Адаптированная рабочая программа по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОКСИТОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОЮУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рассмотрено«Согласовано»: «Утверждаю»:
на заседании зам. директора по УВРИ.О. директора школы
методического совета Нурмухаметова А.Н.Нурмухаметова А.Н.
ГБОУ БКШИ_______________2015г______________2015г
протокол №
от «____»__________2015г.

Адаптированная рабочая программа по преодолению
дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
на 2015-2016 учебный год
Учитель-логопед ____________/Галимова А.Б./
Количество занятий в неделю 2
Общее число занятий 60
2015 годПояснительная записка
Дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза речевого потока является одной из ведущих среди дисграфий у школьников.
В основе данной формы дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова, что выражается в следующем: пропуски согласных при их стечении ; пропуски гласных; добавление букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слова; раздельное написание приставки и корня слова.
Причины дисграфии у учащихся являются следствием речевого недоразвития, несформированности психических функций и трудностей звукового анализа слов.
Нарушения письма вследствие несформированности фонематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Г.В. Чиркиной.
Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Задачи коррекционной работы:
- научить различать гласные и согласные звуки;
- научить различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
- научить определять ударные и безударные гласные, слоги:
- научить определять в словах место и последовательность звука гласных и согласных звуков;
- научить определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- научить производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
Планируемый уровень подготовки учащихся
к концу изучения программы
Должны знать:
Гласные и согласные звуки и буквы.
Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
Должны уметь:
Различать гласные и согласные звуки.
Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текста.
Определять ударные и безударные гласные, слоги.
Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.
Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.
Производить звуковой, буквенный, слоговой анлиз и синтез слов, а так же языковой анализ и синтез предложений.
Графически обозначать звуки, слоги и слова.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы по данной программе учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.
Литература:
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. – М.: Гном и Д, 2007.
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М.: Гном и Д, 2005.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Е.В. Мазанова Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Коррекция нарушений письменной речи. Под редакцией Н.Н. Яковлевой. Издательство КАРО, СПб: 2007.
Срок реализации программы:
учебный года, продолжение работы - по необходимости.
Сведения об используемом учебно-методическом комплекте, дополнительной литературе:
Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов.
Е.В. Мазанова. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии:
Тетрадь № 1 Дисграфия обусловленная нарушениями языкового анализа и синтеза.
Тетрадь № 3 Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия.
Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы
Тема
логопедического занятия Содержание Колич-во
часов
Звук. Буква. Гласные – согласные звуки Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова. 2
Гласные звуки и буквы Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове 20
Согласные звуки и буквы
Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков 22
Слог. Слоговой анализ и синтез. Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем. 7
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа  и  синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков. 9
60
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий по преодолению
дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Форма занятий № занятия Тема Колич-во часов
Подгрупповая, индивидуальная 1-2 Звук и буква.
Гласные и согласные звуки и буквы. 2
3-4 Гласные звуки и буквы.
Звуко-буквенный анализ слов. Буква А. 2
5-6 Звуко-буквенный анализ слов. Буква У. 2
7-8 Звуко-буквенный анализ слов. Буква О. 2
9-10 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Э. 2
11-12 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ы. 2
13-14 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы И. 2
15-16 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Я. 2
17-18 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ю. 2
19-20 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Е. 2
21-22 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ё. 2
23-24 Согласные звуки и буквы
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. 2
25-26 Звуко – буквенный анализ слов. Буквы М-Н. 2
27-28 Звонкие и глухие согласные.
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. 2
29-30 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. 2
31-32 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т. 2
33-34 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. 2
35-36 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. 2
37-38 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. 2
39-40 Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. 2
41-42-43 Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов. 3
44 Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие. 1 45 Слог. Слоговой анализ и синтез
Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова.
Слог. Слоговой анализ слов. Гласные в слоге. 1
46 Слог. Открытые и закрытые слоги. 1
47-48 Слог. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. 2
49-50 Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. 2
51 Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Итоговое занятие. 1
Слово. Ударение. Словосочетание. Предложение. Текст.
52-53 Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. 2
54-55 Словосочетание. 2
56-57 Предложение. 2
58-59 Текст. 2
60 Контрольный диктант.
1 60