Общеразвивающая программа по учебному предмету Ансамбль (баян, аккордеон).


Муниципальное образование Ханты-Мансийский район
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Ханты-Мансийский район
«Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Программа по учебному предмету
«АНСАМБЛЬ»
(баян, аккордеон)




п. Горноправдинск 2016 г.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
-Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
-Форма проведения учебных занятий и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмет
-Цель учебного предмета
-Задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
-Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
-Годовые требования
-Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения по предмету «Ансамбль»
III.Требования к уровню подготовки учащихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
-Результаты освоения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
-Методические рекомендации педагогу
-Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
-Материально-техническое обеспечение программы
VI. Список литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его внутренним мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в ансамбле. Ансамбль – вид коллективного музицирования, которыми занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Содержание программы учитывает достижения мировой музыкальной культуры, российских традиций, культурно – национальные особенности региона и направленно на создание условий для развития личности ребёнка, развития мотивации к познанию и творчеству, посредством дифференцированного музыкального развития каждого ребёнка, взаимодействия с семьей и удовлетворения социального заказа.
Коллективное музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в коллективных занятиях музыкой.
Данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.
Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Коллективное музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.
Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача – воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.
Срок реализации учебного предмета
Предлагаемая программа рассчитана на 4-летний срок обучения. Изучение программы начинается со второго класса. При реализации 5-летней общеразвивающей программы «Народные инструменты», продолжительность учебных занятий по учебному предмету «Коллективное музицирование» составляет 35 недель в год.
Форма проведения учебных занятий и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Занятия проводятся: в форме индивидуальных мелкогрупповых занятий-1час (от 2 до 10 человек), а также сводных репетиций. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи:
• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
• расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста камерного ансамбля.

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов- народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.
Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно - тематический план.
Разбор нотного текста.
Работа над метроритмом.
Выявление музыкальной формы сочинения – структура, фразировка.
Работа над точностью исполнения аппликатуры.
Штрихи и исполнительские приемы.
Работа над качеством звукоизвлечения.
Динамика.
Темп, агогика.
Работа над синхронностью.
Работа над художественным образом и стилем исполнения.
Аттестация в форме: контрольных уроков, зачетов, концертных выступлений и т.д.
Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Второй класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок– 1 пьеса по нотам,
Середина декабря - контрольный урок- 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок– 1 пьеса по нотам,
Середина апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.
Примерные программы исполнения на экзамене:
Пьесы для дуэта:
1)Белорусский народный танец «Янка»
Украинская народная песня «Ой лопнув обруч»
2) Бах И.С. «Волынка»
Филипп П. «Колыбельная»
Пьесы для трио:
1) Шевченко С. «Пьеса»
Русская народная песня «Летел голубь»
2) Шостакович Д. «Шарманка»
Русская народная песня «Ивушка»
Пьесы для квартета:
1) Штейбельт Д. «Адажио»
Чайкин Н. «Полька»
2) Савельев Б. «На крутом бережку»
Жилинский А. «Весёлые ребята»
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта:
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Белорусский народный танец «Янка» обр. Дорожкина Бухвостов В. «Маленький триптих»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обр. В. Андреева
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
Филипп П. «Колыбельная»
Соловьев Ю. «Марш»
Пьесы для трио:
Р. Шуман. «Песня».
О. Тевдорадзе. «Мелодия».
А. Спадавеккиа. «Добрый жук».
М. Качурбина «Мишка с куклой».
Обр. Ю.Лихачева. р.н.п. «На горе –то калина».
Стрельников В. обработка русской народной песни «Травушка-муравушка».
Бах И. «Шутка» из сюиты си минор.
Шаталов Б. «Цветок».
Пьесы для квартета:
Камалдинов Г. «Концертный наигрыш»
Холминов А. Две пьесы.
Кюи Ц. «Восточная мелодия»
Бородин А. «Хор девушек» из оперы «Князь Игорь» .
Фомин Н. Обработка русской народной песни «Не одна то ли во поле дороженька.
Марьин А. Обработка русской народной песни «Белолица-Круглолица».
Делиб Л. «Мазурка» из оперы «Коппелия».
Чаплыгин Н. Обработка грузинского народного танца.
Третий класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок– 1 пьеса по нотам,
Середина декабря – контрольный урок- 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок– 1 пьеса по нотам,
Середина апреля - зачет- 1 пьеса наизусть.
Примерные программы исполнения на экзамене:
Пьесы для дуэта:
1) Коробейников А. «Песня»
Украинская народная песня в обработке Тарасова А. «Ой, пiд вiшнею»
2) Русская народная песня в обработке Грачева В. «Вдоль по улице метелица метет»
Коробейников А. «По грибы»
Пьесы для трио:
Русская народная песня в обработке Дмитриевой Н. «Лебедушка»
Бажилин Р. «Танец кукол»
2) Смеркалов Л. «Подмосковный хоровод»
Украинская народная песня «Засвистали козаченьки»
Пьесы для квартета:
1) Красев. Ю. «Русский напев»
Аверкин А. «Полька»
2) Григ Э. «Духовная песня»
Селиванов В. «Шуточка»
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта:
Шостакович Д. «Хороший день»
Белорусский народный танец «Янка»
Украинская народная песня «Ой лопнув обруч»
Украинская народная песня «Солнце низенько»
Русская народная песня «Как у наших у ворот» Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Латвийская полька
Пьесы для трио:
Украинская народная песня «Над рiчкою бережком»
Леонтович Н. «Игра в зайчика»
Голубев Е. «Колыбельная»
Моцарт В. «Колокольчики звенят»
Бах И.С. «Волынка»
Русская народная песня «Липа вековая»
Томази А. «Флейта и барабан»
Шевченко С. «Пьеса»
Шуман Р. «Кукушка – невидимка»
Ребиков В. «Игра в солдатики»
Шостакович Д. «Шарманка»
Чайковский П. «Новая кукла»
Чайковский П. «Камаринская»
Русская народная песня «Ивушка»
Пьесы для квартета:
Русская народная песня «Полосынька»
Белорусский народный танец «Крыжачок»
Украинская народная песня «Засвистали козаченьки»
Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»
Савельев Б. «На крутом бережку»
Веселое настроение
Русская народная песня «Летел голубь»
Белорусский народный танец «Янка»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Штейбельт Д. «Адажио»
Жилинский А. «Веселые ребята»
Русская народная песня «Я на горку шла»
Чайкин Н. «Полька»
Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок– 1 пьеса по нотам,
Середина декабря – зачет- 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок– 1 пьесы по нотам,
Середина апреля - зачет- 1 пьеса наизусть.
Примерные программы исполнения на экзамене:
Пьесы для дуэта:
1)Коробейников А. «Песня»
Украинская народная песня в обработке Тарасова А. «Ой, пiд вiшнею»
2)Коробейников А. «На сон грядущий»
Русская народная песня в обработке Грачева В. «Вдоль по улице метелица метет»
Пьесы для трио:
1)Русская народная песня в обработке Дмитриевой Н. «Лебедушка»
Смеркалов Л. «Подмосковный хоровод»
2) Бажилин Р. «Волшебные колокольчики»
Сюита по мотивам спектакля «Белоснежка и семь гномов»: Замок злой королевы, Белоснежка, Марш гномов.
Пьесы для квартета:
1)Брукс Ш. «Однажды»
«Каждый вечер» (фольклорный блюз)
2) Вильямс Х.- Вершюрен А. «Французский аккордеон»
Григ Э. «Духовная песня»
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта:
Русская народная песня в обработке Грачева В. «Вдоль по улице метелица метёт»
Польская народная песня в обработке Грачева В. «Весёлый сапожник»
Украинская народная песня в обработке Тарасова А. «Ой, пiд вiшнею»
Коробейников А. «Песня»
Коробейников А. «По грибы»
Коробейников А. «Колыбельная»
Коробейников А. «На сон грядущий»
Пьесы для трио:
Русская народная песня в обработке Дмитриевой Н. «Лебедушка»
Смеркалов Л. «Подмосковный хоровод»
Бажилин Р. «Волшебные колокольчики»
Сюита по мотивам спектакля «Белоснежка и семь гномов»: Замок злой королевы, Белоснежка, Марш гномов.
Танец кукол
Попрыгунья – стрекоза
Серебряная флейта
Пьесы для квартета:
Русский напев
Прелюдия
Брукс Ш. «Однажды»
Каждый вечер (фольклорный блюз)
Селиванов В. «Шуточка»
Вильямс Х.- Вершюрен А. «Французский аккордеон»
Григ Э. «Духовная песня»
Аверкин А. «Полька»
Двоскин А. «Скерцо»
Пуленк Ф. Четыре танца
Сен-Санс К. «Цыганский танец»
Штраус И. «Полька»
Пятый класс (1час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок– 1 пьеса по нотам,
Середина декабря – зачет- 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок– 2 пьесы по нотам,
Середина апреля - зачет- 1 пьеса наизусть.
Примерная программа исполнения на экзамене:
Пьесы для дуэта:
1) Дербенко Е. «Русская песня»
Андреев В. «Вальс»
2) Дербенко Е. «Старый трамвай»
Куклин А. «Диптих»
Чюрленис М. «Прелюдия»
3)Сен-Санс К. «Цыганский танец»
Штраус И. «Полька»
Триолин П. Обработка русской народной песни «Ах ты, степь широкая».(2)
Пьесы для трио:
1) Штраус И. «Весенние голоса»
Дитель В. «Вариация на народную тему»
«Китайский танец» из балета «Щелкунчик»
2) Обработка русской народной песни «Меж крутых бережков».
Шостакович Д. «Три фантастических танца»
Винкин З. «Родные напевы»
Пьесы для квартета:
1) Камалдинов Г. Концертная фантазия на народную тему
Григ Э. «Шествие гномов»
Глинка М. «Танцы» из оперы «Иван Сусанин»
2) Гендель Г. «Менуэт»
Хиндемит П. «Танец»
Стрельников В. Обработка русской народной песни «Травушка-муравушка.
Прокофьев С. «Вальс»
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта:
Куклин А. «Любимая игрушка»
Куклин А. «Диптих»
Андреев В. «Вальс»
Лапченко В. «Танцевальная»
Дунаевский М. «Полька» из к/ф «Кубанские казаки»
Ребиков В. Вальс из сказки «Елка»
Дербенко Е. «В сельском клубе»
Дербенко Е. «Русская песня»
Дербенко Е. «Старый трамвай»
Новиков А. Ариозо матери из кантаты «За мир»
Пьесы для трио:
Шишаков Ю. «Во горнице»
Лаптев В. «Липа вековая»
Дмитриев О. «Русское интермеццо»
Русская народная песня «В сыром бору тропина» обр. В. Андреева
Забутов Ю. «Полька»
Фроссини П. «Головокружительный фокстрот»
Пьяцолла А. «Танго»
Новиков В. «Одесская кадриль»
Быков Е. «Регтайм»
М. Глинка. Андалузский танец , Тарантелла
Р. Щедрин. Танец Царя Гороха из балета «Конек-Горбунок»
М. Чюрленис Прелюдия
Пьесы для квартета:
Чайковский П. Неаполитанская песенка , II часть из Первого струнного квартета.
«Китайский танец» из балета «Щелкунчик»
Аверкин А. Волжские переборы , Скерцо – рондо
Винкин З. Родные напевы
Магиденко М. Две пьесы на болгарские темы.
Прокофьев С. Вальс
Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» , Скерцо
Динниц Г. Вариации на две народные темы
Дитель В. Вариация на народную тему
Шостакович Д. Прелюдия, Три фантастических танца
Вивальди А. «Лярго» из Концерта ре минор
Гендель Г. «Менуэт»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;
- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости учащихся
промежуточная аттестация
итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной. При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех. Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания. По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогу
Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний руководителя как организатора, педагога, а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.
На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.
Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля – это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в коллективе.
Каждый участник коллектива должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть участников коллектива. Размещение участников коллектива должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать и выступать, напротив, от расположения зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций и как нужно оборудовать сцену для выступления. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.
Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.
Партия участника коллектива должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии.
Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.
Выбирая репертуар для детского ансамбля, преподаватель должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Не допустимо включение в репертуар произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников коллектива над такими произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню учащихся, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах.
Важно, чтобы коллектив имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.
Опыт и стаж педагога не должны приводить раз и навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Реализация образовательной программы по учебному предмету «Ансамбль» обеспечивается наличием следующей учебно-методической документации:
- программа по предмету;
-дневник успеваемости учащегося;
-журнал учебных занятий по предмету;
-нотные издания, методические рекомендации, аудио и видеозаписи, компьютерные программы.
Реализация программы «Ансамбль» обеспечивается доступом каждого обучающегося и преподавателя к библиотечным фондам, нотным изданиям, учебным и методическим пособиям, фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, компьютерным программам.
Материально-техническое обеспечение программы
-учебная аудитория для индивидуальных занятий;
-учебная аудитория (малый или большой концертный зал) для проведения промежуточной аттестации;
-учебное оборудование в необходимом количестве: наличие фортепиано, концертных инструментов и чехлов, медиаторов и струн, пультов, стульев разной высоты для разных возрастных групп обучающихся, подставок под ноги, мест для хранения инструментов и нот;
-компьютер и звукоусиливающая аппаратура;
-создание условий для и обслуживания и ремонта инструментов.

V. Список литературы
1. Ансамбли баянов в ДШИ, ДМШ вып. 6,8 сост. А. Судариков. А. Талакин 1990г.
2. Пьесы для ансамблей «Соберемся-повеселимся» сост. А. Лубянников 1994г.
3. Пьесы для дуэта баянов в пер. В. Липницкого, Украина.1990г.
4. Пьесы для ансамблей баянов 2-3 классов, сост.П.Нечипоренко,1990г.
5. Ансамбли 2 класса для аккордеона, вып. 40, 1981г.
6. Ансамбли баянов вып. 42, сост. В. Грачев, 1981г.
7. Учимся играть на аккордеоне, тетрадь №2. Р. Бажилин, 2006г.
8. Хрестоматия для ансамблей аккордеонов ДМШ, сост. Г. Бойцова, 2010г.
9. Алексеев И. Д., Корецкий Н.И. – составители сборника « Баян 4 класс», учебный репертуар – Киев: Музична Украина, 1973г.
10. Алексеев И. Д., Корецкий Н.И. – составители сборника «Баян 3 класс», учебный репертуар, издание 4 – Киев: Музична Украина, 1973г.
VI. Списки методической литературы
1. Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре, 1998г.
2. Васкевич В. Формирование оркестрового мастерства в начальной стадии музыкального образования. 1998г.
3. Гертович Р. Оркестр в детской музыкальной школе, 1986г.
4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники, 1971г.
5. Зеленин В. Работа в классе ансамбля, 1979г.
6. Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром, 1985г.
7. Гезунгейт М. Методическое пособие для начинающих оркестров,1974г.
8. Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей
народных инструментов, 1972г.
9. Хрестоматия по дирижированию оркестром народных инструментов,
вып. 3, сост. А. Поздняков. 1970г.
10.. Крюкова В. Музыкальная педагогика, 2002г
11. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 6, сост. М. Говорушко,1985г.
12. Браудо И. Артикуляция, 1973г.
13. Давыдов Н. Методика переложений инструментальных произведений, 1982г.
14. Мотов В. О некоторых проблемах звукоизвлечения на баяне,1980г.
15. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа в ансамбле, 2004г.
16.Литвин В. Методические рекомендации, 1989г.
17.Паньков О. О работе баяниста над ритмом, 1986г.
18. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве, 1985г.
19. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
20.Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. : «Композитор», 2008.
21.В.И.Литвин «Методические рекомендации.
а) «О пособиях по начальному обучению на баяне».
б) «Работа над музыкальным произведением».
в) «Развитие навыков чтения нот с листа».
22. И. Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста».
23. А. А. Коновалов «Игра и упражнения для развития рук и пальцев».
24. С. Ф. Найко «К вопросу о постановке баяниста».
25. Г. М. Цытин «Развитие учащегося – музыканта в процессе обучения игре на инструменте» .
26. «Некоторые проблемы начального музыкального образования».
27. О. Паньков « О работе баяниста над ритмом».
28. В. Игонин «Об устранении дефектов постановки правой руки».
29. М. Говорушко «Чтение с листа в процессе обучения баяниста».
30. Андрюшенков Г.И. «Формы и методы работы с самодеятельным инструментальным ансамблем», учебное пособие – Ленинград, 1983г.
31. Гимерверт Ф. – составитель сборника «Играем вдвоём», облегчённые переложения популярной музыки для средних классов ДМШ – СПб.: «Союз художников», 2001г.
32. Голиков В. «Пьесы и ансамбли для русских народных инструментов» - М.: «Владос», 2004г.
33. Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 5, 4 – 5 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
34. Гречухина Р., Лихачев М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 4, 3 4 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
35. Гречухина Р., Лихачев М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 2, 1 – 2 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2004г.
36. Гречухина Р., Лихачев М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 3, 2 – 3 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2006г.
37. Гречухина Р., Лихачев М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 3, 2 – 3 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2006г.
38. Гречухина Р., Лихачев М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 2, 1 – 2 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2004г.
39. Гречухина Р., Лихачев М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 4, 3 – 4 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
40. Гречухина Р., Лихачев М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 5, 4 – 5 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
41. Денисов А., Угринович В. – составители сборника «Баян 5 класс» - Киев: Музична Украина, 1987г.
42. Доренский А. «Музыка для детей», выпуск 2, 2-3 класс – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
43. Иванов В. «Ансамбли баянов и аккордеонов» - М.: «Музыка», 1990г.
44. Имханицкий М., Мищенко А. «Дуэт баянистов», вопросы теории и практики, выпуск 1; издательство РАМ им. Гнесиных, 2001г.
45. Катанский А.В. – составитель сборника «Пьесы для ансамблей аккордеонистов». - М.: издательский дом В. Катанского, 2004г.
46. Коробейников А. «Альбом для детей и юношества» - СПб.: «Композитор», 2003г.
47. Коробейников А. П. «Детский альбом» - М.: Русское музыкальное товарищество, 2004г.
48. Кривенцова Т., петухова Н. – составители сборника «Медлодии, которые всегда с тобой» – СПб.: «Композитор», 2003г.
49. Крылусов А. «Ансамбли баянов», выпуск 13.- М.: «Музыка», 1982г.
50. Крылусов А. С. «Хрестоматия баяниста», 1-2 класс, издание 6.- М.: «Музыка», 1987г.
51. Лихачёв М.Ю., Гречухина Р.Н. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 6, 6-7 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2009г.
52. Лихачёв С.Ю. – составитель сборника «Эстрадные миниатюры» для аккордеона или баяна, выпуск 2 – СПб.: «Композитор», 2002г.
53. Лихачёв С.Ю. – составитель сборника «Эстрадные миниатюры» для аккордеона или баяна, выпуск 1 – СПб.: «Композитор», 2002г.
54. Мирек А. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона», 1 -2 класс ДМШ. - М.:1962г.
55. Мирек А. «Школа игры на аккордеоне» - М.: 1962г.
56. Мотов В.Н., Шахов Г.Н. – составители сборника «Аккордеон.
57. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ» – Москва: «Кифара», 2005г.
58. Розанов В. – составитель сборника «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 3. – Москва: «Советский композитор», 1985г.
59. Розанов В. – составитель сборника «Репертуар для АРНИ», выпуск 22 – М.: «Советский композитор», 1973г.
60. Рубинштейн С. – составитель сборника «Репертуар для АРНИ», выпуск 21- ансамбли аккордеонов. - М.: «Советский композитор», 1972г.
61. Самойлов Д. – составитель сборника 15 уроков игры на баяне. – М.: «Кифара», 1996г.
62. Самойлов Д. «Баян 3 – 5 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.
63. Самойлов Д. «Баян 5 – 7 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.
64. Селиванов Г. – составитель сборника «Гармонь - моя отрада», аранжировки русских народных песен и танцев, произведений советских композиторов. – Котлас: Школа искусств «Гамма», 2005г.
65. Судариков А. – составитель и исполнительный редактор сборника «Хрестоматия ансамблей аккордеонов».- М.: «Музыка», 1985г.
66. Судариков А., Талакин А. – составители сборника «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 6,7.9, 10.- СПб.: « Композитор», 1993г.
67. Ушаков В. – составитель сборника «Композиции для дуэта аккордеонов», выпуск 1 – 5 СПб.: «Композитор», 1998г.
68. Ходукин В. – составитель сборника «Просчитай до трёх», эстрадные композиции для дуэта аккордеонистов.– СПб.: «Композитор», 1999г.