх по радуге пойдем,
Нотку «ля» с тобой найдем (на выбор педагога)
Вниз по радуге пойду
Нотку «фа» я сам найду (на выбор ученика)
Упражнение «ВЕСЫ»

Учимся брать звуки с весом, ассоциация с весами. Сначала накладываем, взвешиваем, а затем аккуратно снимаем, и пустые чаши приходят в положение равновесия. Обязательно рисуем в альбоме весы с гирьками и апельсинами. Визуализация предмета и ощущение взвешивания переносится на инструмент без лишних, порой утомительных для ребенка объяснений. Это упражнение помогает найти нужное ощущение веса, вырабатывает навык полноценного, мягкого звукоизвлечения на non legato, хорошую передачу звука из руки в руку.
Упражнение «Ножницы» - перед собой складываем руки буквой «ХА» и выполняем движения, сводя и разводя предплечья так, чтобы ладони касались ребром одна другую, как будто ножницы разрезают воздух, а мы будем разрезать музыкальную ткань – клавиатуру, на равные части, (отрезки), которые называются октавами. Начинаем упражнение «Ножницы» левой рукой с большой октавы, произнося названия октав, чередуя руки. Ребенок сам выбирает, с какого звука начать упражнение. Выполняется третьим пальцем, и заканчиваем в четвертой октаве правой рукой. Это упражнение вверх и вниз можно выполнять на два или три счета, по выбору ученика, а преподаватель за вторым инструментом может исполнять аккомпанемент. Чтобы творческая инициатива оставалась за маленьким музыкантом, он сам задает темп и настроение, а преподаватель лишь поддерживает партией второго инструмента.
Таким образом, вводятся понятия мажор – минор, танец – марш, сильной и слабой доли. Упражнение дает ощущение охвата клавиатуры, учит свободно и смело переносить руки, осваиваются элементарные навыки координации.
Упражнение «Попугай» - помогает при освоении приема staccato.

Это упражнение, основано на манере этой птички все повторять. Оно развивает большую чувствительность кончиков пальцев, помогает ребенку следить за организацией игрового аппарата и качеством звука, то есть включается слуховой контроль, требующий точности исполнения, соответствующего характера и определенной эмоциональной наполненности для создания образа.
Я играю в попугая
Потому, что повторяю:
До - до, си - си, ля - ля, соль,
Я играю хорошо!
Рисуем в альбоме попугая.
Упражнение «Качели»

Упражнение, основанное на ассоциации, помогает почувствовать свои руки, их вес, пластичность и свободу. И главное задание – не повторять движения буквально, а найти ощущение извлекать звуки свободным и хорошо организованным аппаратом.
Крепятся наши качели на основе в форме ракеты, которая у нас №1, то есть первая октава. Раскачиваясь и по очереди взлетая, отталкиваемся и приземляемся.
Это упражнение, впрочем, как и «Ножницы», представляет собой преувеличенный прием звукоизвлечения. Здесь используется принцип «проводимости» звука, согласно которому звук «протекает» по всей руке от лопатки и «выдыхается» из нее.
Упражнение «Пчёлка» выполняется за инструментом.
«Рука-пчёлка» - свободно перелетает с клавиши на клавишу – с цветка на цветок и кончиком пальца, хоботком, проникает в клавишу - в середину цветка. После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно переходить к игре 2-м, 3-м, 4-м и только потом 1-м и 5-м пальцем. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. После игры квинт можно переходить к игре терций. Сначала - 2-м и 4-м пальцами, затем - 3-м и 5-м пальцами. После того как освоены терции и квинты можно переходить к игре трезвучных аккордов.
«МОСТИКИ» - (квинта) - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура 1-й и 5-й пальцы на «ДО» и «СОЛЬ» 1-й октавы. Нажатие клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга», т.е. перенося квинту из 1-й октавы по октавам верхнего регистра и обратно. Левая рука - то же самое, но только в направлении нижнего регистра. Очень важно контролировать линию запястья; положение 2-го, 3-го, 4-го пальцев, (чтобы не торчали как палки); установку 1-го и 5-го пальцев на «подушечки».
«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ» - (терция) - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура: 1-й и 3-й пальцы на «ДО» и «МИ». Нажатие одновременное:
«ДО-МИ», «РЕ ФА», «МИ-СОЛЬ», «ФА-ЛЯ», «СОЛЬ-СИ», «ЛЯ-ДО», «СИ-РЕ», «ДО-МИ» - и обратно, в 1-й октаве. Левая рука - в Малой октаве. Контролировать позицию 1-го и 3-го пальцев, округлость 5-го пальца, линию запястья, местоположение локтя.
«СЛОН» - (квинта + терция) - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура 1-й и 5-й пальцы на «ДО» и «СОЛЬ» 1-ой октавы. Нажатие одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга». После установки квинты, «ноги слона» опускаем 3-й палец на клавишу «МИ» («хобот» слона, «слон пьет водичку»).
Во время упражнения объявлять название октавы, в которой исполняем упражнение. Контролировать округлость пальцев, линию запястья, местоположение локтя, осанку, положение ног на подставке.
После игры квинт, гораздо легче перейти к игре legato. Но нельзя торопиться переходить к игре legato , так как это может перечеркнуть всё достигнутое ранее. Начинать игру legato следует начинать наиболее сильными пальцами - 3-2, затем подключать 4 палец, (2 - 3 - 4), затем 1-й и 5-й пальцы. Освоение игры legato сильным и слабым пальцами, (1- 2 - 3) происходит постепенно.
«ДО+РЕ+МИ» - исполняется правой рукой. Аппликатура: 1-й, 2-й, 3-й пальцы. Нажатие клавиш поочередное. Штрих legato. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга» с четким и громким произношением вслух названий октав, от 1-ой октавы по октавам верхнего регистра.
«МИ+РЕ+ДО» - исполняется левой рукой. Аппликатура: 1-й, 2-й, 3-й пальцы. Нажатие клавиш поочередное. Штрих legato. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга», с четким и громким произношением вслух названий октав, от 1-ой октавы по октавам нижнего регистра. Контролировать установку 1-го пальца на «подушечку», т. к. ученикам свойственно 1-ый палец полностью укладывать на клавишу; контролировать округлость всех пальцев; 5-й палец - «крючочком», а не «антенной»; запястье продолжает линию предплечья.
Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.
«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ» - исполняется отдельно каждой рукой. Правая рука - в 1-й октаве. А левая рука - в Малой октаве. Аппликатура 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы. Нажатие поочередное. Движение в пределах 1-й октавы. Контролировать округлость пальцев, не разрешать ставить пальцы на край клавиш, ориентировать установку пальцев ближе к черным клавишам. Это упражнение можно давать ученику позднее, ближе к 3-ей четверти. Обычно к этому времени рука ребенка крепнет и стоит более устойчиво.
«РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура: 1-й и 5-й пальцы. Нажатие поочередное. От всех белых клавиш.
«ХРОММАТИЧЕСКАЯ И РАСХОДЯЩАЯСЯ ГАММА» от клавиши «ДО» в одну октаву. Аппликатура. Отдельно каждой рукой, позднее двумя руками.
Упражнения для левой руки
Во II полугодии с учениками, имеющими хорошую природную мышечную активность рук и кистей, можно вводить упражнения для левой руки. Эти упражнения являются своеобразным знакомством ученика с основными формулами аккомпанемента:
- бас + терция;
- бас + удвоенная терция;
- бас + удвоенная терция через октаву;
- альбертиевы басы по трезвучию;
- движение звуков трезвучия поочередно вверх и вниз, начиная с примы;
- аккордовое чередование в аккомпанирующей партии, разложенной на две руки.
Работая над упражнениями, помимо постановочной работы, важно обратить внимание ребенка на особенности движения рук во время исполнения этих упражнений. Когда ученик освоит упражнения, педагогу следует предложить несколько вариантов мелодий в сопровождении выученного упражнения. Получится ансамбль ученика с педагогом, вторую партию которого исполняет ученик.
Далее следует объяснять роль второй партии в ансамблевой игре: что очень важно слушать друг друга, во избежание расхождения в долях, в темпах, что аккомпанемент не должен звучать громче мелодии, т.е. заглушать ее.
Одновременно с освоением клавиатуры рекомендуется знакомить с ритмической организацией музыки. И начинать разговор следует с понятий:
- пульса - шагов музыки;
- темпа;
- длинных и коротких звуков;
- ритмического рисунка, (чередование длинных и коротких звуков);
- такта, (чередование сильных и слабых долей);
- тактовой черты и т.д.
Развивать ритмические способности ребёнка так же следует, используя разнообразные ритмические игры и упражнения:
- прохлопывание и протопывание пульса песенок или музыкального произведения, предложенного для прослушивания;
- прохлопывание ритмического рисунка стихотворений и различных потешек и др.
Эмме Пари – известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
- любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.
Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «Дон, ди-ли», «Так, ти-ки», «Шаг - бегать».
Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.
В этот период следует большое внимание уделять подбору простейших попевок, песенок от разных клавиш, игре в ансамбле с педагогом, а также творчеству ребёнка - сочинение песенок на заданные стихи, на заданный ритмический рисунок, сочинение песенок на свои слова.
Программа предлагает знакомить ученика с нотами, длительностями, ритмическими рисунками, группировкой, посредством системы - игры «Музыкальный трамвай». Она легко и с интересом воспринимается детьми на каждом уроке, помогает педагогу подготовить восприятие ребенка к работе с «настоящим нотным текстом».
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ» Тук и Ти-Ки.
Тук Ти - Ки, Тук Ти - Ки - музыкальные шаги.
Тук Ти - Ки, Тук Ти - Ки - изучают малыши.
Любит Тук ходить спокойно, Ти - Ки любит пробежать.
Тук – шагает словно мама, Ти - Ки - словно детвора.
Длительности и группировка.
Необходимо приготовить дидактический материал:
Карточки - «пассажиры»: всего 5 видов по 8 штук каждого вида. Размер одной карточки: 8см на 12см.
Карточки - «вагончики»: всего 3 вида по 4 штуки каждого вида:
«Вагончик с 2-мя окошками» - размер 22см на 14см.
«Вагончик с 3-мя окошками» - размер 32см на 14см.
«Вагончик с 4-мя окошками» - размер 42см на 14см.
Первое окошко каждого вагона строго красного цвета.
Карточки - «ключи для вагонов»: всего 3 вида по 2 штуки каждого вида.
Размер 10 на 16. Рядом с ключом написан размер вагона – это хорошая подсказка.
- дети, 2 друга или 2 подружки по имени ТИ и КИ, ездят во всех вагонах;
- мама или папа, по имени ТУК, ездят во всех вагонах;
- толстая тетя, которая всегда занимает 2 окна потому, что в одно не помещается, слишком толстая;
- толстая тётя со своей собачкой по имени ТОЧКА. Она всегда занимает 3 окна, 1-е и 2-е окно для себя, а 3-е окно для собачки ТОЧКИ. В вагончик с 2-мя окнами никогда не садится, т. к. «собачка» не помещается.
- и самый толстый в мире человек. Он едет только в вагоне с 4-мя окнами.
Характеризовать каждого «пассажира» необходимо весело, с шутками, чтобы ассоциации у ребенка были самые яркие. Объяснение требует от педагога фантазии, эмоциональности, веселого настроения.
Познакомившись с карточками, пора приступить к работе с ними. Для начала лучше использовать карточки – «пассажиры» и карточки - «вагончики» с 2-мя окнами, карточку - «ключ для вагона».
Учитель и ученик в этой игре получают роль контролеров, которые проверяют:
1 - наличие ключей от вагонов.
2 - состав трамвая.
3 - верно ли пассажиры разместились по вагонам?
Пример объяснения: итак, отправляемся на «посадку».
1 - музыкальный трамвай.
Используемый материал:
- карточки-«пассажиры»
- карточки - «вагончики» с 2-мя окнами
- карточка- «ключ для вагона» с цифрой 2.
Педагог выставляет карточки - «вагоны» и карточку - «ключ для вагона» в следующем порядке, умышленно ошибаясь, проверяя внимательность ученика.
Ученик должен найти и исправить допущенные ошибки педагога.
2 - следующий этап - анализ.
Педагог задает вопрос: «Сколько вагонов в этом составе?»
Ученик отвечает: «4 вагона».
Педагог: «Сколько окон в каждом вагоне?»
Ученик: «2 окна»
Педагог: «Правильно ли выбран «машинист» трамвая?
Ученик: «Правильно»
Педагог: «Что тебе помогло определить это?»
Ученик: «Цифра 2 возле скрипичного ключа». 2-соответствует количеству окон в одном вагоне. Состав поезда верный. Теперь мы - контролеры, можем разрешить «посадку пассажиров».
Ученик берет карточки – «пассажиры» и раскладывает их по «вагонам».
Педагог в это время проверяет правильность действий ученика. Если ошибка имеет место, то педагог должен объяснить, почему неправильно и исправить ошибку. Работая с карточками - «пассажирами», ученику предоставляется полная свобода в размещении их по «вагонам». Теперь, когда все пассажиры на местах, «трамвай» может отправляться «в путь».
Учитель вместе с учеником прохлопывает и проговаривает ритмический рисунок ритмослогами: ТУК – ТУК, ТИ - КИ ТУК, ТИ - КИ ТУК, ТУК - пауза.
Данный ритмический рисунок необходимо проговорить несколько раз, добиваясь четкого и уверенного проговаривания в одном темпе.
Далее следует обратить внимание ученика на то, что прохлопав и проговорив ритмический рисунок «трамвая», мы слышали шумовые звуки, а музыкальных звуков не было. Поэтому, чтобы «пассажиры запели», учитель предлагает ученику выбрать одну любую ноту из звукоряда - ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
К примеру, ученик выбрал ноту СОЛЬ. Для того, чтобы «пассажиры» запели ноту СОЛЬ, необходимо трамвай поставить на музыкальные «рельсы». Музыкальные «рельсы» необычны тем, что их не 2 штуки, как у обычных настоящих рельсах, а целых 5 - «НОТНЫЙ СТАН».
Педагог предлагает ученику переписать музыкальный трамвай с карточек в свою нотную тетрадь, но только теперь головку каждого пассажира необходимо строго рисовать на второй «рельсе», (линеечке), так как нота СОЛЬ, которую выбрал ученик, всегда «сидит» на 2-ой линеечке. Ученик переписывает в нотную тетрадь ритмический рисунок с карточек.
Рекомендуемая последовательность работы с записанным нотным текстом музыкального трамвая:
1 этап: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ» исполняется учителем и учеником с прохлопыванием ритмического рисунка. Вместо ритмослогов ТУК и ТИ - КИ, надо произносить «СОЛЬ», соответственно ритму, а голос должен соответствовать высоте звучания звука «СОЛЬ».
2 этап: Педагог обращается к ученику: «Давай послушаем, как наш «трамвай» будет звучать на фортепиано. Для этого 3-ий палец правой руки устанавливаем на клавишу «СОЛЬ» и играем ритмический рисунок «трамвая».
3 этап: Ученик исполняет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ» на клавише «СОЛЬ» самостоятельно, а педагог аккомпанирует за вторым фортепиано.
4 этап: Записать с карточек в тетрадь исполняемый ритмический рисунок, используя именно ноту «СОЛЬ», которую ученик пел, а не произвольную ноту.
Опираясь на вышеописанный пример объяснения, задания постепенно можно усложнять, посредством использования 2-х и более нот, распределяя их по вагонам, а впоследствии, и между «пассажирами», (ноты перемешиваются между собой). Разнообразить эту форму работы с нотным текстом можно, включая и исполнение на музыкальных инструментах, таких как маракас, деревянная коробочка, треугольник, металлофон, колокольчик. В зависимости от способностей ученика, педагог должен постепенно или параллельно знакомить ребенка, посредством игры «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ», с настоящими названиями:
- «пассажиры» - это длительности нот,
- «вагоны» - это такты,
- «двери вагонов» - тактовая черта,
- «ключ для вагона» - скрипичный ключ,
- и размер.
А когда ученик будет легко ориентироваться, то можно постепенно вводить понятия длительностей, динамических оттенков, штрихов, темпов, фразировки.
Со 2-го полугодия игру «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ» по возможностям ученика рекомендуется усложнить, превратив её «вагоны» в двухэтажные, в которых:
- верхняя строка - это «верхние этажи», на которых сидят «пассажиры», (исполняет правая рука);
- нижняя строка - это «нижние этажи», на которых сидят «пассажиры», (исполняет левая рука).
В результате, ребенок за год обучения владеет чтением нот с листа, уверенно себя чувствует перед текстом в две руки, обладает элементарными познаниями правил группировки, знает все длительности нот, штрихи и их обозначения в нотном тексте, знает и выполняет динамические оттенки, ориентируется в простейших музыкальных формах.
После получения навыков и знаний по системе «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ» лучше перейти от карточек к сборнику «АЗБУКА ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЫ» - составитель Н. Барсукова, (Издательство «Феникс»). Знакомясь по порядку с каждым номером, данным в учебнике, не нарушая предлагаемой очередности сборника.
Цель системы «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ» заключается в следующем: ввести ребенка в мир музыкальной грамоты и терминологии с помощью игры, образов, тем самым постепенно формируя в ребенке понимание простейшей группировки и правил записи нотного текста. И постепенно, после условных названий, познакомить ребенка с настоящими названиями терминов, которые используются в речи преподавателей и в нотных текстах.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента;
- познакомиться с ритмической организацией музыки;
- владеть элементарными понятиями музыкального языка;
- владеть начальными навыками постановки руки и приёмами звукоизвлечения, (поп legato, legato, staccato);
- умение пользоваться динамикой и нюансировкой;
- умение исполнять 2-х и 3-х частные пьесы.
На первом году обучения проверка успехов ребёнка проводится в конце года в форме концерта, на котором ребёнок должен исполнить 2 разнохарактерные пьесы и ансамбль.
Предлагаются приблизительные программы на конец года, рассчитанные на разные возможности ребёнка:
1 вариант
1. С. Сараян «Кукле».
2. Белорусская полька «Янка».
3. Русская плясовая «Как у наших, у ворот», (ансамбль).
2 вариант
1. М. Крутицкий «Зима».
2. В. Моцарт «Колокольчики звенят».
3. М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку», (ансамбль).
Для работы с дошкольником педагогу необходимо иметь яркий дидактический материал (карточки, картинки, кубики, игрушки) это способствует пробуждению фантазии и интереса у ребенка. Веселые шуточные стихотворения, загадки и объяснения оживят урок и облегчат понимание нового материала. Чтобы активизировать внимание ребенка, педагог может иногда сознательно ошибаться. Ребенок, не замедлив, поправит взрослого. Если же он не делает замечания, то возможно, он не был внимателен, устал, заскучал.
На каждом уроке нужно повторять что-либо из пройденного материала. Делать это можно в начале урока или попутно, связывая с новым сообщением. На первых уроках не следует специально фиксировать внимание ребенка на движениях руки и пальцев. Лучше слегка подправлять их во время игры; незаметно, при помощи образных сравнений, изобретательных приемов, подводить к нужным и целесообразным движениям. Большинство детей с удовольствием делает то, что лучше получается. Поэтому, иногда урок лучше начать с вопроса, чем ребенок хочет заняться. Таким образом, можно узнать, что ему интересно, показывает ли он то, что хуже получается. Нужно чаще хвалить ребенка. О недостатках говорить спокойно, мягко и тактично, предварительно похвалив за хорошее.
В процессе обучения детей 6 лет рекомендуется использовать песенки - попевки на 1,2,3-х звуках в сопровождении аккомпанемента педагога, (2-3 варианта), и обращать внимание ученика на то, как одна и та же мелодия меняет характер, настроение, в зависимости от смены фактуры, темпа, динамики, ритма, аккомпанемента. Практика показывает, что вышеизложенный прием стимулирует фантазию ребенка к сочинительству музыки, и подбору мелодий. Параллельно с приобретением практических навыков ребенок должен приобретать и терминологические знания.
Для этого обязательно необходимо вести теоретическую тетрадь, в которой должны быть сведения о длительностях, ноты, ключи, знаки альтерации, обозначения штрихов, динамики, аппликатура гаммы для каждой руки, аккорды, фамилии композиторов, чьи произведения понравились ребенку. Тетрадь должна заполняться постепенно, соответствуя пройденному материалу. Оформление должно быть ярким, красочным, написанное крупным печатным шрифтом. Педагог заполняет тетрадь простым карандашом, а ученик обводит записи фломастером.
Оформление тетради должно протекать в совместной творческой деятельности ученика и педагога. Ребенок прошедший годичный подготовительный курс по специальности фортепиано, лучше и продуктивнее воспринимает материал программных требований 1-го класса по специальности и сольфеджио.
Репертуар в подготовительном классе должен быть разнообразным, отвечать педагогическим требованиям на разных этапах обучения и доступный детскому восприятию. Кроме того, при выборе репертуара следует учитывать черты характера ребёнка: его интеллект, артистизм, темперамент, желания самого ребёнка. Правильно выбранный репертуар побуждает ребёнка к творческому поиску художественного образа, повышает интерес к занятиям музыки.
В течение первого года обучения ребенок должен пройти в классе 20 - 25 разнохарактерных произведений.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Основными формами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости учащегося;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности на уроке и дома;
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Контроль над успеваемостью учащихся осуществляется по окончании каждой четверти в отчетных выступлениях перед родителями, в форме календарных праздников («Осенний вальс», «Рождественские колядки», «Масленица»). Выступления на концертах в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом коротко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки. Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной. Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика. По окончании 1 года обучения проводятся экзамены, где выявляется уровень подготовленности каждого учащегося, определяется программа дальнейшего обучения, согласно их желания и способностей.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Начиная работу с дошкольником, педагогу необходимо помнить об особенностях восприятия детей 6-летнего возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задачи общевоспитательного порядка: необходимо приучать ребенка к дисциплине, труду, развивать чувство ответственности, уважение к старшим, воспитывать честность и доброту.
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании мелодий. В процессе занятий педагог должен руководить творческими поисками ученика, стимулировать и направлять их фантазию. Необходимо использовать способность ученика к подражанию и умело использовать детское творчество, показывая в начале возможные варианты выполнения заданий.
Большое значение в работе с дошкольниками имеет эмоциональный «климат» на уроке. Положительные эмоции у детей способствуют быстроте и легкости усвоения материала, уверенности в своих силах. Решающую роль при этом играет педагог, его творческая изобретательность в выборе различных методических приемов, индивидуальный подход к ребенку, умение вовремя поощрить его, терпение, доброжелательность и выдержка.
Занятия по специальности фортепиано подготовительного класса вводятся с начала учебного года 2 раза в неделю по 30 минут. Из них 15 минут уделяются закладке основных навыков и знаний, требующих сосредоточенности ребенка, так как примерно в течение этого времени сохраняется устойчивость внимания в 6- летнем возрасте.
Остальное время заполняется слушанием разнохарактерных пьес, работой с дидактическим материалом, письменной работой в тетради, игрой на детских музыкальных инструментах, беседами. Непременным условием каждого урока является чередование заданий. Каждый вид заданий должен последовательно развиваться и постепенно усложняться от урока к уроку.
В школе должно быть наличие инструментов, подставок на стулья и под ноги. В школьной библиотеке все рекомендуемые репертуарные сборники и соответствующая методическая литература.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Представленные в списке пьески ярки, образны и доступны для детского восприятия с одной стороны, а с другой - ценные в методическом плане. Они обеспечивают выполнение ключевых задач:
- подбор по слуху;
- освоение штрихов;
- постепенное включение всех пальцев обеих рук;
- выработку игры в ансамбле;
- приобретение слуховых и двигательных навыков;
- умение слушать самого себя;
- пользоваться динамикой.
«АЗБУКА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО»
составитель С.А. Барсукова. 2005г.
Песенки - потешки:
«Село солнышко»
«Дождик»
«Сорока»
«Солнышко»
«Снежный дом»
«Одуванчик» и др.
«МАЛЕНЬКОМУ ПИАНИСТУ»
под ред. Б. Милича. 1964г.
Русские народные песни:
«Ой, звоны, звоны»
«Зайчик ты, зайчик»
«Петушок» (ансамбль)
« Как пошли наши подружки»
«Наконец настала стужа»
«У ворот, у ворот»
«Дождик»
М. Раухвергер «Корова»
A. Филиппенко «Новогодняя»
Украинская народная песня «Перстень», «Зайчик и лисичка»
Детская песенка «Ходит зайка по саду», «Ой, ду-ду»
Французская народная детская песня «Стрекоза»
Я. Медынь «Одуванчики»
Ю. Щуровский «Мышонок»
Д. Кабалевский «Ёжик», «Маленькая полька»
Ж. Колодуб «Вальс
B. Витлин «Кошечка» ( ансамбль)
Русская народная песня «На зелёном лугу
В. Витлин «Дед Мороз».
«РЕБЕНОК ЗА РОЯЛЕМ» Н. Соколова
(сборник ансамблей для ф - но, 1983 г.)
«Баю – бай»
«Баба Яга»
«Колокольчик»
«Осень»
«Снеговик»
«Нарисую Кошкин дом»
«В облачные пёрышки»
«Серая коза»
«Снежная игрушка»
«Земляника и лягушки».
«В МУЗЫКУ С РАДОСТЬЮ»
( сост. О. Геталова 2002г.)
Чешская народная песня «Белка» (ансамбль), «Маленькая Юлька»
Л. Хереско «Ледяная гора»
Упражнение «Пчёлки»
Польская народная песня «Два кота»
Е. Тиличеева «Спите, куклы», «Про елочку»
Т. Караганов Гамма- вальс» (ансамбль)
А. М. Красев «Гуси»
Ф. Лещинский «Лошадки»
A. Березняк «Белка»
Английская народная песня «Игрушечный медвежонок»
B. Благ «Чудак» (ансамбль)
Укр. нар. песни «Лепёшки», «Ой, лопнул обруч», «Ой ты, дивчина»
В. Красев «Цветики»
О. Геталова «Рыжий кот», «Мишки в цирке»
А.Филиппенко «Цыплята», «Я на скрипочке играю»
Рус. Нар. песни «Как за синею рекой», попевка «Тень-тень», «Козлик», «Как у наших, у ворот» (ансамбль)
Б.Берлин «Пони Звёздочка»
Е. Гнесина Упражнение «Лягушки»
И. Визная «Радуга»
«О.Геталова Шаги»
«Г.Эрнесакс Добрый гном», «Часы», «Лягушки танцуют», «Мяу, мяу»
Д. Томпсон «Едет паровоз»
К.Лонгшамп – Друшкевич «Вальс гномов»
А.Бородин «Марш гномиков», «Краковяк"
Г.Портнов «Полька» (ансамбль)
Д.Уотт «Ухти –тухти» (ансамбль)
«Три поросёнка» (ансамбль)
Французская народная песня «Большой олень» (ансамбль)
Б.Савельев «Песня кота Леопольда»
М.Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль);
Белорусская полька «Янка»
Моцарт «Колокольчики звенят»
Латышская народная песня «Барабанщик»
О.Бер «Тёмный лес»
«ИГРАЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ» О. Сотникова
(сборник фортепианных ансамблей.)
Г. Вольфарт «Я играю на рояле»
Ф. Шпиндлер «Ты послушай», «Танец», «Сонатина», I часть.
«ПЕРВЫЕ ШАГИ» Сборник для начинающих
(составитель С.И. Голованова 2001г.) Часть 1
Песенки - потешки : «Дили - дон», «Василёк», «Лошадки», «Заинька»
Русская народная песня «Весёлые гуси»
И.Соколова «Котик и козлик»
А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»
Чешская детская песенка «Три синички», «Вышивание»
М. Красев «Журавель и лягушка»
К. Лонгшамп – Друшкевич «На катке», «Полька»
Словацкая народная песня «Тыном - таном», обр. Б.Милича
Н.Любарский «Курочка»
М. Красев «Конь»
И. Филипп «Колыбельная»
М.Иорданский «Петя, малый пастушок»
Ю. Вейсберг «Выйди, Маша», из оперы «Гуси-лебеди»
Б. Кэркби Мейсон «Виолончель поёт»
А.Степанов «Лакомка»
Французская песня «Тик – так», обр. А. Мендельс
М. Крутицкий «Зима»
П. Берлин «Марширующие поросята».
Сборник «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
(составитель С.И. Голованова 2002г.) Часть II (ансамбли)
В. Моцарт «Тема с вариацией»
B. Калинников «Киска»
А. Филиппенко «На мосточке»
М. Иорданский «Песенка про чибиса»
К. Вебер «Приглашение к танцу», «Песнь о весне»
Л. Бетховен «Сурок».
Сборник «ШКОЛА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ»
(составитель Ж. Пересветова )
Немецкая народная песня «Хоп, лошадка»
C.Фостер «О,Сюзанна»
Английская народная песня «Рубен и Рэйчел», «Кошка»
Д.Томпсон «Ручеёк», «Змейка», «В горах», «По камешкам через ручей»,
«На санках», «На волнах», «Рождественская песня»
М.Шмитц «Марш гномиков», «Прыжки через лужи»
Чешская народная песня «Мой конёк»
Польская народная песня Розочка, Хоровод
Украинская народная песня «По дороге жук, жук»
А.Понкиелли «Танец часов»
Ж. Пересветова «Ах вы, сени»,
Е.Диамондин «Песенка лентяя».
РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ
1. О. Геталова , И. Визная «В музыку с радостью».
2. «Первые шаги», сборник для начинающих в 2-х частях . Составитель С. И. Голованова. 2000г.
3. «Азбука игры на фортепиано». С. А. Барсукова. 2005г.
4. Н. Соколова «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. 1983 г.
5. И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста». 2007 г.
6. О. Черникова «Дорога к синичке». Ансамбли для тех, кто ещё не умеет играть на фортепиано. 2005 г.
7. О. Сотникова «Играем с удовольствием». 2006г.
8. Ж. Пересветова «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги» .(2008 г.)
9. Л. Хереско «Музыкальные картинки» 1988г.
10. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой». 1997г.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
Беховен Л.В. «Лунная соната», «Элизе».
Бах И.С. «Аве Мария», «Шутка», «Органная токката» (ре минор).
Вивальди А. «Времена года» (фрагменты).
Глинка М.И. «Жаворонок», «Вальс-фантазия», «Камаринская» (фантазия для оркестра), «Детская полька», Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Гречанинов А.Т. Произведения из детского альбома «Бусинки».
Григ Э. Сюита «Пер Гюнт».
Глюк К. «Мелодия».
Кабалевский Д.Б. «Старинный танец», «Вальс», «Танец молодого бегемота», «Артистка», «Кавалерийская».
Мусоргский М. «Картинки с выставки», «Слеза».
Моцарт В.А. Симфония №40 (фрагмент), Реквием – «Лакримоза» (фрагмент); «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо», «Колыбельная».
Майкапар С. «Тревожная минута», «Раздумье», «Вальс», «Гавот», «Мотылек».
Прокофьев С.С. «Петя и волк» - симфоническая сказка для детей.
Балет «Золушка» (фрагменты), сборник «Детская музыка».
Рахманинов С.В. «Итальянская полька».
Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане», опера «Снегурочка».
Свиридов Г.В. «Метель», «Колыбельная», «Военный марш», «Ласковая просьба», «Парень с гармошкой», «Зима пришла», «Тройка».
Сен-Санс К. «Карнавал животных», «Лебедь».
Хачатурян А.И. «Танец с саблями».
Чайковский П.И. Балет «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей»;
Балет «Щелкунчик» - «Марш», «Вальс цветов»;
Балет «Спящая красавица» - «Адажио» (Принц и Принцесса);
Альбом «Времена года», «Детский альбом», 1 концерт для ф-но с оркестром.
Шостакович Д. «Танцы кукол», «Романс» к кинофильму «Овод».
Шопен Ф. «Вальс №7», «Мазурка», «Фантазия-экспромт»;
Шуберт Ф. «Аве Мария», «Музыкальный момент», «Серенада».
Шуман Р.«Смелый наездник», «Первая потеря», «Бабочки», «Маленький романс».
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Как научить играть на рояле. Первые шаги». Серия Мастер-класс. 2005г.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста - Киев: Музична Украина, 1999.
Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на ф - но. - М.: Музыка, 1989.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1984.
Королёва Е.А. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» - М.: Владос, 2001.
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Изд.6 – Композитор, 1997
Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. « Путь к музыке» Изд.; Л.: Сов. Комп., 1998г.
Хереско Л. «Музыкальные картинки» Изд.; Л.: Советский композитор, 1983
Юдовина – Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или я - детский педагог»
Издательство: «Союз художников», Санкт – Петербург, 2002 г.
Юдовина – Гальперина Т.Б. «Музыка и вся жизнь» Композитор, С- П., 2007 г.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фо-но. Изд.3 – М.: Музыка, 1978.
Богино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М.: Музыка, 1974.
Гофман И. Фортепианная игра. - М.: Музыка, 1961
Музыкальный инструмент (ф - но). Программа для ДМШ– М.: 1988.
Класс специального фортепиано. Программа для ДМШ. – М.: 1973.
Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
Примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музицирование для учащихся фортепианного отделения. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2008.