Развитие метроритмических навыков на уроке сольфеджио


Методическая разработка урока.
Преподаватель: Солдатова Елена Ивановна
Предмет: Сольфеджио
Класс1Тема: «Развитие метроритмических навыков на уроке сольфеджио»
Цель: использование различных методов в развитии метроритмических навыков у учащихся.
Задачи:
Образовательные:
осознание метрической доли;
ощущение сочетания и чередования ударных и безударных долей;
осознание ритмического рисунка;
ощущение группировки;
понятие дробности доли.
Развивающие:
развитие навыка самоконтроля;
развитие навыка самооценки;
развитие чувства метра, ритма;
развитие интонационно - слуховых навыков;
развитие эмоциональности;
развитие творческого мышления;
развитие слухового ощущения дробности доли.
Воспитательные:
воспитание интереса к процессу обучения;
воспитание внимания;
создание условий для развития коммуникативных навыков работы в группе, проявления дружелюбия, понимания ситуации.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Методы и приёмы обучения
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
создание ситуации занимательности;
создание ситуации успеха.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесный (объяснительно-иллюстративный);
наглядный (карточки, таблицы, ритмические палочки, музыкальный билет);
практический.
Приёмы обучения и воспитания, реализуемые на уроке
Приёмы развития чувства метроритма:
упражнения ритмические: ходьба, хлопки, тактирование;
изменение темпа упражнений, при равномерной пульсации долей;
запись ритмического рисунка группировки;
аналогия со словами;
закрепление за длительностью слоговых названий;
закрепление за длительностью счета ;прослушивание на слух дробление доли (четное);
сольмизация.
Приёмы психолого-педагогического взаимодействия с учащимися:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие поисковые ситуации;
побуждение в процессе выполнения задания к самоконтролю;
одобрение, поощрение успехов ученика с целью повышения самооценки и интереса к занятиям;
использование заданий с движением для снятия мышечных и эмоциональных напряжений.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-умение выявлять главное утверждение;
-способность объяснения своей позиции;
-проявление интереса к дальнейшему поиску новых знаний;
-умение анализировать причины своего успеха или неуспеха;
-построение исследовательской деятельности учащегося.
Познавательные УУД:
-самостоятельно добывать новые знания, используя алгоритмы, модели содержания;
-на основании самостоятельного поиска информации делать вывод;
-формирование способов решения задач.
Регулятивные УУД:
-анализ собственной работы, нахождение ошибок;
-коррекция своих мыслительных действий, оценка;
-понимание цели совместной деятельности учащихся и учителя.
-определение плана своих действий
-выполнение заданий «преднамеренные ошибки».
Коммуникативные УУД:
-умение работать в группе;
-умение вести диалог;
-в спорном вопросе находить альтернативное решение;
-оценивание позиции других.
Методический и музыкальный материал:
Ю.Фролова. Сольфеджио 1, 2 классы. Учебное пособие.2012
М.Котляревская-Крафт. Сольфеджио 1, 2 классы. Учебное пособие.1991
карточки - задания;
ритмические палочки;
песенки и пьесы из учебных пособий.
Технические средства:
фортепиано;
шумовые инструменты;
классная доска.
Конспект урока
Этап урока Содержание урока Формируемые УУД
1.Организационный момент Звучит музыка, дети входят в класс.
Приветствие.
Педагог предлагает каждому ученику «музыкальный» билет.
Подготовка к уроку (дневник, тетрадь, карандаш).
Сообщение темы урока, цели, задач урока Создание эмоционально- психологической раскрепощенности, вовлечение в процесс общения.
2.Мотиционный момент Пение разученной песни «Петушок».
Выполнение действий:
-прохлопать ритм;
-пение песни со словами;
-пение песни с ритмослогами;
-пение песни с названием нот;
-анализируем ритмический рисунок каждого из куплетов;
-записываем ритмический рисунок (по памяти). Закрепление понятия ритм, ответы на вопросы.
Умение выделять главное утверждение.
Определение плана своих действий.
Работа подгруппами.
3.Закрепление знаний и умений Работа с длительностями.
Закрепление физическими ощущениями понятия дробной доли:
-проговаривание предложенных ритмических фигур ритмослогами;
-проговоривание с показом длительностей имен, предложенных в таблице (в пустые клетки вписать имена своих друзей, соответствующие указанным ритмическим рисункам);
-протопывание и одновременное прохлопывание ритмического рисунка (закрепление понятия метр и ритм). Умение работать в группе.
Определение плана своих действий.
Оценивание позиции других.
Выполнение заданий «преднамеренные ошибки».
Объяснения своей позиции.
4.Творческое задание. Придумать ритмический рисунок для гаммы До мажор, используя четвертные и восьмые длительности:
-записать ритмический рисунок;
-спеть гамму До мажор медленно, вверх и вниз;
-спеть гамму в подвижном темпе, каждый звук пропевать дважды.
Самостоятельно добывать новые знания, используя алгоритмы, модели содержания.
Анализ собственной работы, нахождение ошибок.
Формирование способов решения задач.
5.Закрепление понятия пульс, доля. Осознание понятия - пульс движение, доля – равномерные удары (сильные и слабые). Прослушивают музыкальный фрагмент.
Задание:
-двигаемся под музыку ритмично, при этом делаем хлопки на каждую сильную долю;
- двигаясь под музыку, делаем хлопок над головой на сильную долю, на уровне груди - на слабую.-двигаемся меняя темп, закрепляем терминалогию: allegro, andante,adagio. Умение
выявлять главное
утверждение.
Способность объяснения своей позиции.
Умение анализировать причины своего успеха или неуспеха.
6.Закрепление понятия сильная и слабая доля Размер 2/4. Тактирование. Такт. Осознание понятия – размер, такт.
Задание:
-слушая музыкальный фрагмент, учащиеся ритмично тактируют в размере 2/4 ;-проговорить ритмослогами предложенные ритмические группы (каждую два раза), тактировать;
-проставьте тактовые черточки в примерах.
Определение плана своих действий.
Выполнение заданий «преднамеренные ошибки».
Проявление интереса к дальнейшему поиску новых знаний;
Умение вести диалог;
7. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности. В конце урока преподаватель предлагает заглянуть в конверт «музыкальный билет». Закончи предложение:
-я понял…
-я узнал…
-мне захотелось...
-на уроке мне было…
-за что ты можешь себя похвалить…
-оценка за урок
Анализ своей деятельности на уроке. Оценка работы.