Занятие по психологии Имена


Цели занятия:
- развивать творческие способности школьников;
- выявить отношение к себе и своим близким;
- повысить уровень сплоченность коллектива;
Оборудование:
Листы бумаги А4; цветные карандаши или фломастеры; ватман.
Ход занятия:
1. Приветствие.
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вас и о ваших именах. Вы когда – нибудь задумывались о том, откуда взялось имя и почему вам ваши родители дали такие имена? (ответы детей).
2. Беседа
- Я вам немного расскажу предысторию. До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Умник, Хитр, Добр, Храбр, Молчан, Косой, Красава, Кудряш, Черняк, Хромой, Беляй. Иногда сыновей в семье называли в порядке очередности их появления на свет, к примеру: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой и др. Некоторые имена обозначали род деятельности или профессию, например, Селянин, Кожемяка и др. В древности такие особенности в присвоении имен были у многих народов. Так, индейцы тоже подмечали особенности людей и отражали их в именах: Хитрая Лиса, Орлиный глаз и пр. С принятием христианства имена закреплялись в специальных церковных календарях. Но и в наши дни можно встретить фамилии, произошедшие от прозвищ: Жук, Кот, Воробей, Волк. С XI по XVII век популярностью стали пользоваться византийско-греческие имена. Свое развитие получила также двух именная система, когда человеку при рождении давали одно имя, а называли по-другому. Широкое распространение в этот период получили имена, состоящие из двух корней, последний из который «–слав». Так появились имена со славянскими корнями: Борислав, Святослав, Ярослав, Вячеслав и имена с византийско-греческими корнями: Мирослав, Станислав, Бронислав и др. Одно время у славян существовала интересная традиция, когда ребенка нарекали именем, которое знали только близкие родственники, а потом заворачивали ребенка в рогожку и выносили за порог. Таким образом, показывали нечистой силе, что ребенка им подкинули, и он не родной. Затем малышу давали второе имя, чья задача была отпугнуть злых духов. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Этот обряд означал, что человек будет носить неприглядное имя, чтобы никто не смог ему навредить. Свое истинное имя нельзя было говорить никому. В подростковом возрасте проводили второй обряд и тогда ребенку присваивали окончательное имя, которое должно было отражать его уже сформировавшийся характер. Эта традиция быстро сошла на нет, так как человека называли прозвищем, и его характер менялся соответственно. Смысла в имени-обереге в этой ситуации было мало, так как связи с этим именем человек не имел. Привычное для нас именование людей по формуле - фамилия, имя, отчество - было введено в начале XVIII века до 1917 г. Тогда же были согласованы списки имен, которые можно выбрать для ребенка, так же появились псевдонимы. В советское время было популярно образовывать новые имена, отражающие события в стране. Это были очень необычные имена, которые носили в основном девочки. Согласитесь, не каждый день встретишь женщину с именем Идея, Октябрина или Искра. Иногда такие имена звучали довольно несуразно, как например девочка с именем Артиллерийская Академия. Однако некоторые имена настолько понравились, что они существуют и по сей день: Лилия, Нинель (Ленин только наоборот), Тимур, Спартак и т.д. В настоящее время список современных имен очень обширный, хотя исконно русских среди них осталось очень немного. Основная масса имен в этом именослове имеет происхождение от древних языков: греческого, германского, египетского (примером может служить имя Пахомий) и многих других. - Но сегодня я хочу поговорить с вами, как вы думаете, почему у вас именно это имя и хотели бы вы его поменять?
3. Групповая работа
- Сейчас я вам раздам листы и карандаши. Расположите листы горизонтально. Вверху угла напишите свое имя, а в середине листа напишите то, которое вы хотели бы иметь. Если вам нравится свое и вы не хотите его менять, то напишите его. Оформите свои имена красочно и необычно. А на обратной стороне листа ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
1. Нравится ли вам ваше имя или нет? Почему?
2. Вы выбрали себе новое имя. Почему?
4. Рефлексия.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. (ответы детей).
5. Заключение.
А сейчас давайте с вами придумаем имя для нашей большой группы. (дети рисуют на ватмане имя группы). Теперь это наше общее имя и оно будет олицетворять всех нас. Спасибо вам за работу. До свидания.