ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ НА ТЕМУ тОНАЛЬНОСТЬ, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОМПАНЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДШИ


Выступление
Преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
Таран Марии Михайловны
МБОУ ДО «ДШИ» Муниципального образования «Холмский городской округ»
на межмуниципальных педагогических чтениях
«Традиционные и современные педагогические технологии методики в деятельности преподавателя ДШИ, ДМШ, ДХШ»
«Тональность, как один из основополагающих компонентов организации музыкального материала на уроках сольфеджио в ДШИ».
09 декабря 2016 года
Слайд№1
Надо ли говорить, что определение тональности для любого музыканта является первостепенной задачей, причем как на уроке специальности, так и на хоре, и на сольфеджио, и на музыкальной литературе тоже. Тем не менее, надо констатировать, что традиционная кварто-квинтовая схема тональностей не только не даёт мгновенного эффекта в запоминании ключевых знаков, но и надолго запутывает и затягивает период освоения диезных и бемольных тональностей учениками. Да и кварто-квинтовый круг по традиционной программе изучается только в 5 классе. Постепенное изучение всех тональностей на протяжении всех лет обучения в ДШИ не даёт сразу целостной картины всех тональностей, а высвечивает их по очереди, растягивая и размывая картину появления знаков во всех 30 тональностях. Причём, по моим наблюдениям, произведения в тональностях с 4-7 знаками учащиеся вообще не играют в ДШИ, а весь цикл сольфеджио в 5-6-7 классах только на них и базируется.
Я сегодня буду говорить об опыте работы над тональностью преподавателем - теоретиком из Башкирии (город Уфа) Дамиры Ильдаровны Шайхутдиновой.
Так, когда же надо начинать говорить с учеником о тональности? Но не на первых уроках – это определённо! Сначала необходимо создать слушательские впечатления, накопить хоть маленький исполнительский опыт. Поговорить о тонике, о ладе – настроении в мелодии, попробовать транспонировать мелодии, попытаться задуматься, а что меняется при этом. Причём, по опыту Д. Э. Шайхутдиновой, не боятся тональностей с чёрными клавишами, чтобы ребёнок ощутил их равноправие с белыми клавишами. А меняется при этом звукоряд лада, появляются диезы и бемоли. Меняется тоника, она становится выше или ниже. Меняется сам музыкальный образ, он становится «больше или меньше». Обращается внимание ребёнка, что при этом, звукоряды встретились диезные и бемольные, значит и тональности бывают диезные и бемольные.
Заниматься транспозицией необходимо с самых первых уроков, чтобы учащиеся воспринимали чёрные клавиши как равноправные с белыми. Для полного охвата всех диезных и бемольных тональностей необходимо провести простое, но весьма убедительное для детей, исследование мелодий в транспорте. Исследование состоит в определении тональности и выстраиванием звукоряда этих мелодий (конечно преподаватель письменно изображает звуки со всеми встречными знаками на нотоносце, а учащийся проигрывает эти гаммы на инструменте). Путём простого пересчёта знаков, они выставляются в ключе. Затем предложить учащимся таблицу, в которую они сами запишут количество диезов и бемолей.
Слайд№2
Таблица мажорных диезных тональностей.
Тональности До
мажор Ре
мажор МИ
мажор Фа #
мажор Соль
мажор Ля
мажор
Си
мажор До #
Мажор
Количество диезов 0#
2# 4# 6# 1# 3# 5# 7#
Слайд№3
Таблица мажорных бемольных тональностей.
Тональности ДО
мажор Си Ь
мажор Ля Ь
мажор Соль Ь
мажор Фа
мажор Ми Ь
мажор
Ре Ь
мажор До Ь
Мажор
Количество диезов 0Ь
2Ь 4Ь 6Ь 1Ь 3Ь 5Ь 7Ь
Чтобы лучше усвоить количество диезов и бемолей в тональностях, надо представить числа на клавишах клавиатуры:

7 5 3 16 4 2 0 2 4 6 1 3 5 7
Разделение мажорных тональностей на чётные и нечётные ряды не только ускоряет процесс запоминания количества знаков в тональности, но и более всего соответствует возможностям восприятия детей на данном возрастном этапе развития их мыслительных способностей. Этот метод даёт учащимся «ключ» к самостоятельной ориентации на клавиатуре для повторения и воспроизведения ключевых знаков, как в диезных, так и в бемольных тональностях. Этому способствуют мнемонические факторы: наглядность, визуальный охват тоник тональностей внутри одной октавы, простой порядок расположения чисел-знаков.
Легко запомнить: чётное количество диезов содержат тональности, тоники которых расположены по порядку вверх от тоники До мажора: Ре мажор (2#), Ми мажор (4#), Фа диез мажор (6#). Нечётное количество диезов: Соль мажор (1#), Ля мажор (3#), си мажор (5#), До диез мажор (7#).
Легко запомнить: чётное количество бемолей содержат тональности, тоники которых расположены по порядку вниз от тоники До мажора: Си Ь мажор (2 Ь), Ля Ь мажор (4 Ь), Соль Ь мажор (6 Ь). Нечётное количество бемолей: Фа мажор (1 Ь), Ми Ь мажор (3 Ь), Ре Ь мажор (5 Ь), До Ь мажор (7 Ь).
Слайд№4
Техника запоминания диезов.
Кисти обоих рук расположены на клавиатуре фортепиано: кисть левой руки - на трёх чёрных, кисть правой руки - на двух чёрных. Называем диезы клавиш по порядку: первый левой руки (фа #), первый правой руки(до #), второй левой руки (соль #), второй правой руки (ре #), третий левой руки (ля #), третий правой руки (ми #), четвёртый левой руки (си #).


Техника запоминания бемолей.
Кисти обоих рук расположены на клавиатуре фортепиано: кисть левой руки - на двух чёрных, кисть правой руки - на трёх чёрных. Называем бемоли клавиш по порядку: первый правой руки (си Ь), первый левой руки(ми Ь), второй правой руки (ля Ь), второй левой руки (ре Ь), третий правой руки (соль Ь), третий левой руки (до Ь), четвёртый правой руки (фа Ь).


Вооружившись полной картиной, про знаки в диезных и бемольных мажорных тональностей, можно теперь отправляться во второй класс и знакомиться с параллельными минорными и одноимёнными тональностями.Имея картинку полного представления о знаках в тональностях, теперь без труда можно определить количество знаков в любой тональности и гамме. По знакам в ключе в произведении определить его тональность теперь можно легко.