Обобщение педагогического опыта. Методическая работа на тему: Работа над арпеджио в классе «фортепиано» для преподавателей фортепианных отделения ДМШ и ДШИ


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей города Торжка «Детская школа искусств»
Методическая работа на тему:
«Работа над арпеджио в классе фортепиано»
Автор: Егорова Ирина Михайловна
(преподаватель фортепьянного отделения)
г. Торжок
2014
Введение
Систематическая работа над гаммами, аккордами, арпеджио на протяжении всех лет обучения в фортепьянном классе музыкальной школы есть неотъемная часть всей большой работы ученика над развитием пианистической техники.
Истина эта не нуждается в доказательствах. Пренебрежение этими занятиями наносит невосполнимый урон полноценному развитию ученика.
Работа над упражнениями не является самоцелью. Это школа пианистических навыков, необходимых для исполнения фортепьянных произведений Гайдна, Моцарта, Грига и других композиторов. В их произведениях ребенок встретит и гаммы, и аккорды, и арпеджио, «чудом» превратившиеся в прекрасную музыку. Полезно поговорить об этом с учениками, поясняя свои слова исполнением примеров. После такой настройки дети охотнее и результативнее занимаются упражнениями. «Когда имеешь ввиду предстоящие художественные задачи, работа над техникой становится осмысленной, плодотворной (Н. Перельман «В классе рояля» - изд. 2-е, стр. 6, 1975 г.)
Главное условие эффективной работы над упражнениями – постоянное внимание к звуку и ритму. Традиции классической русской и советской фортепьянной педагогики требуют, прежде всего, заботы о певучем туше. Но не должны быть забыты и такие качества, как выносливость, напор, скорость – это особенно важно в занятиях с одаренными учениками.
Так же одним из решающих факторов успешной работы над упражнениями является качество показа педагога, ибо можно научить только тому, что хорошо умеешь делать сам.
Арпеджио
Арпеджио - большой блок технических упражнений. Они изучаются по программе школы с 3 класса. Первые арпеджио, которые начинает изучать ученик – это короткие арпеджио. К ним естественно перейти, проработав в нескольких тональностях аккорды тонического трезвучия и его обращений (ведь арпеджио есть ничто иное, как аккорд, представленный мелодически).
Изучение арпеджио можно начать с трехзвучных коротких арпеджио, особенно, если у ученика маленькая рука.
Освоив их в нескольких тональностях, переходим к четырехзвучным.
Первый этап работы – разучивание каждого звена арпеджио отдельно, со снятием руки между мотивами (всего звеньев три). Цель – объединить четырехзвучный мотив, сыграть его как бы «на одном смычке». Следует поискать объединяющие движения от 1-го к 5-му, или от 5-го к 1-му пальцам. Необходимое условие успешной игры – плавное ведение запястья.
Часто встречается ошибка – фиксирование пальцев в растопыренном положении. В правой руке при движении вверх, в левой руке при движении вниз сразу же забираем отыгравший 1-й палец ко второму, кисть как бы «собирается».
Второй этап работы – присоединение к каждому мотиву одного звука следующего звена (пр.р. – движение вверх, л.р. – движение вниз). Рука делает «вдох» - и мягко ложится на первый звук нового звена.
Третий этап – объединение всех звеньев в мелодическую фразу.
Хочется отдельно сказать о смене направления движения и о заключительном звене арпеджио (так называемые »поворот» и «заключение»). Их нужно разучивать отдельно, а затем включать в ткань арпеджио.
Особенно хочется отметить, что арпеджио, идущие вверх, отличаются от идущих вниз, и на начальном этапе необходимо учить оба этих направления. Левая рука учит арпеджио симметрично правой.
В коротких арпеджио наиболее естественна группировка с опорой на 1 и 5 пальцы (т.е триоли, или квартоли).
Увеличение темпа требует экономии движений. Но если в медленном темпе не освоены объединяющие движения, то исполнение становится неуклюжим: рука прижимается к клавиатуре, « не дышит».
Ломаные арпеджио – разновидность коротких. Работа над ними начинается в 4 классе. Чтобы ученик не путал звуковой состав мотивов, полезно некоторое время играть каждое звено сначала в прямой последовательности, а затем в ломаной.
В технике исполнения коротких и ломаных арпеджио очень много общего: все, что написано о коротких арпеджио, можно отнести и к ломаным. Но есть и существенное различие: в ломаных арпеджио звуки каждого звена идут в разных направлениях (а не в одном, как в коротких), что требует большей самостоятельности пальцев.
При изучении ломаных арпеджио в медленном темпе, можно активно раскрывать ладонь, что позволяет физически прочувствовать широкие интервалы, из которых состоит каждое звено арпеджио.
Длинные арпеджио – самые сложные упражнения из всего комплекса, требующие значительной ловкости, гибкости, неослабного звукового контроля. Главная трудность в длинных арпеджио – незаметная смена позиций, т.е. создание непрерывной мелодической линии.
Изучение в 4 классе длинных арпеджио отдельно каждой рукой, можно начать с упражнений, построенных по звукам уменьшенных септаккордов. Лучше выбирать такие мотивы, чтобы смена позиций была после черной клавиши, т.к. это наиболее удобный вариант. По этой же причине начинать работу над длинными арпеджио лучше не в тональности До мажор, а, например, в тональности Си мажор.
Итак, ученик учит длинное арпеджио в тональности Си мажор с квартольной группировкой. При игре в медленном темпе следует добиваться физического легато, дотягиваясь 1-м пальцем до своей клавиши. При игре правой руки вниз (левой - вверх) кисть с помощью предплечья описывает поверх 1-го пальца дугу, чтобы заранее подготовить незаметный переход в новую позицию.
При игре длинных арпеджио особенно реальна опасность кручения локтями в момент соединения позиций. Это означает, что ученик плохо использует гибкость своего запястья. Локоть должен легко скользить параллельно клавиатуре, как при глиссандо.
Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепьянной игры» (стр.125) рекомендует упражнения для разучивания длинных арпеджио. Это: 1- игра стаккато вокруг 1-го пальца , 2- упражнения на легато. Оба упражнения можно играть правой и левой рукой в зеркальном расположении.
Несколько слов о быстром темпе. Особенностью его является то, что «физическое» легато подменяется на «фиктивное» легато: рука легко скользит параллельно клавиатуре, все крупные движения сглаживаются. Но наше ухо слышит ровную мелодическую линию. Так возникает иллюзия идеального легато.
На практике ученики, которых не приучали с первых шагов добиваться в длинных арпеджио точного легато, играют их обычно плохо. А при правильном ходе работы у более способных в техническом отношении детей, приспособление к быстрому темпу происходит естественным путем.
В конце хочется сказать, что длинные арпеджио (тоническое трезвучие, тонический секстаккорд, тонический квартсекстаккорд) группируются квартолями для того, чтобы опора перемещалась на разные звуки и пальцы, а длинные арпеджио септаккордов и их обращений группируются триолями.
Если длинные арпеджио начинаются с черной клавиши, то 1-й палец берется в правой руке на первую белую клавишу при движении вверх, а в левой руке – на ближайшую белую клавишу при движении вниз. Аппликатура устанавливается по 1-му пальцу.
В заключении хочется сказать, что обращение к проблемам работы над арпеджио в классе музыкальной школы всегда полезно и важно.