РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО


Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО»
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
срок реализации учебного предмета;
объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
форма проведения учебных аудиторных занятий;
цель и задачи учебного предмета;
структура программы учебного предмета;
методы обучения;
описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II.Содержание учебного предметаГодовые требования
III.Требования к уровню подготовки учащихся на различных этапах обучения
IV.Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
VI.Список рекомендуемой литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкально-ритмического и хореографического развития детей в детских школах искусств.
Музыкальное воспитание в музыкальной школе - процесс комплексный. Предмет «Занимательное сольфеджио» занимает одно из основных мест в системе обучения детей, является эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка.
Предмет «Занимательное сольфеджио» имеет практическую направленность, так как развивает у детей слух, интонацию, эмоциональную выразительность, чувство ритма и даёт представление об основных элементах музыкального языка.
Настоящая программа может быть использована в составе дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
Учебный предмет «Занимательное сольфеджио» относится к предметной области теоретической подготовки.
Рекомендуемый возраст детей, поступающих в детскую музыкальную школу на общеразвивающую программу – от10 до 17 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий со второго по четвёртые классы составляет по 35 часов в год (один раз в неделю).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Занимательное сольфеджио» при 4-летнем сроке обучения составляет 105 часов. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета «Занимательное сольфеджио» являетсяразвитиемузыкальных способностейучащихся через овладение основами музыкального языка и теоретических знаний о музыке.
Задачами учебного предмета являются:
воспитание любви к музыке (народной, русской, зарубежной);
развитие общих музыкальных способностей через развитие музыкального слуха и интонации;
активизация творческих способностей;
приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ музыкального искусства;
обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков;
развитие художественного вкуса, фантазии;
воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
наглядный показ;
словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;
поисковый (самостоятельное решение поставленной преподавателем проблемы);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
практический (творчески-самостоятельное создание учащимися музыкальных образов в процессе импровизации на предложенный стихотворный текст, или в процессе спонтанной инструментальной импровизации).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием (доской, фортепиано, звуко- и видеовоспроизводящим устройством), наглядными пособиями.
Каждый учащийся обеспечивается доступом в библиотечный фонд для ознакомления с учебно-методической литературой по предмету (печатными и электронными изданиями).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Занимательное сольфеджио» рассчитана на 3 года обучения. В программе учтён принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программа может варьироваться с учетом возрастных особенностей детей.
Содержание программы группируется по семи направлениям (видам деятельности):
1 – вокально-интонационные навыки;
2 – сольфеджирование и пение с листа;
3 – воспитание чувства метроритма;
4 – определение на слух;
5 – музыкальный диктант;
6 – воспитание творческих навыков;
7 – теоретические сведения.
Программа каждого года обучения включает в себя учебные материалы по всем видам деятельности.
Содержанием первого вида деятельности являются вокально-интонационные упражнения. В отличие от предпрофессионального сольфеджио, на общеразвивающем отделении они могут быть даны как музыкальные игры (дразнилки, «мелодическое эхо» и пр.). Данный вид деятельности формирует основы интонирования, правильное дыхание, представление о выразительности музыкальной интонации, умение согласовывать слышимое и исполняемое.
Второй вид деятельности (сольфеджирование и пение с листа) является основным на уроке. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается ладовое чувство. При сольфеджировании основное внимание уделяется чистоте интонации и выразительности пения по нотам (сначала выученных на слух, а затем – незнакомых мелодий), с обязательным чётким тактированием (дирижирование не используется).
На уроках сольфеджио должно быть:
пение песен с фортепианным сопровождением (сначала с текстом, а затем – нотами);
сольмизация;
пение без сопровождения;
пение с листа с предварительным анализом примеров.
В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха. При этом основное направление работы на уроке - научить учащихся мысленно представлять себе написанную мелодию, ориентироваться в особенностях её построения и развития.
Пению с листа должна предшествовать сольмизация (особенно на начальном этапе). Здесь следует идти от группового исполнения к индивидуальному. Можно исполнять мелодии цепочкой, парами, по рядам и т.д. Это активизирует внимание учащихся и позволяет разнообразить формы работы на уроке. Момент смены исполнителя поможет учащимся правильно почувствовать цезуру, а в дальнейшем и более точно разобраться в структуре пропетого примера.
При сольфеджировании также следует двигаться от группового исполнения к индивидуальному (сначала – эпизодическому сольному пропеванию отдельных фраз при общем групповом исполнении, затем, когда группа интонационно «окрепнет», - цепочкой).
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо для исполнителя-любителя, как и развитие чувства лада, интонационных навыков.
Для развития чувства метроритма можно использовать следующие виды работы:
тактирование;
ритмические упражнения;
ритмическое ostinato, ритмическое сопровождение, ритмические партитуры;
ритмический диктант (с самого начала уже можно использовать наборы карточек в простых размерах, в дальнейшем следует перейти к оформлению ритма в нотном тексте).
Каждая новая ритмическая фигура должна быть осознана, практически проработана на примерах из знакомых песен, из произведений по специальности и только затем теоретически обоснована и использована в ритмическом и музыкальном диктанте.
Определение на слух воспитывает и обостряет музыкальное восприятие учащихся. Это ведёт к более глубокому пониманию музыки. На уроке могут быть представлены следующие формы работы:
– анализ небольшого музыкального произведения или фрагмента с обсуждением его характера, особенностей жанра, формы, элементов музыкального языка. Эти навыки активноиспользуются в выпускном классе, но элементы такого анализа следует включать в урок уже в самом начале обучения (здесь всегда есть связь с предметом «Музыка и окружающий мир»);
– анализ отдельных элементов музыкального языка:
звукорядов, гамм, ладов;
ступеней лада;
мелодических оборотов (поступенное движение, движение по звукам аккордов, опевание, скачки и пр.);
ритмических оборотов;
интервалов и аккордов в мелодическом и гармоническом виде от звука и в тональности.
Эта форма работы может быть очень занимательной – следует использовать карточки на самом начальном этапе освоения того или иного элемента, можно устраивать разного рода эстафеты, «интервальные дорожки». Иногда, в качестве особого поощрения, в конце урока можно поиграть и в какую-нибудь компьютерную игру (Earope, virartech, «Музыкальную шкатулку», «Музыкальный класс»ит.д.). Это не только нравится ученикам, но даёт им стимул для работы над развитиемслуха в домашних условиях.
Музыкальный диктант. Он является самой сложной формой работы на уроке, определяет уровень слухового развития учащихся. В нём используются все навыки, сформированные в процессе обучения в музыкальной школе. Но и здесь можно найти занимательные элементы, развивать те способности учащихся, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Начать работу над музыкальным диктантом можно с усвоения на слух отдельных интонаций («Музыкальный словарь»). Когда группа свободно будет ориентироваться в небольших нотных фрагментах, можно приступить к диктантам по памяти (отрывок пропевается, тщательно анализируется, затем записывается по памяти (сначала – отдельные фрагменты, в процессе работы – целиком; постепенно можно увеличить объём мелодии, её интонационную сложность и т.д.). Подобное задание тренирует и слуховую и зрительную память учащихся. Можно также предложить записать коллективно подобранную на инструменте и пропетую с названиями нот мелодию. Нравятся ученикам диктанты с ошибками (в курсе «Занимательного сольфеджио» они должны быть достаточно явными: в оформлении, в ритме, в наиболее ярких интонационных оборотах).
Считаю, что запись обычных мелодических диктантов возможна изредка и лишь с предварительным коллективным показом мелодии по любому ладовому пособию («Столбице», «Лесенке»). Ведь явные неудачи будут очень быстро формировать отрицательное отношение к предмету в целом.
Воспитание творческих навыковРазвитиетворческих способностей учащихся является одним из важных факторов успешного освоения предмета. Это помогает в осмыслении музыкального материала, раскрывает индивидуальные творческие возможности учащихся, способствует эмоциональному восприятию музыки, вызывает интерес к предмету.
Использование творческих заданий на уроке способствует созданию непринуждённой свободной атмосферы, которая помогает более полно и успешно освоить на практике изучаемый теоретический материал, активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха (интонационную, гармоническую, чувство метроритма, формы, музыкальную память), развивает вкус и наблюдательность.
Творческие задания должны быть доступны для выполнения учащимися, соответствовать их возрасту, уровню слухового развития, владению инструментом.
На уроках сольфеджио могут быть использованы следующие виды творческих заданий (упражнений):
допевание ответной фразы (со словами, на нейтральный слог);
импровизация на данный текст, ритм;
варьирование попевок;
различные виды мелодической и ритмической импровизации голосом и на инструменте;
подбор аккомпанемента;
сочинение ритмической и мелодической вариации на данную тему;
подбор сопровождения к мелодии.
Теоретические сведения. Весь теоретический материал должен вводиться постепенно (от простого к сложному). Главным здесь может быть проблемный и поисковый методы подачи материала, когда педагог лишь руководит работой группы, давая необходимые указания и разбирая допущенные неточности. Введение нового материала должно опираться на постоянное повторение и закрепление ранее пройденного.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с исполнительским, вокальным и слуховым опытом учащихся. Найденные сведения должны обязательно закрепляться на доступном для учеников музыкальном материале, должны быть показаны на фортепиано и повторены на специальном инструменте. Самое доступное закрепление – найти изучаемый элемент или явление в произведениях по специальности. Для этого преподаватель должен постоянно знакомиться с тем, что играют ученики. И необходимые музыкальные термины (темп, характер, штрихи) легче всего усвоить на примере программы по специальности.
Годовые требования
Первый год обучения(2 класс)
I четверть:
Нотная грамота. Регистры, нотный стан, ключи, название октав, динамика.
Первоначальные навыки нотного письма. Длительности и; ритм, темп, акцент, сильная доля.
Метр, размер, такт, тактовая черта. Размер две четверти.
НотыI октавы.
Лад, мажор, минор. Ступени и их цифровое обозначение.
II четверть:
Ноты второй октавы.
Половинные длительности.
Тон, полутон, знаки альтерации.
Звукоряд. Гамма. Ступени (повторение).
Строение мажорной гаммы.Тональность C-dur.
Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.
III четверть:
Тоника, тоническое трезвучие.
Вводные ступени.
Опевание.
Тональность G-dur.
IV четверть:
Тональность F-dur.
Транспонирование.
Закрепление пройденного материала.
3 класс
I четверть:
Повторение: мажорная гамма, её строение. Устоичивые и неустоичивые ступени. Цифровое обозначение ступеней. Вводные ступени. Разрешение неустоев. Опевание. Ключевые знаки. Тональности C, G, F dur.
Порядок появления диезов и бемолей.
Размер три четверти.
Тетрахорд.
Ритмическая группа четыре шестнадцатые
Строение минорной гаммы. Тональность а-moll. Три вида минора.
II четверть:
Три вида минора (повторение).
Параллельные тональности. Тональности C-dur и a-moll.
Тональности G-durи e-moll.
Тональности F-durи d-moll.
III четверть:
Затакт и
Интервалы.
IV четверть:
Трезвучия и их виды.
Секвенция.
Тональности B-durи g-moll
Повторение, закрепление пройденного материала.
4 класс
I четверть:
Повторение пройденного (параллельные тональности, строение мажорной и минорной гамм, три вида минора, тетрахорд, тональности, опевание, интервалы.
Размер 4/4.
Порядок появления знаков (повторение).
Главные трезвучия лада.
II четверть:
в размере 2/4.
Ритмическая группа
ТональностиA-durиfis-moll.
Ритмическая группа
III четверть:
Доминантсептаккорд.
Тональности Es-durи c-moll.
в размере 3/4.
IV четверть:
в размере 4/4.
Музыкальные термины.
Повторение и закрепление пройденного материала.
5 класс
I четверть.
Повторение пройденного ( Интервалы,трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд, тонольности до 3х знаков)
Тональность E –dur.
4 вида трезвучия.
II четверть
Синкопа.
Размер 6/8.
Гармонический мажор
Тональность cis-moll.
III четверть
Доминантсептаккорд и его обращения.
Тонольность As-dur
I V четверть
Размер 3/8.
Тритоны.
Повторение пройденного материала, закрепление.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету «Занимательное сольфеджио»:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у учащегося художественного вкуса, звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания особенностей основных музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности;
первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданный текст или ритмические построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде самостоятельных работ по окончании каждой четверти учебного года.Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить опросы по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока.
Проверка успеваемости и учет знаний учащихся, обучающихся по данной программе, проходит в форме зачета без оценки.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем на каждом уроке. Он включает в себя проверку домашнего задания, опрос по пройденному материалу (устный и письменный).
Обобщающий контроль успеваемости осуществляется педагогом в конце каждой четверти, а также в конце каждого года обучения. Он может состоять из тестирования по пройденному материалу, музыкальный диктант, устный ответ в форме зачёта без оценки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Уроки по предмету «Занимательное сольфеджио» проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия).
2 класс
Вокально-интонационные навыки
Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на всю музыкальную фразу.
Слуховое осознание чистой интонации.
Пение песен-упражнений из нескольких соседних звуков с постепенным расширением диапазона.
Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.
Пение тонического трезвучия в прямом и ломаном виде.
Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опеваний устойчивых ступеней сверху и снизу.
Сольфеджирование и чтение с листа
Пение несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения.
Пение выученных песен в пройденных тональностях.
Пение простых мелодий по нотам с текстом, с названием нот и тактированием (мелодии включают поступенное движение вверх и вниз, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, ритмические длительности - четверть, две восьмые, половинная) в размер 2/4, затакт четверть, две восьмые)
Пение мелодий с названием нот и тактированием наизусть.
Воспитание чувства метро-ритма
Повторение данного ритмического рисунка или мелодиисритмослогами, хлопками.
Простукивание, исполнение на слоги записанного ритмического рисунка (использование ритмических карточек, таблиц - на усмотрение педагога).
Ритмический диктант по карточкам в размере 2/4 протяженностью 4 такта.
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Проработка размеров 2/4, 3/4, 4/4, различных ритмических групп с восьмыми, четвертями, половинными.
Навыки чёткого, ровного тактирования.
Понятие «ритмическое ostinato». Исполнение простого ритмического ostinato на основе изученных ритмических формул.
Использование ритмического ostinato как аккомпанемента к выученным песням.
Исполнение простейших ритмических партитур.
Сольмизация музыкальных примеров с тактированием.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном примере лада, размера, сильных и слабых долей, темпа, количества фраз, структуры.
Определение на слух различных мелодических оборотов, включающих в себя поступенное движение вверх и вниз, повторение звука, скачки на устойчивые звуки.
Определение на слух мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом звучании.
Музыкальный диктант
Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Подготовительные упражнения к диктанту:
запоминание небольшой фразы и воспроизведение её на нейтральный слог или с текстом;
устные диктанты, воспроизведение на слоги или с названием нот небольших попевок после проигрывания (с тактированием);
воспитание навыков нотного письма.
Запись:
знакомых, ранее выученных мелодий, предварительно спетых с названием звуков или ритмического рисунка этой мелодии;
мелодий в объёме 4 тактов в знакомых тональностях с использованием пройденных мелодических оборотов и ритмических фигур (коллективная запись);
«фотодиктанты» в объёме 4 тактов в пройденных тональностях.
Определение на слух
Во втором классе для определения на слух может быть использован «музыкальный словарь» с опорой на изучаемые мелодические модели.
Творческие задания
Допевание мелодии на нейтральный слог, возможно - с названием звуков.
Импровизация простейших мелодий на заданный текст.
Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к изученным мелодиям.
Импровизация и сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок.
Теоретические сведения.
Строение мажорной гаммы, обозначение ступеней, знаки в пройденных тональностях, грамотное оформление нотного текста, вокальная и инструментальная группировка, тон, полутон, знаки альтерации.
3 класс
Интонационные упражнения
Пение гамм.
Пение верхнего тетрахорда в различных видах минора.
Пение в мажоре и миноре тонического трезвучия, отдельных ступеней, мелодических оборотов, включающих опевания, скачки на устойчивые ступени (по цифровке, таблице).
Пение простейших секвенций.
Сольфеджирование и чтение с листа
Пение несложных песен с текстом, выученных на слух (с сопровождением фортепиано и без него).
Разучивание по нотам мелодий в пройденных тональностях в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с тактированием.
Транспонирование (в зависимости от уровня группы) выученных мелодий в пройденные тональности.
Пение с листа простых мелодий с названием нот с тактированием.
Воспитание чувства метро-ритма
Повторение данного ритмического рисунка ритмослогами.
Простукивание ритмического рисунка по слуху.
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.
Простукивание ритмического рисунка по записи, по карточкам и т.д.
Ритмическая фигура из четырёх шестнадцатых.
Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.
Ритмическоеostinato, ритмические партитуры.
Сольмизация нотных примеров с тактированием.
Ритмические диктанты по карточкам и без карточек в объёме 4 тактов.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание лада (мажор, минор трёх видов), размера, особенностей структуры, ритма в прослушанном музыкальном построении.
Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, опевания устойчивых ступеней, разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Определение мажорного и минорного трезвучия в гармоническом и мелодическом звучании.
Определение на слух гармонических и мелодических интервалов.
Музыкальный диктант
Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха (устные диктанты, запись выученных мелодий по памяти – «фотодиктант»).
Письменный диктант повторного строения в объеме 8 тактов с предварительным разбором, в пройденных тональностях, включающий знакомые мелодические и ритмические обороты, затакты (две восьмые, четверть, восьмая), паузы четвертные, восьмые.
Запись мелодий, подобранных на фортепиано.
Творческие задания
Досочинение мелодии (на нейтральный слог, с названием звуков).
Сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы.
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Запоминание и запись сочиненных мелодий (для отдельных учащихся).
Теоретические сведения
Знаки в пройденных тональностях, три вида минора, понятие о параллельных тональностях, построение мелодических и гармонических интервалов, первичные навыки инструментальной группировки, построение четырёх видов трезвучия от заданного звука, секвенция.
4 класс
Интонационные упражнения
Пение мажорных и минорных гамм (три вида минора), отдельных тетрахордов.Пение тонического трезвучия (3-4 звука в ломаном виде и гармонически). Пение устойчивых и неустойчивых ступеней с разрешением, опеваний. Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов.Пение пройденных интервалов на ступенях тональности и от звука вверх (по возможности и вниз).Пение интервалов двухголосно (в интонационно ровных группах).
Сольфеджирование и чтение с листа
Пение в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам, с названием звуков и с текстом, включающих основные изученные интонационные обороты и ритмические фигуры, с тактированием.
Пение с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам тонического трезвучия, поступенное движение, опевание устойчивых ступеней.
Разучивание и пение по нотам двухголосных примеров (групповое исполнение).
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Воспитание чувства метро-ритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей: простукивание ритмического рисунка по нотной записи, по слуху.
Ритмические фигуры: четверть с точкой и восьмая, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Ритмический аккомпанемент.
Ритмическое ostinato.
Ритмические партитуры.
Ритмические диктанты.
Определение на слух
Определение на слух лада, размера, структуры, ритмических особенностей, знакомых мелодических оборотов в прослушанном музыкальном построении.
Определение на слух интервалов в гармоническом и мелодическом звучании от звука, в ладу, последовательностей в ладу из 3 интервалов.
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия в гармоническом и мелодическом виде. Определение на слух простейших функциональных оборотов.
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов, включающий знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, затакты, в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритм.
Импровизация и сочинение мелодий на данный текст.
Импровизация и сочинение второго предложения (повторного строения, в параллельной тональности).
Сочинение мелодии с использованием изученных мелодических и ритмических оборотов, в пройденных размерах.
Подбор аккомпанемента из предложенных аккордов.
Теоретические сведения
Знаки в пройденных тональностях, группировка, включающая четверть с точкой и восьмую, группы с шестнадцатыми длительностями. Понятие о главных трезвучиях лада и доминантсептаккорде, знание музыкальных терминов в произведениях по специальности.
VI.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты для 1-4 кл. ДМШ. - Москва, «Музыка», 1993.
Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте. - Москва «Музыка», 1999.
Давыдова Е. Сольфеджио 4 кл. - Москва «Музыка, 1989.
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. - Москва «Музыка», 1984.
Долматов Н. Музыкальный диктант - Москва «Музыка», 1972.
Золина Е. Рабочие тетради по сольфеджио 1-4 кл.
Калинина Г.Ф. Занимательные диктанты для младших и старших классов.
Калинина Г.Ф.Рабочие тетради по сольфеджио 1-4кл. - Москва, 2002.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио 1 часть одноголосие. – Москва «Музыка», 1972.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио 2 часть двухголосие. – Москва «Музыка», 1985.
Калугина М., Халбузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. М., 1989г.
Котляревская-Крафт М. Сольфеджио подготовительный, 1, 2, 3, 4, 5 классы. – Москва - Санкт-Петербург «Музыка», 1990-1996.Ленинград «Советский композитор», Санкт-Петербург «Композитор», 1990-2003.
Металлиди Ж., Перцовская А. Учиться музыке легко с 1 по 4 классы. М. СПб. «Музыка», 2011-2014.
Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем 1-4 классы.
Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995.
Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003
Первозванская Т. Сольфеджио на «пять». Рабочие тетради 1-4 классов. СБб., «Композитор», 2003-2007.
Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999
Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - Москва «Музыка», 1973.
Фридкин Г. Чтение с листа. - Москва «Музыка», 1971.
Фролова Ю. Сольфеджио подготовительный – 4кл. - Ростов на Дону «Феникс», 2001.
Хрестоматия для 4-7 кл. ДМШ Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио.