Общеразвивающая программа по учебному предмету Оркестр (баян, аккордеон).


Муниципальное образование Ханты-Мансийский район
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Ханты-Мансийский район
«Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Программа по учебному предмету
«Оркестр»
(баян, аккордеон)




п. Горноправдинск 2016 г.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
-Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
-Форма проведения учебных занятий и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмет
-Цель учебного предмета
-Задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
-Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета
- Объем учебной нагрузки и ее распределение.
-Годовые требования
-Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения по предмету «Оркестр»
III.Требования к уровню подготовки учащихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
-Результаты освоения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
-Методические рекомендации педагогу
VI. Списки рекомендуемой учебной и нотной литературы

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Оркестр» (баян, аккордеон) разработана на основе и с учетом требований к дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Создание оркестрового коллектива является первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических условий.
В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных русских народных инструментах (домра, балалайка, баян). Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе.
Срок реализации учебного предмета
Предлагаемая программа рассчитана на 3-летний срок обучения. Изучение программы начинается с третьего класса. При реализации 5-летней общеразвивающей программы «Народные инструменты», продолжительность учебных занятий по учебному предмету «Оркестр» составляет 35 недель в год.
Объем учебной нагрузки и ее распределение.
Предлагаемая недельная нагрузка по учебному предмету «Оркестр» в соответствии с учебным планом детской музыкальной школы. Детская музыкальная школа определяет время, необходимое для планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия (консультации).
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 3-й год 4-й год 5-й год Полугодия 5 6 7 8 9 10 Количество недель 16 19 16 19 16 19 Аудиторные занятия 16 19 16 19 16 19 105
Самостоятельная работа 8 9,5 8 9,5 8 9,5 52,5
Максимальная учебная нагрузка 24 28,5 24 28,5 24 28,5 157,5
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Оркестр» при 3-летнем сроке обучения составляет 157,5 часов. Из них: 105 часов – аудиторные занятия, 52,5 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся: в форме групповых занятий-1час. (от 10 человек).
Цели и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета «Оркестр» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Программа направлена на решение следующих задач:
применение в оркестровой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенные в специальном классе;
понимание музыкального произведения – его основной темы, подголосков, вариаций и т. д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами;
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в оркестре;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для оркестрового музицирования;
расширение кругозора учащегося путем ознакомления с репертуаром оркестра русских народных инструментов;
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в оркестре), артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере оркестрового музицирования;
формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса участника оркестра.
Учебный предмет «Оркестр» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Предмет «Оркестр» расширяет границы творческого общения инструменталистов-народников, привлекая к сотрудничеству исполнителей на различных инструментах. Обучение игре в оркестре способствует развитию эстетических вкусов, прививает практические знания и навыки, необходимые для участия в профессиональных коллективах и непрофессиональных творческих музыкальных коллективах. Занятия в оркестре – накопление опыта коллективного музицирования.
Методы обучения
Выбор методов обучения по учебному предмету «Оркестр» зависит от:
возраста учащихся;
их индивидуальных способностей;
от состава оркестра;
от количества участников оркестра.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом оркестровых партий с использованием многообразных вариантов показа, знакомство с дирижерским жестом);
объяснительно-иллюстративный (педагог играет оркестровые партии и попутно объясняет);
репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приемов по образцу преподавателя);
частично-поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи);
демонстрационный (прослушивание записей, просмотр видеозаписей выдающихся оркестровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся.)
Предложенные методы работы с оркестром народных инструментов в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях оркестрового исполнительства на русских народных инструментах.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в кабинете «Оркестровый класс» необходимых принадлежностей:
Достаточное количество оркестровых русских народных инструментов и набора медиаторов для струнной группы, набора шумовых инструментов и перкуссии, а так же должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
Подставки под ноги или разновысотные стулья для каждого участника оркестра.
Пульты (подставки для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов – не менее одного на трех участников.
Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструментов.
Учебные аудитории должны иметь звуковую изоляцию.
Участники оркестрового коллектива должны быть обеспечены сценическими костюмами.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, направленные на освоения учебного материала.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Требования по годам обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в досуговых учреждениях, домах детского творчества и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
В оркестровой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать в оркестровой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Первый год обучения (3 класс)
Освоение первоначальных игровых навыков на основных инструментах оркестра (домры малые, балалайки примы, баяны) и их оркестровых разновидностях (домра альт, балалайка секунда, басовая группа).
Овладение основными навыками техники игры (посадка, способы звукоизвлечения, аппликатура) учащимися не специальных классов.
Развитие навыков коллективной игры, навыков самостоятельного разбора оркестровых партий.
Формирование умения исполнять свою партию, следуя замыслу автора и требованиям руководителя оркестра.
Овладение знаниями профессиональной терминологии, необходимой на данном этапе.
Знакомство с дирижерским жестом, овладение навыком начинать и заканчивать игру по дирижерскому жесту.
Зачетные требования:
1 полугодие 2 полугодие
Декабрь – Контрольный урок – 1 произведение Май - Контрольный урок 1 произведение
Примерный репертуарный список
1.Ребиков В. «Зимой»
2.Островский А. «Спят усталые игрушки»
3.Красев М. «Елочка»
4.Забутов Ю. Полька
5.Широков А. Маленькая приветственная увертюра.
6.Легар Ф. «Вальс».
7.Андреев В., обр. «Во саду ли, в огороде»
8.Андреев В., «Зелёная рощица»
9.Ахунова О. обр. «В сыром году тропина»
Второй год обучения (4 класс)
Дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальных инструментов, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры.
Формирование умения разучивать партии в группах однородных инструментов и самостоятельно; умения слышать подголоски, партии солиста и аккомпанемента, навыков понимания дирижерского жеста.
Выработка устойчивой ритмичности в умеренных темпах.
Развитие навыков оркестрового исполнительства и артистичности.
Знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов, с лучшими исполнителями и оркестровыми коллективами, прослушивание их игры в записях.
Зачетные требования:
1 полугодие 2 полугодие
Декабрь – Контрольный урок – 1 произведение Май - Контрольный урок 1 произведение
Примерный репертуарный список
1.Сперанский И. Ах, улица широкая.
2.Чекалов П. Посвещение. Музыка из к/ф «На родине В. Шукшина». Инстр. О. Суриной.
3.Мыльников А. Добры молодцы и красны девицы.
4.р.н.п. «Как при лужку». Обр. А. Зверева.
5.Будашкин Н. «Полька» Инстр. О. Суриной.
6.Кабалевский Д. «Кавалерийская» Инстр. О. Суриной
7.Пьерпон Ж. «Бубенчики»
8. В. Андреев «Светит месяц»
9. Г. Свиридов «Тройка»
Третий год обучения (5 класс)
Грамотное чтение нотных текстов по партиям.
Владение основными способами звукоизвлечения, разновидностями атаки звука, артикуляционными приемами, рационального применения аппликатуры.
Умение определять и преодолевать технические трудности в оркестровых партиях, проникать в эмоционально-образное содержание разучиваемого произведения.
Умение начинать игру по ауфтакту, выполнять динамику и изменения темпа по дирижерскому жесту.
Умение анализировать музыкальное произведение, определять форму построения.
Формирование навыка сценического поведения в условиях концерта.
1 полугодие 2 полугодие
Декабрь – Контрольный урок – 1 произведение Май – контрольный урок – 1 произведение
Примерный репертуарный список
Дербенко Е. «Русская песня».
Бажилин Р. «Краски летнего вечера».
Р.н.п .«Семеновна». Обр. А. Громова.
Р.н.п . «При долинушке». Обр. Б. Феоктистова. Инстр. О. Суриной.
Андреев В. Вальс Бабочка»
6. Будашкин Н. Воспоминание. Инстр. О. Суриной.
7. Золотарев В. «Диковинка из Дюссельдорфа. Инстр. И. Пилипенко.
8. Бланк С. «Тирольская полька». Перел. И. Пилипенко.
9. Тихонов Б. «Ручеек». Инстр. Е. Левина.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно:
знание начальных основ оркестрового искусства, художественно-исполнительских возможностей оркестра русских народных инструментов;
знание профессиональной терминологии;
навыки коллективного оркестрового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и оркестром;
навыки исполнения партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;
навыки понимания дирижерского жеста;
умение понимать музыкальное произведение, исполняемого оркестром в целом и отдельными группами;
умение слышать тему, подголоски, сопровождение;
умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение.
Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах.
Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной аттестации. В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.
В течение учебного года коллектив оркестра должен освоить до 10 разнохарактерных произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения оркестра используются две основные формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля
оценка за работу в классе;
текущая сдача партий;
контрольный урок в конце каждого полугодия 1 (2) произведения
Виды промежуточного контроля
переводной зачет при переходе в следующий класс и по окончании освоения предмета.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний оркестровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях коллектива.
Систематически оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете по сдаче партий;
другие выступления ученика в течение учебного года.
2. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
5 (отлично) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в оркестровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех концертах коллектива;
4 (хорошо) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов, участие в концертах оркестра;
3 (удовлетворительно) – нерегулярное посещение занятий по оркестру, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте школы в случае пересдачи партий;
2 (неудовлетворительно) – пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт;
«зачет» (без отметки) – отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Организация учебного процесса
Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.
Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
Целесообразно участие в детском оркестре педагогов отделения народных инструментов – это способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования преподавателей и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию преподавателей и учеников.
В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера, особенно при отсутствии басовой группы. Фортепиано уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией.
По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять группу духовых.
В течение года руководитель оркестрового класса должен пройти с коллективом до 10 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и подготовки большего количества произведений целесообразна организация разучивания оркестровых партий с помощью педагогов отделения народных инструментов.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций.
Педагогу по оркестру можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на оркестр для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе работы с оркестром рекомендуется проводить репетиции в мелкогрупповых занятиях, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.
Педагог должен иметь в виду, что формирование оркестра иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в оркестре учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в оркестре.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
При выборе репертуара для оркестра педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.
В звучании оркестра немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка оркестра). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками оркестра.
Списки рекомендуемой учебной и нотной литературы
1. Методическая литература
Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. – Красноярск: гос. Ун-т.:Краноярск: КрасГУ, 2002. – 296 с.
Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1989. – 208 с.
Александров А. Школа игры на трехструнной домре. Изд. Музыка. – М.: Изд. Музыка, 1990. – 160 с.
Басурманов А. П. Справочник баяниста / Под общей ред. Проф. Н. Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Советский композитор, 1986. – 424 с.
Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1981. – 110 с.
Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. – М.: Музыка, 1991. – 168 с.
Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Изд. Музыка, 1982. – 95 с.
Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Музыка, 1980. – 150 с.
Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. Пособие для вузов и уч-щ. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.
Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. – 360 с.
Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М.: Музыка, 1982. – 159 с.
Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на баяне детей 6-8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ. В двух частях. Часть 1. Пособие для учителя./ Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 107 с.
Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на баяне детей 6-8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ. В двух частях. Часть 2. Пособие для учащихся./ Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 116 с.
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004. – 184 с.
Пересада А. Справочник домриста. – Краснодар: 1993.
Семенов В. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003. – 216 с.
Чунин В. Школа игры на трехструнной домре.– М.: Изд. Музыка, 2000.
Чунин В. Современный русский народный оркестр. Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов. – М.: Музыка, 1981. – 96 с.
2. Учебная литература (партитуры)
Детские пьесы для ансамбля и оркестра русских народных инструментов. Переложение И. Г. Яценко. – М.: Кларентианум, 1999. – 64 с.
Педагогический репертуар для детского оркестра русских народных инструментов «Колокольчики-бубенчики». Сост.О. Ахунова.- Санкт-Петербург, 2003.
Дербенко Е. Произведения для оркестра русских народных инструментов. Сост. Е. Павловская. – Орел: Е. Павловская, 1993. – 126с.
Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 1. Сост. Е. Павловская. – Курган, 1998. – 19 с.
Дербенко Е. Лирическая миниатюра, Суматоха (кадриль). Серия «Русский инструментальный ансамбль». Вып. 2. Сост. Е. Павловская. – Курган: Мир нот, 1998. – 17 с.
Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 3. Сост. Е. Павловская. – Курган, 1998. – 17 с.
Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 4. Сост. Е. Павловская. – Курган, 1998. – 21 с.
Играет ансамбль русских народных инструментов «Ваталинка». Сост. В. Петухов. – Тюмень: Полиграфист, 1998. – 59 с.
Колокольчики-бубенчики. Педагогический репертуар для детского оркестра. – СПб.: Композитор, 2003. – 24 с.
Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. – Л.: Музыка, 1988.
Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Сост. В. Цветков. – Л.: Музыка, 1989.
Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Редактор-составитель О. В. Сурина. Вып 1-6. – Приаргунск: 1995-2000.