Адаптированная рабочая программа по преодолению аграмматической дисграфии на почве билингвизма


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОКСИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 7 ВИДА

Рассмотрено«Согласовано»: «Утверждаю»:
на заседании зам. директора по УВРдиректор школы
методического совета Нурмухаметова А.Н.Алибаев Ш.Г.
ГБОУ БСКОШИ 7 вида_______________2015г______________2015г
протокол №
от «____»__________2015г.

Адаптированная рабочая программа по преодолению аграмматической дисграфии на почве билингвизма
на 2015-2016 учебный год
Учитель-логопед ____________
Количество занятий в неделю _________
Общее число занятий __________
Литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 2007.
Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Пояснительная записка
Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в образовательных учреждениях детей, для которых русский язык является неродным. Для речевого развития данной категории детей характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизм в связных высказываниях и другие недочеты, обусловленные прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем.
Многие основные научные положения, а также частные приемы постановки и автоматизации звуков и приемы, развивающие фонематическое восприятие являются продуктивными для уточнения произношения, развития импрессивной и экспрессивной речи детей с неродным русским языком.
С учетом специфики недоразвития устной речи детей, овладевающих русским (неродным) языком, разработана программа коррекции и развития речи иноязычных детей. В ней реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматической системой – коммуникативная направленность, а также выделены основные разделы работы по нормализации фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим строем речи детьми с первичным речевым недоразвитием. Авторами программы являются: Г. В. Чиркина, А. В. Лагутина.
В данной программе раскрыты более широкие, вариативные возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать его успешной социализации. В то же время в содержании программного материала сохраняется преемственность с первоначальными программно-методическими разработками в аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и технологий коррекционно-логопедического воздействия на нарушенные звенья речевой системы.
Задачи логопедического воздействия:
расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Сроки реализации программы: 2-3 учебных года.
Литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 2007.
Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Форма занятий Этап. Тема
Период К-во часов
Подгрупповаяиндивидуальная
Слово. Словосочетание. Предложение А. Развитие навыков словообразования 1. Родственные слова Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования 15.09 – 22 .09 2
2. Корень слова
Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов 22.09- 30.09 2
3. Приставка Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами 30.09-10.10 3
4. Суффикс
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса 10.10-20.10 3
5. Морфологический состав слова
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов 20.10-27.10 2
Подгрупповаяиндивидуальная
Б. Развитие навыков словоизменения 7. Слова-предметы Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря 27.10-10.11 2
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) 10.11-17.11 2
9. Практическое употребление существительных разного рода Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления 17.11-25.11 2
10. Употребление существительных в косвенных падежах Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи 25.11-20.12 7
Подгрупповаяиндивидуальная
В. Развитие навыков согласования слов 11. Слова-признаки Развитие  словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой 20.12-27.12 2
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами 10.01-17.01 2
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи 17.01-12.02 7
14. Слова-действия Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой 12.02-
16.02 1
15. Согласование глагола с существительным в числе Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления, восприятия 16.02-23.02 2
Подгрупповаяиндивидуальная
16. Согласование глагола с существительным в роде Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами 23.02-02.03 2
17. Согласование глагола с существительным во времени Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений 02.03-12.03 3
18. Имя числительное Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи 12.03-25.03 4
Подгрупповаяиндивидуальная
2. Предложение 1. Предложение Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды  связи  в  словосочетаниях и предложениях. Построение  сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст 25.03-20.04 5
2. Состав предложения Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями 20.04-15.05 5
3. Текст Подгрупповая,индивидуальная
1. Работа над текстом Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста 15.05-22.05 2