Конспекты занятий по преодолению дисграфии ( 3 класс)

Грамматическая тема: Звуки и буквы.
Лексическая тема: Слова, обозначающие способы подачи голоса.
Цель: Вспомнить понятия звука и буквы. Задачи: 1. Обогащать словарь по теме дикие и домашние животные.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Упражнять в звуко-буквенном анализе слов.
4. Развивать зрительное восприятие.
Ход: 1.Оргмомент.
Отгадывание загадок.
Стоит копна: спереди вилы, У кого усатая
А сзади метла. Морда полосатая?
(корова) Спинка словно мостик?
За мосточком – хвостик?
По лужайке с травкою (кошка)
Я хожу и чавкаю.
Хвостик закорюкою- Днем молчит,
Радуюсь и хрюкаю. Ночью ворчит.
(свинья) Дом охраняет,
Никого не пускает.
(собака)
2. О каких животных мы сейчас говорили? О домашних.
И «Кто как голос подает?»
Корова кричит «му». Она мычит и т.д.
Звуки, которые издают домашние животные, это какие звуки? (неречевые)
3. А какие звуки называются речевыми. Назовите речевые звуки.
Вспоминаем понятие звука и буквы.
4. Какие буквы спрятались за животными?
Какие это животные? (дикие)
5. Звуко-буквенный анализ слов слониха, обезьяна, ягуар.
6. Физминутка.
« Лилипуты-великаны»
7. Составление предложений со словами слониха, обезьяна, ягуар. Подчеркнуть главные члены.
8. И «Какой звук первый?».
9. И «На какую букву похож данный предмет?».
10. Выкладывание букв из ниток.
11. Итог.








Грамматическая тема: Звуки и буквы.
Лексическая тема: Слова, обозначающие способы передвижения.
Цель: Вспомнить понятия звука и буквы. Задачи: 1. Познакомить со словами, обозначающими способы передвижения.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Упражнять в звуко-буквенном анализе слов.
4. Развивать зрительное восприятие.
Ход: 1.Оргмомент.
Рассмотрите предложенные картинки и найдите спрятавшуюся букву (лесенка с одной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги).
Вспомнить понятие буква, звук.
2. Каждому ребенку раздают картинки птиц, насекомых, животных.
Назовите первый звук в названии картинок.
3. И «Кто как передвигается?».
На доске слова ползает, прыгает, бегает, летает, плавает.
Дети должны поставить свои картинки под соответствующее слово.
4. Звуко-буквенный анализ слов бабочка, лягушка, мышь.
5. И «Кто лишний?»
На карточке слово ползает и картинки: змея, тюлень, лягушка, морж.
Кто из них лишний? И т.д.
6. Назвать перечеркнутые буквы. Все ли буквы обозначают звук?
Буквы: а, п, ь, д, ъ, л, о.
7. Физминутка.
Изображение букв.
8. Какие бывают звуки?
Звуки
Гласные Согласные

Глухие Звонкие

Твердые Мягкие

9. Запись букв в два столбика.

Гласные Согласные
10. И «Чудесный сундучок»
Достаем из сундучка игрушку, называем третий звук в названии.
11. Составление заданных букв из элементов.
12. Итог.






Грамматическая тема: Гласные и согласные.
Лексическая тема: Слова, обозначающие способы приема пищи.
Цель: Вспомнить понятия гласных и согласных звуков. Задачи: 1. Познакомить со словами, обозначающими способы приема пищи.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Упражнять в звуко-буквенном анализе слов.
4. Развивать зрительное восприятие.
Ход: 1.Оргмомент.
Припоминание гласных и согласных звуков.
Припоминание основных признаков гласных и согласных звуков.
2. Сегодня буквы хотят пригласить вас в гости в Город Букв и Звуков. В этом городе есть две улицы: первая улица Гласных. Она разделена на две части: красную - для гласных А,О,У,Ы,Э и розовую- для йотированных гласных Я,Е,Е,Ю и гласной И. Вторая улица- Согласных звуков- тоже поделена на две части: синюю - для твердых согласных и зеленую - для мягких. На дверках домиков согласных звуков есть колокольчики для звонких и наушники для глухих звуков.
3. Посмотрите, в этих словах гласные попрятались. Какие гласные должны стоять в словах? Напишите их карандашом соответствующего цвета.
Д.м л.с б.к к.т кр.н кр.т
4. Рассмотрите картинки и отгадайте по гласным названия животных.
Кошка (о-а)
Корова (о-о-а)
Собака (о-а-а)
5. Вставь в предложение пропущенный глагол.
Кошка молоко.
Корова траву.
Собака кость.
Маша чай.
Маша кашу.
Все эти глаголы обозначают способы приема пищи.
6. Подбор к словам, обозначающим способы приема пищи картинок.
Лакает – лев, собака, тигр, кошка и т.д.
7. Физминутка
«Огонь, воздух, вода».
8. Ребусы.
Отгадать слово, выделяя первые звуки в названии картинок.
9. Составление слов из рассыпавшихся букв.
Звуко-буквенный анализ слов: юбка, крот, уголь.
10. И «Чудесный мешочек»
Определить на ощупь букву. Какой звук она обозначает гласный или согласный.
11. Итог.


Грамматическая тема. «Слоги».
Лексическая тема. « Фрукты».
Цель: упражнять в слоговом анализ слов.
Задачи:
1. Закрепить умение делить слова на слоги.
2. Упражнять в составлении предложений по схеме.
3. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
4. Обогащать словарь по теме «Фрукты».
5. Развивать связную речь.
6. Развивать зрительное восприятие, мышление.
Ход занятия.
Оргмомент.
На доске картина с изображением фруктов .
Логопед:
- Ребята скажите, как назвать одним словом все, что изображено на картине?
Основная часть.
1. Развитие слогового анализа.
Детям раздают карточки с контурным изображением фруктов.
Логопед:
- Посмотрите и скажите, какой фрукт изображен у вас на карточке.
Подпишите его и разделите слово на слоги.
Далее дети штрихуют каждый свой фрукт.
2. На доске вывешиваем фрукты.
Определяем количество слогов. Записываем схему, в которой только гласные.
3. Работа с предложением.
Составление предложений по схемам, запись их в тетрадь . Выделить главные члены предложения. Разделить слова в предложениях на слоги.

4. Образование прилагательных от существительных.
Логопед:
- Из фруктов можно сварить вкусное варенье.
- А какое варенье можно сварить? Из яблок, сливы, груш, абрикоса, персика, вишни? (яблочное, сливовое, грушевое, абрикосовое, персиковое, вишневое)
5. Физминутка
Лилипуты-великаны
6. Дифференциация односложных и двусложных слов.
Логопед:
- Я буду называть слова, а вы если услышите слово из 2 слогов хлопните 2 раза, если из 3 слогов – 3 раза. Логопед: Вспомните, название каких фруктов вы сейчас услышали?
7. Какие фрукты спрятались?
Изображения, наложенные друг на друга.

8. Развитие связной речи. Игра «Опиши».
Вытягивают слова и описывают фрукт.

8. Итог.





















Грамматическая тема. «Слоги. Дифференциация двусложных и трехсложных слов».
Лексическая тема. «Фрукты».
Цель: учить дифференцировать двусложные и трехсложные слова.
Задачи:
1. Закреплять умение делить слова на слоги.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
4. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Ход занятия.

Оргмомент.
Игра «Чья половинка».
Логопед показывает детям картинки с изображением половинок фруктов.
Дети должны отгадать фрукт, назвать его и определить количество слогов в его названии.
Логопед:
- Скажите, как мы назовем все эти картинки одним словом?
Основная часть.
1. Развитие слогового анализа.
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
Сижу на дереве: Синий мундир,
Красная, как кровь, Белая подкладка,
Круглая, как шар, А внутри сладко.
Вкусная, как мед. (Слива)
(Вишня)
Круглое, сладкое, наливное, гладкое. (Яблоко)
Дети отгадывают, а логопед вывешивает на доску картинки с изображением тех фруктов, о которых была загадка. Далее дети по очереди выходят к доске. Ученику необходимо подписать картинку, разделить слово на слоги и начертить схему слова. Логопед объясняет, как чертится схема.

____ ____
2. Дифференциация двусложных и трехсложных слов.
Детям раздают карточки с изображением схем двусложных и трехсложных слов. Логопед:
- Я буду называть слова, а вы должны поднять схему, которая соответствует количеству слогов в слове.
Слова: слива, ананас, банан, лимон, айва, апельсин, мандарин.
3. Образование прилагательных от существительных.
Логопед предлагает сделать из фруктов сок. Какой сок получится из яблока? (яблочный) Из апельсина, груши, ананаса, банана, лимона.
4. Развитие зрительного восприятия.
Детям предлагают контурные изображения фруктов, наложенные друг на друга. (Приложение 6). Нужно узнать какие фрукты здесь спрятались. Составить предложения с названиями этих фруктов.
5. Работа в тетради.
Детям предлагается составить предложение по схеме, записать его и разделить все слова в предложении на слоги .
Логопед:
-Назовите слова, в которых два слога, три слога.
6. Физминутка.
Логопед называет слова. Если в слове два слога дети должны два раза топнуть, если три - то три раза хлопнуть.
7. Аппликация.
Детям раздают альбомные листы с контурным изображением фруктов (груши или яблока), клей, квадратики цветной бумаги размером 1сантиметор. Дети должны заполнить контурное изображение квадратиками, вклеивая их по типу мозаики.
8. Итог.





















Грамматическая тема: Мягкий знак.
Лексическая тема: Антонимы.
Цель: Научить обозначению мягкости согласных при помощи Ь. Задачи: 1. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные.
2. Упражнять в подборе к словам антонимов.
3. Развивать фонематическое восприятие.
4. Упражнять в составлении предложений.
5. Развивать зрительное восприятие.
Ход: 1.Оргмомент.
На какую букву похожи эти предметы? (на Ь)
2. Посмотрите, у меня на доске написаны слова. Прочитайте их.
А теперь прочитайте слова на другой стороне доски. Одинаковые это слова?
Чем они отличаются?
Слова: угол, брат, ел, мел, хор, топ; уголь, брать, ель, мель, хорь, топь.
3. Отгадывание кроссворда.
Придумать слова.



л
ь



л
ь



л
ь



л
ь



л
ь



л
ь

4. Подбор картинок к схемам.
о о о ь – мышь
о о о о о ь – голубь и т.д.

5. Звуко-буквенный анализ слов голубь, метель.
6. Физминутка.
«Зарядка»
7. Составление предложений со словами. Запись. Выделить главные члены.
8. Работа на карточках. Прочитай слова, запиши их в единственном числе. Подчеркни в каждом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Отметь, какая буква служит для обозначения мягкости согласных звуков.
кони –
степи –
лоси –
голуби –
двери –
гуси –
ели –
9. Посмотрите, сколько Ь спряталось?

ЬЬЪЯЪЬЯЬБЬЬЪББЬБЬЬ
10. Я буду говорить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите слово в конце которого вы написали бы ь.
Слова: копать, пошел, мел, мель, сон, сок, соль,варить, дом, солить, мак, писать, рисовал.

11. И «Наоборот»
большой – горячий -
длинный – грязный -
широкий – острый -
высокий - умный –
светлый - глубокий –

12. Итог.
































Грамматическая тема: Мягкий знак.
·Лексическая тема: Антонимы.
Цель: Закреплять умение обозначать мягкость согласных при помощи Ь. Задачи: 1. Развивать умение различать на слух твердые и мягкие согласные.
2. Упражнять в подборе к словам антонимов.
3. Развивать фонематическое восприятие.
4. Упражнять в составлении предложений.
5. Развивать зрительное восприятие.
Ход: 1.Оргмомент.
Вспомните, о какой букве мы говорили на прошлом занятии.
Посчитайте, сколько Ь спряталось у меня на доске?
На доске картинка с буквами, наложенными друг на друга.
2. Работа в парах. Каждой паре дают картинки.
Выбрать картинки, в названии которых есть Ь.
Выкладываем схемы к каждой картинке.
Лось – оооь
3. Работа по карточкам.
У детей карточки с изображением пар картинок. Нужно подписать картинки и подчеркнуть буквы, позволяющие выразить при письме различие в звучании этих слов.
Картинки: шест – шесть
Хорь –хор
Угол – уголь
4. Мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова.
Попробуйте вставить Ь в середину слов.
Слова: банка, уголки, полка, булка, галка.
Назовите, какие слова получились.
5. Соедините слоги так, чтобы получились слова.
школь ги
маль мо
силь ный
боль ной
паль ник
пись чик
крыль цо
день то
6. Физминутка.
«У оленя дом большой»
7. Вставить Ь в предложения.
Стоял жаркий ден.. Игор. и Сергей пошли в лес.. Они сели под ел.. Там была тен.. Какой звер. в густых вет.вях? Да это же рыжая бел.ка! Мал.чики принесли в лес. Сол. для лося, Лос. -лесной жител. . Ему нужна сол .. Мал .чики кладут. ее на пен..
8.Составление предложений по схемам. Записать.

9. Составление предложений по картинкам.
Ребенку дают 2 картинки, потом 3, ребенок должен составить предложение так, чтобы в него входили названия всех картинок. В названии каких картинок есть Ь?

Пример: лось – трава, уголь – печка – мальчик.
10. И «Наоборот»
День –
Утро –
Жара –
Лень –
Ум –
Веселье –

11. Итог.
























Грамматическая тема: Разделительный мягкий знак.
·Лексическая тема: Синонимы.
Цель: Познакомить с разделительной функцией Ь. Задачи: 1. Развивать умение различать на слух твердые и мягкие согласные.
2. Упражнять в подборе к словам синонимов.
3. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Упражнять в составлении предложений.
6. Развивать зрительное восприятие.
Ход:
1.Оргмомент.
Сядет тот, кто правильно повторит за мной слоговые сочетания.
ша-са-ша
сА-за-са
па-па-ба
ка-га-ка

2. О какой букве мы говорили на прошлом занятии?
Выкладывание Ь из элементов, ниток, сгибание из проволоки.

3. Разгадывание кроссворда.

в
ь






у

ь





с


ь




с




ь


в




ь


1. Снежная буря.
2. Домики для пчел.
3. Мать, отец, дети.
4. Певчие птицы.
5. Ягоды, сваренные в сахаре.

Где в этих словах стоит Ь? Прочитайте эти слова так, если бы не было Ь.
Ь в этих словах отделяет гласный от согласного.

Правило: разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, е, и, я, ю.

4. Продолжить столбики слов. Работа на доске.
Бью Платье Воробьи
. .. .

5. Найти слова среди букв и подобрать к ним синонимы.

Поеелкольцоимае
Слова: кольцо, темнота, изба, солдат, удача, граница.

6. Вытянуть из мешочка слово. Подобрать синоним.
Слова: веселый, огромный, мужественный, жаркий, умный, сильный, скорый, жадный.

7. Физминутка.
«Кузнечики»

8. Работа на карточках.
Вставить Ь в слова. Выбрать любое слово, составить предложение.

9. Прочитай предложения, изменяя слова по смыслу. Назови слова с разделительным Ь.
Заяц спрятался под (ель).
Не хлопай (дверь).
Рыбу ловят удочкой и (сеть).
Щенок играл (кость).
Выкладывание схем предложений.

10. Какие животные спрятались на картинке? (животные, наложенные друг на друга) Какие это животные? (дикие)

11. Игра «Чья голова?»
Голова лисы – лисья, после какой буквы напишем ь?

12. Отгадывание ребусов.

13. Итог.










Грамматическая тема: Разделительный мягкий знак.
Лексическая тема: Синонимы.
Цель: Закрепить знания о разделительной функции Ь. Задачи: 1. Развивать умение различать на слух твердые и мягкие согласные.
2. Упражнять в подборе к словам синонимов.
3. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Упражнять в составлении предложений.
6. Развивать зрительное восприятие.
Ход:
1.Оргмомент.
Прочитайте слова, наложенные друг на друга. Подбери к ним синонимы.
Слова: жара, веселье, мужество, сила, жадность.

2. Какие буквы пропущены в словах?
ж
и


е

р
у


е

ш
и


е


в
е
с
е


е


с
ч
а
с


е


з
д
о
р
о


е

Вспомнить правило.
3. Обвести по точкам картинки. Изменить слово так, чтобы появился разделительный мягкий знак (ель – елью).

4. Сколько Ь спряталось за кустиками?

5. Игра «Чей хвост?»

6. Составление предложений из слов, данных в беспорядке. Назови слово с разделительным мягким знаком.
Елью, под, заяц, сидел.
У, ружье, охотника, есть, большое.
Вьюга, страшная, разыгралась.
У, семье, нас, четыре, человека.
7. Физминутка.
«колокольчики»

8. Прочитай предложения, изменяя слова по смыслу. Назови слово с разделительным мягким знаком.
Замолкли в саду (птицы) голоса.
На снегу хорошо видны (волка) следы.
(Лиса) нора имела два выхода.
Охотник отлично знал все (кабаны) тропы.

9. Кабан бегал и оставил следы. Какие буквы из следов получились?

10. Прочитай пословицы, объясни их.
Не гордись званьем, а гордись знаньем.
Красна птица перьями, а человек уменьем.
Повторенье – мать ученья.
Маленькое дело лучше всякого безделья.

11. Игра «Чудесный мешочек»
Вытащить предмет, назвать количество слогов в названии.

12. Итог.








Грамматическая тема: Предложение.
Цель: Вспомнить понятие «предложение». Задачи: 1. Учить употреблять существительные в форме единственного и множественного числа именительного падежа.
2. Закреплять умение ставить вопросы «что?», «кто?» к словам.
3. Упражнять в составлении словосочетаний и предложений.
4. Закреплять знания о границах предложения.
5. Развитие слухового внимания.
6. Развитие связной речи. закрепление знания о границах предложени
I. Оргмомент
1. Дифференииаиия живых и неживых предметов.
Логопед: Рассмотрите картинки и разложите их в два столбика: в первый такие, о которых можно спросить «ЧТО это», во второй такие, о которых можно спросить «КТО это?»
Картинки: кошка, самолет, ваза, насос, платок, стол, попугай, снеговик, медведь, рысь.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Ход занятия.
1. Знакомство с героем занятия.
Логопед: Сегодня я встретила ежика, он спешил к своему другу медвежонку, чтобы вместе с ним попить чайку. Ежик очень торопился, но заблудился в тумане. Давайте поможем ему добраться до домика друга.
Логопед выставляет на доску изображение героя занятия.

2. Развитие слухового внимания.
Логопед: Прослушайте отрывки из стихотворений и хлопните в ладоши тогда, когда услышите слова, о которых можно спросить «ЧТО?» или «КТО?» Повторите такие слова и задайте вопросы.
В небе тают облака, Огромные сосны
И, лучистая на зное, И ели стоят,
В искрах катится река, В снега и метели
Словно зеркало стальное. Закутавшись, спят.
Деревья жалобно шумели, Красавица зорька
Когда настали холода. В небе разгоралась,
Задумчиво молчали ели Из-за леса гордо
И зеленели, как всегда. Солнце поднималось.

3. Составление словосочетаний.
Логопед: Ежик бежит по лесной дорожке. Вдруг видит, невдалеке на полянке под старой яблоней лежат сочные румяные яблочки. Решил герой набрать для своего друга немного фруктов.
Пока ежик трудится, давайте и мы займемся делом - составим из слов словосочетания.
Логопед раздает детям слова, записанные на карточках в виде яблок.
Слова: маленький, на, котенок, пороге, лесу, в, за, корзинкой, лежал, вырос, солнышко, ласковое, смотрел, окно, в.

4. Запись словосочетаний на доске и выделение, слов
в форме единственного и множественного числа
именительного падежа.

5. Физминутка.
«Ежик»

6. Составление предложений.
Логопед: Спешит ежик дальше по тропинке. Вот на его пути река. Нужен плот или лодка, чтобы быстро перебраться на противоположный берег.
Рассмотрите карточки с написанными на них словами. Поменяйте местами карточки так, чтобы можно было прочесть предложение. Эти карточки будут являться дощечками для плота ежика. Если составим предложения верно - плот поплывет.
Слова:
- старой, под, грелась, рысь, сосной.
- на, дерева, села, ветку, синица.
- прошуршала, мышь, лесная, где-то.
- маленький, прыгает, рысенок, около, весело, матери.
- охотница, обед, на, наловит, робких, зайцев.
- ночью, уходит, мать, охоту, на.
- вреда, делает, много, дикая, разбойница.

7. Работа над деформированным текстом.
Логопед: Вот ежик перебрался на противоположный берег. Неподалеку от реки домик медвежонка. А вот и он, подбрасывает в костер поленья, кипятит на огне воду. Скоро чай будет готов. Ежик разложил яблоки, вытащил из узелка варенье.
Сейчас они сядут рядышком, и ежик расскажет другу о том, как шел к медвежонку и что видел по дороге.
А мы с вами прочитаем еще раз получившиеся предложения. Что они вам напоминают? (Рассказ, только нужно поменять местами предложения.) Давайте расставим предложения так, чтобы получился связный рассказ. (Дети восстанавливают порядок предложений в тексте.)
8. Запись текста на доске под диктовки по цепочке. Нахождение слов, к которым можно задать вопросы. «КТО?». «ЧТО?»

9. Итог.

Грамматическая тема: Предложение.
Лексическая тема: Времена года.
·Цель: Вспомнить понятие «предложение». Задачи:
1. Закреплять умение ставить вопросы «что?», «кто?» к словам.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
4. Развитие мышления и зрительного восприятия.
I. Оргмомент
Какое сейчас время года?
Посмотрите, у меня перепутались все времена года. Давайте расставим их по порядку
II. Основная часть
1. Составление предложений с опорой на 2 картинки. К какому времени года подойдет это предложение?
Девочка-санки
Желтые листья-деревья
Кораблик-ручей
Река-дети

2. Прочитайте словосочетания на карточках и найдите такие слова, к которым можно задать вопросы «Кто?», «ЧТО?»
Запись на карточках:
- Прилетели птицы, тает снег, день стал длиннее, греет солнышко.
- Идет снег, крепчает мороз, на реке лед, холодный ветер.
- Опадают листья, птицы улетают, становится холодно, идет дождь.
- Дети загорают, жаркое солнце, поют птицы, зеленая трава.
К какому времени года можно отнести ваши словосочетания?
Составьте предложение с одним из словосочетаний.
Запись предложений в тетрадь. Подчеркнуть главные члены.

3. Отгадайте загадки и составьте предложения с данными отгадками .
Стучит, гремит, Вафельное, полосатое,
А не человек. Гладкое, мохнатое.
(Гром) (Полотенце)
Рыжий, красный, У маленькой Катюшки
Зверь опасный. Уселся на макушке.
Внезапно появляется, Не мотылек, не птичка -
Со всем справляется. А держит две косички. (Бант) (Огонь)
Какая из отгадок подходит к весне.
4. Составление предложений по опорам.
Рассмотрите таблицу и составьте по ней предложения.
ВАСЯ
ПОДНИМАЕТ
ЗУБЫ

ИВАН
ЧИСТИТ
КИРПИЧИ

МАМА
САЖАЕТ
РАССАДУ

ШКОЛЬНИКИ
МОЕТ
ПОСУДУ

КАМЕНЩИК
КЛАДЕТ
СЫНА

НАТАША
ДЕРЖИТ
ГИРЮ


5. Физминутка.
«Зарядка»
6. Каких животных можно встретить летом в лесу? Какие животные ложаться зимой в спячку?
Игра «Чья голова?»

7.Прочитайте предложения, составленные при помощи слов и картинок. Запишите предложения, заменяя картинки словами.
Белка бросила (шишка).
Лось ест (трава).
Заяц прячется от (лиса).
Медведь любит полакомиться (мед).
Волк бежит по (тропинка).

8. Игра «Чей домик?»
Составьте слова из слогов: нора, дупло, берлога.
Нора – волчья, лисья, заячья.
Дупло – беличье.
Берлога – медвежья.

9. Каких насекомых можно встретить летом? Что делают насекомые зимой?
Какие насекомые спрятались на картинке?

10. Итог.













Грамматическая тема: Слово. Однокоренные слова.
Лексическая тема: Согласование числительных с существительными.
Цель: Познакомить с родственными и одно-коренными словами
Задачи:
1. Закрепить знания детей о правописании родственных слов.
2. Научить выделять корень слова.
3. Учить детей работе со словарными словами.
4. Развивать навыки словообразования.
5. Учить согласовывать числительные с существительными.
Ход занятия
J. Оргмомент.
Игра «Сколько?»
II. Основная часть.
Посмотрите, я посадила необычное дерево. У него необычные листочки, на которых записаны слова. И корни у этих деревьев тоже необычные - около них записаны части слова.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями. Давайте запишем слово, от которого образованы все слова-листочки, запишем слова-листочки и выделим корень каждого слова.
Дети записывают слова, отмечают в них корень: САД садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка.
Вспомните, как мы обозначаем корень в одноко-ренных словах? Нарисуйте в пустом квадрате его обозначение.

2. Закрепление знаний детей об однокоренных
и родственных словах.
Игра «Собери группы слов». Логопед выставляет на доску 12 карточек с записанными на них словами (учитель, воробей, ворона, вороненок, учить, береза, подберезовик, воробушек, ученик, воробьиха, березовый, воробьиное) и предлагает детям разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

3. Дифференииаиия слов с одинаковым корнем
и родственных слов.
Логопед: Посмотрите, подул сильный ветер и унес с деревьев листочки. Они перепутались. Давайте подумаем, с какого дерева улетел каждый листочек?
Выставляются карточки со словами в виде листочков: горе, горка, гора, горюшко, горемыка, горочка, пригорок, высокогорье, горемычный. Логопед вместе с детьми припоминает значение слова, отмеченного звездочкой.

4. Физминутка.
На усмотрение логопеда.

5. Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед: Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в этих словах корень.
Карточка №1
На огонь летит маленький ... . Солнце, луна, звезды - небесные ... . В комнате стало ... от огня. Вдалеке я увидел тусклый ... . Зимой солнце ..., но не греет. Скоро наступит ... и станет совсем ... .
Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.
Карточка №2
Сегодня у нас был урок ... . На излучине реки стоял ... и смотрел вдаль. Я повесил свой ... на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит ... . Это была ... на тему «Осень».
Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисовальщик.
Карточка №3
Мама купила в магазине для плова ... . Куда ни глянешь всюду ... поля. Сегодня на поле приехал главный ... . Дедушка аккуратно перебирал крупу, складывая ... к ... . Мама приготовила на обед вкусный ... суп.
Слова для справок: рис. рисовод, рисовый, рисинка.

6. Посмотрите на картинку. Назовите однокорен-ные слова, их главную неизменяемую часть - корень. Почему эти слова нельзя назвать родственными?

7. Итог.















Грамматическая тема: Слово. Однокоренные слова.
Лексическая тема: Согласование числительных с существительными.
Цель: Познакомить с родственными и одно-коренными словами
Задачи:
1. Закрепить знания детей о правописании родственных слов.
2. Научить выделять корень слова.
3. Учить детей работе со словарными словами.
4. Развивать навыки словообразования.
5. Учить согласовывать числительные с существительными.
Ход занятия
J. Оргмомент.
1. Закрепление изученного материала. Логопед: Прочитайте слова и соедините их линиями с нужным корнем.
Слова: снежок, снежная, силушка, силач, сильный, носить, носик, синий.
Корни: -снег- ,-снеж-, -сил-, -нос-.
Какие слова остались? Почему?

II. Основная часть
1. Закрепление темы занятия.
Прочитайте ряды слов (запись на доске). Определите лишнее слово в каждом ряду, зачеркните его. Выделите в оставшихся словах корень:
- борьба, борец, бороться, воевать;
- вражда, враг, противник, вражеский;
- смешной, смех, смешать, смешить;
- ветер, вихрь, ветерок, безветрие;
- сосна, дерево, деревцо, деревянный.

2. Развитие внимания и зрительного восприятия.
Логопед: Посмотрите, на картинку (демонстрирует сюжетную картинку «Зима»). Найдите и запишите родственные слова группами. Выделите корень в каждой группе родственных слов.
Группы слов:
- снег, снеговик, снежинки, снежная (баба), снегоход, подснежник, снежок;
- кошка, котенок, кот;
- зима, зимний.

3. Развитие навыков словообразования.
От данных корней образуйте и запишите слова. Почему эти слова родственные?
Корни -бол(ь)-, -езд-.
Приблизительный перечень слов: заболеть, переболеть, болеть, боль, больно, больной, болячка, заболевание, больничный; переезд, выезд, заезд, езда, ездить, ездок, ездовой, поездка.

4. Игра «Сколько?»

5. Физминутка.
«Лилипуты – великаны»

6. Развитие логического мышления.
Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родственные слова.
Он вошел - никто не видел, Прозрачен, как стекло,
Он сказал - никто не слышал. А не вставишь в окно. Дунул в окна и исчез, (Лед)
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Куда бежит - сама не знает.
В степи ровна, в лесу петляет,
Споткнется у порога. Что это? (Дорога)

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу,
А меня не видать.
Кто я? Можешь угадать? (Ветер

У маленькой животинки
Сто серебряных монеток на спинке.
(Рыба)


7. Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова с корнем -СНЕГ(Ж)-. Обозначьте корень в родственных словах. х
Зима
Наступила зима. Выпал белый пушистый .... Деревья укрылись ... шапками. Дома стоят ... после .... Вот во двор вышли дети. Они будут играть в ... и строить ... бабу. Школьники приготовили для малышей ... крепость. Родители помогли построить... горку.А вот во дворе появилась ... машина. Она медленно убирает пушистый белый .... Рядом стоит грузовик. Он вывезет лишний ... за город.
Слова для справок: снег, снежный, заснеженныый, снегопад, снежки, снегоуборочный.

8. Итог.




Грамматическая тема: Слово. Однокоренные слова.
Лексическая тема: Согласование числительных с существительными.
Цель: Познакомить с родственными и одно-коренными словами
Задачи:
1. Закрепить знания детей о правописании родственных слов.
2. Закреплять умение выделять корень слова.
3. Познакомить со сложными словами.
4. Развивать навыки словообразования.
Ход занятия
J. Оргмомент.
1. Работа над развитием памяти.
Запомните и повторите в той же последовательности ряды слов:
- соль, солить, солянка, соленый, рассол;
- шипы, шиповник, зашиповать, шиповки;
- маленький, мало, малявка, малыш.
II. Основная часть
1. Работа с текстом.
Логопед: Послушайте текст. Назовите слова с общим корнем. Являются ли эти слова только однокоренными или еще и родственными?
Рос
Жило-было маленькое слово РОС. Было оно коротким, почти незаметным. Большие слова его не замечали, в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно стало слову РОС, и пошло оно к царице Грамматике. Стало слово РОС делиться своим горем и просить помочь ему. Уж очень хотелось слову немного ПОДРАСТИ. Пожалела повелительница слово и посадила его в землю, как зернышко, потом полила волшебной водичкой, и ...стало слово РАСТИ.
Прошло немного времени, и из земли показался РОСТОК. рос РОСТОК, развивался и превратился в маленькое деревце. Солнышко его грело, дождик поливал, и вот ВЫРОСЛО большое дерево, ПРОРОСЛИ на нем веточки и листочки. РАЗРОСЛОСЬ чудо-дерево, а вместо листочков на нем висят слова.
Подумайте и скажите, какие слова выросли на чудесном дереве? (Рос,росток,расти, проросло, выросло...)

2. Запись родственных слов из сказки и обозначение корня. Логопед: Запишите слова из сказки (запись на доске) и
укажите корень в родственных словах.

3. Работа над словосочетанием.
Прочитайте словосочетания и запишите только те, которые допустимы в речи. Выделить корень.
Словосочетания:
работать работу писать письмо криком кричать
варить варенье начинать сначала глазеть глазами
делать дело закончить до конца точить точилкой
угощать гостя откусить кусочек косить косой

4. Знакомство со сложными словами.
Знакомство со сложным способом словообразования.
Вы все прекрасно знаете, что самая главная часть в слове - корень. Но бывает так, что в слове встречается две главные части. Кто главнее? Что делать? А может, они обе равны и находятся в равном положении?
Послушайте стихотворение и попробуйте найти такиеслова.
Семеро в отделе все при деле!
Пустовед поправляет берет.
Пусто дел горделиво глядел.
Пустолей призывал: «Быстрей!»
Пустотес заострял вопрос,
Пустомол наполнял котел,
Пустовар нагонял жар,
Пустосчет вел всему учет...
К небу дым густой, а котел пустой! Перечислите всех работников отдела. (Пустовар, пустовед, пустодел, пустолей, пустотес, пустомол, пустосчет.) Что могут обозначать эти слова?

5. Соотнесение сложных слов со схемой
для их обозначения.
Логопед объясняет, что сложные слова имеют два равноправных корня, которые обозначаются так же, как и в словах с одним корнем. Между корнями бывают соединительные гласные О или Ё, которые скрепляют корни.
Логопед: Соедините линиями «поссорившиеся» корни. Составьте сложные слова при помощи гласных О - Е. Запишите их, укажите корни. Прочитайте получившиеся сложные слова. Что они обозначают? Подчеркните соединительные гласные. ПАР- -ХОД
ПОЛ- -ВАР
САМ- -ТЁР
ЛЁД- -ЛЁТ
ПЫЛЬ- -СОС
(Пароход, полотер, самовар, самолет, пылесос.)

6. Физминутка.
«Животные»

7. Прочитайте предложения. Найдите сложные слова. Выпишите их и укажите корни.
На реке начался ледоход.
На пасеку приехал пчеловод.
Mania чистит ковер пылесосом.
Сталевар варит сталь.
Во дворе работает снегоуборочная машина.
По болоту едет вездеход.
Пассажирский самолет набирает высоту.
Высоко в горах прошел сильный снегопад.

8. Работа по формированию навыков слухового
·анализа и синтеза.
Логопед: Послушайте предложения. Найдите в них сложные слова. Укажите, от каких слов они образованы и какая гласная соединяет корни этих сложных слов. Образец: снегопад снег + падать, соединительная гласная О.
Уже начался сенокос.
Красив осенний листопад.
Лесорубы вернулись домой.
Издалека слышится шум водопада.
Пешеходы переходят улицу.
Мореплаватель сошел на берег неизвестного острова.
Путешественники рассказали о дальних странах.

9. Итог.




























Грамматическая тема: Словообразование. Образование слов при помощи приставок.
Лексическая тема: Птицы.
Цель: познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах.
Задачи:
1.Развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом.
2. Тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов.
3. Учить соотносить приставки с их схематичным изображением.
4. Обогащать словарь по теме «Птицы».
Ход занятия
1.Оргмомент
1. Повторение и закрепление пройденного материала.
Прочитайте слова (запись на доске) и распределите их в две группы:
имеющие родственные слова в данном задании;
не имеющие родственных слов в данном задании. Слова: вишня, лимончик, яблочный, яблоко, виноград,
грибочек, персик, персиковый, яблочко, кокос, вишенка.
Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Слово «грибочек». Оно не относится к теме «Фрукты».)

2.Основная часть
Знакомство с темой занятия.
Посмотрите на мои действия и скажите, что я
делаю.
- наливает воду в стакан;
выливает воду из стакана;
переливает из стакана в стакан;
разливает воду по стаканам;
- доливает воду в стакан;
поливает водой цветы.
Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?
Узнай изображение по точкам. (птица)
Что делает птица? (облетает, вылетает )

3. Каких еще птиц вы знаете?
Игра «Кто где живет?» (в лесу или сарае)
Ввести понятие диких и домашних птиц.
5.Припоминание роли приставки, ее места в слове
и роли в словообразовании.
6. Физминутка.
Птички

Прилетели птички, птички- невелички,
Весело скакали, зёрнышки искали. Движения по тексту
Птички в гнёздышке сидят
и на улицу глядят:
поиграть они хотят
и тихонечко летят.

7. Знакомство с графическим изображением приставок.
Послушайте сказку о девочке Приставке и вы
поймете, почему приставки пишутся со словами слитно.
В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У нее была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников. .
Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.
Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шел к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенек и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.
В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, а впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных
грибников к родной деревне. Сама идет впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них даже приросли к фонарику.
Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.
С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и ее волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.
Логопед выставляет веселое пособие «Приставка» и демонстрирует графическое изображение приставки.
8. Подбор приставок к словам-действиям.
Подберите «фонарик» к каждому слову-действию. Укажите в словах приставки (работа на доске). ....звенел в школе звонок. Ученики ...шли из класса. Лена ...шла за Светой в детский сад. Миша ...шёл из школы и ...шёл домой.
9. Практическое употребление приставочных глаголов.
Рассмотрите картинки и составьте предложения. Назовите слова с приставками. Что общего между всеми названными словами? Чем они отличаются?

10. Итог.
Грамматическая тема: Образование слов при помощи приставок.
Цели: Закрепить знания детей о правописании приставок.
Задачи:
1.Учить детей образовывать относительные прилагательные, работать с антонимами.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Обогащать словарь по теме «Птицы».
Ход занятия
1.Оргмомент
В гости прилетела Жар-птица.
Прочитайте слова. Какие приставки принесла для них птица? Перепишите слова и выделите эти приставки.
ЗАСТАВКА ПОГОНЩИК ОБЪЕЗД
НАСТУПЛЕНИЕ ЗАГОВОР НАШИВКА
ПРИГЛАШЕНИЕ ОБГОНЯТЬ ВХОДНОЙ
ПРИЗЕМЛИТЬСЯ
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

2. Основная часть
Работа со словами-антонимами.
У птицы новые фонарики, но она не может понять, какому слову какой фонарик подходит.
Помогите приставкам встать на свое место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением. Образец: приклеить - отклеить.
ПРИНЕСТИ - ... ВПОЛЗТИ - ... ПРИВЯЗАТЬ -...
ВСКОЧИТЬ - ... ПРИВЕЗТИ - ... ВПУСТИТЬ -... ВОГНУТЬ - ... ВПОРХНУТЬ - ...

3. Работа на уровне словосочетания.
Образование относительных прилагательных . Замените каждое словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене настенные часы.
час перед рассветом - ... переход под землей - ...
повязка на руке - ... камни под водой - ...
шаг без шума - ... совет без пользы - ...
4. К нам прилетели разные птицы. Какие из них дикие, а какие домашние? У каждой птицы в лапах предложение. Нужно его исправить.
Мальчик вышел в дом.
Птичка перелетела к гнезду.
Ученик списал на доске.
Оля вырисовала в альбоме льва.
Шофер подвел машину ключом.
Коля накрыл дверь ключом.
Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

5. Физминутка.
Летят птички

Машут ручки у ребят –
это птички летят.
Ручкой хлоп, ручкой хлоп Движения по тексту.
И ещё раз хлоп да хлоп.
Ножкой топ, ножкой топ
И ещё раз топ да топ.
Будем мы приседать,
Дружно сесть, дружно встать.

6. Работа по графическому оформлению предложений.
Слова на карточках:
- Корма, птички, ослабнут, замерзнут, без, и.
- Пасечник, кувшин, медом, с, подарил.
- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчел.
- Пригодились, орехи, желуди, и, поделок, для.
- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.
- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, олененка.
- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.
- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.
- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый. (Приставка просит составить из слов предложения и записать их.)

7. Работа по развитию связной речи.
Составьте рассказ-описание по картинке, которую принесла Жар-птица.
Найдите в рассказе слова с приставками и укажите их. Скажите, к какой части речи относятся эти слова. Подберите к словам с приставками родственные слова.

8. Итог.














Грамматическая тема: Образование слов при помощи суффиксов.
Лексическая тема: Домашние животные.
Цели: Познакомить детей с суффиксом.
Задачи:
1. Учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов.
2. Закрепить знания о правописании суффиксов.
3. Обогащать словарь по теме «Домашние животные».
4. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход занятия:
1. Оргмомент
Закрепление материала предыдущего занятия.
Прочитайте слова (запись на доске) и найдите в каждой группе общую часть, с помощью которой эти слова образованы.
- лес, лесок, лесник;
- кот, котик, кошачий, кошечка, котенок;
- лист, листовой, листочек.
Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.

2. Основная часть
Знакомство с правописанием и значением суффиксов
-ОНОК-. -ЁНОК-
Назовите изображенных животных. Запишите названия их детенышей.
Картинки: свинья, корова, овца, коза, лошадь.
Рассмотрите детенышей животных и запишите их названия. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы эти слова.
От каких слов образованы слова-названия детенышей животных.

3. Игра «Чья лапа?» (нога)

4. Дифференииаиия суффиксов -ИК-. -ИЩ-. -ИН-
Волшебные суффиксы -ИК-, -ИЩ-, -ИН- умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. Поиграйте с волшебными суффиксами: превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие. Запишите названия предметов в две колонки.
РУКА-... НОГА-... ДОМ-...
СТОЛ-... НОС-... УСЫ-...

5. Знакомство с суффиксами -ЧИК-. -ОК-.
Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: кому можно дать ЧЕМОДАНЧИК, а кому КУЗОВОК? Почему?
Логопед записывает на доске суффиксы -ЧИК-, -ОЕ- и выставляет картинки, изображающие чемоданчик и кузовок.
Карточки со словами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.
Найдите слово, от которого вы образовали несколько новых слов. (Зуб. Зубок и зубчик.) Чем отличаются эти слова? Объясните значение слов.
6. физминутка.
Кот

Вот идет черный кот, Ходьба с высоким
подъемом ног;
Притаился, мышек ждет. присесть;
Мышка норку обойдет встать, повернуться
вокруг оси;
И к коту не подойдет. руки в стороны.


7. Работа на уровне словосочетания.
Придумайте и запишите (запись на доске) словосочетания так, чтобы использовать слова из каждого столбика. Например: вкусный супчик, маленький дубок.

8. Узнай животных по контуру.

9. Отгадывание загадок.
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(свинья)

Стоит копна,
Спереди вилы,
А сзади метла.
(корова)

Не замок,
А в дом не пускает.
(собака)

Мягкие лапки,
На лапках царапки.
(кошка)

10. Итог.




Грамматическая тема: Образование слов при помощи суффиксов.
Лексическая тема: Профессии.
Цели: Познакомить детей с суффиксом.
Задачи:
1. Закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов.
2. Закрепить знания о правописании суффиксов.
3. Обогащать словарь по теме «Профессии».
4. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход занятия:
1. Оргмомент
Образование существительных при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
К нам пришли куклы. Эти куклы маленькие, и они любят маленькие предметы. Рассмотри картинки и запиши их названия. Укажи в словах суффиксы.
Картинки: куколка, лошадка, мишка.
Сформулировать темы занятия и записать ее на доске.

2. Основная часть.
Знакомство с понятием «суффикс».
Знакомство со значением некоторых суффиксов.
Во всех словах, обозначающих маленькие предметы, встречался суффикс -К-. Суффикс служит для образования новых слов и чаще всего стоит после корня.

3. Развитие слухового внимания.
Послушайте сказку о волшебнике Суффиксе.
В давние-давние времена в далекой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные, а доброго мог сделать злым, или, наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боялись его.
Однажды в город пришел огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормить огромного великана, если он за один раз съедал стадо коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок вол- шебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот обещал помочь.
На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и ...сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул еще раз и ... (логопед называет предметы, а дети досказывают ему, каким он стал) Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.
Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.
С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна. А жители города еще долго пересказывали эту историю, передавая ее от детей к внукам.

4. Знакомство с суффиксами -ОНЬК-. -ЕНЬК-. -УШК~.
-ЮШК-. -ИНЬК-. имеющими уменьшительно-ласкательное значение.
Логопед: Куклы принесли с собой любимые сказки с картинками. Они хотят вам показать картинки и просят назвать героев сказок ласково.
Картинки: заюшка, лисонька, дедушка, бабушка, медве-дюшка, ежинька, тетушка, дядюшка, лошадушка.

5. Запись слов из предыдущего задания и обозначение
суффиксов, при помощи которых образованы эти слова (работа на доске).

6. Физминутка.
Этюд «Строители»

Взрослый предлагает детям вообразить и показать телом и лицом различные движения. Дети выстраиваются в одну линию и «передают» соседу:
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную, тяжелую доску;
гвоздик;
молоток


7. Знакомство с суффиксами -ЧИК-. -ЩИК-.
Образование названия профессий.
Логопед: Куклы пригласили к нам в гости и другие суффиксы. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.
- Кто помогает на вокзале носить вещи?
- Кто чистит нашу обувь?
- Кто носит специальную форму и летает на самолете?
- Кто дрессирует зверей?
- Кто что-то налаживает?
- Кто чинит водопровод?
- Кто стреляет из пулемета?
- Кто служит в ракетных войсках?
- Кто косит газоны?
Что общего между всеми отгаданными словами? (Они обозначают названия профессий.) . Припоминание суффиксов, используемых для образования названий профессий. Развитие навыков словообразования.
Куклы познакомили вас со многими суффиксами. Теперь они просят вас отыскать эти части слов.
Прочитайте слова на карточках и подумайте, какие суффиксы могли найти куклы в словах? Слова на карточках:
- танкист, дирижер, пекарь;
- танкист, жонглер, токарь;
- фигурист, оратор, слесарь;
- хоккеист, архитектор, пахарь.

8. Работа по обогащению словаря и дифференииаиии слов
(работа на материале предыдущего задания).
Распределите слова, обозначающие названия различных профессий, на группы.
Подумайте, сколько групп слов получится? По какому принципу вы их разделили?

9. Работа на уровне текста. Закрепление умения
суффиксального способа образования новых слов.
Прочитайте текст. Найдите слова, в которых есть суффиксы. Подчеркните слова с суффиксами, выделите их. Какую роль играют в словах эти суффиксы?
Рысь
(По И. Соколову-Микитову )
Под старой сосной грелась рысь. На ветку села синичка. Ветка тихо качнулась. Зашуршала в траве лесная мышка. Маленький рысенок бросился с ней играть. Мать ласково мурлыкала и смотрела на малыша.
Ночью она пойдет за добычей. Поймает хищница маленьких зайчат, крупных зайцев, тяжелых глухарей. Много вреда приносит рысь.

10. Итог.








Грамматическая тема: Образование слов при помощи окончаний.
Лексическая тема: Профессии.
Цели: Познакомить детей с окончанием.
Задачи:
1. Закреплять навыки словоизменения при помощи окончания.
2. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
3. Обогащать словарь по темам «Профессии», «Транспорт».
4.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Игра «Кто чем пользуется?»
Предметы: молоток, градусник, кастрюля, кисть малярная, кисточка , указка.
Дети называют профессии. Вывешиваются картинки.

2. Образование множественного числа существительных.
Игра «Один-много»
Шофер-
Повар-
Строитель-
Библиотекарь-
Музыкант-
При помощи какой части слова наши слова изменились? Записать слова, выделить окончание.
Сформулировать тему и записать ее на доске.

3. Изменение слова при помощи окончаний.
Воспитатель- воспитателя, воспитателю, воспитатели, воспитателей.
Выделить корень и окончание.

4. Посмотрите на картинки на доске (самолет, пароход, паровоз, корабль, машина).
Люди каких профессий работают на этом транспорте?

5. Развитие навыков морфологического анализа и синтеза
слов.
Составьте слова из отгадок головоломок
.
Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,
Корень, как у слова КОВАТЬ.
Окончание в слове СОВА.
Что это такое? ... (Подкова)

Я имею два корня, друзья.
Как кольцо, соединительная гласная моя.
Первый корень возьму у ПАРА.
А второй у слова ХОДИТЬ.
Угадайте, что я за слово? ... (Пароход)

Корень попрошу у слова МАНИТЬ.
Окончание у слова ЛИСА.
Суффикс у слова КНИЖКА,
Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ.
Что получится? ... (Приманка)

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ
Корень такой же, как в слове ХОДОК.
Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ
А окончание, как в слове МАМА. Это слово - ... (Походка)

Что общего между всеми словами? (Начинаются с одной и той же буквы П, обозначают слова-предметы.) Какое из этих слов лишнее, почему? (Пароход, так как оно мужского рода, не имеет приставки и состоит из двух корней.)

Записать слова, выделить окончание.
6. Физминутка.

В мебельной мастерской

В мебельной мастерской Дети идут по кругу, в центре
Пахнет клеем и доской. «столяр»;
Столяр пилит здесь, строгает. имитация движений;
Столяр мебель собирает.
Мы заходим в мастерскую
Мебель видим вот такую изображают мебель,
«столяр» угадывает




7. Работа на карточках.
Вписать слова в таблицы.
приставка
корень
суффикс
окончание

по
сад
к
а

















8. Собрать слова из частей.
Лес ой н
9. Итог.
Грамматическая тема: Предлоги и приставки.
Лексическая тема: «Инструменты»
Цели: Учить дифференцировать предлоги и приставки.
Задачи:
1.Познакомить с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях.
2.Тренировка в назывании действий предметов,.
3. Закреплять знания норм орфографии.
4. Обогащать словарь по теме «Инструменты».
5. Развивать пространственных представлений.
Ход занятия.
Оргмомент
Узнать инструменты по их тени.
Для чего они нужны?

Основная часть.
1. На доске вставить в предложения слова.
Саша выкопал картошку лопатой.
Пилой . Доску пополам.
Молотком гвоздь.
Метлой пол.
Выделить в этих словах приставки.

2. Составьте предложения из слов (работа на карточках).
- Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.
- Ломать, буря, дерево. Нашел, червяк, грач.
- Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела. 2. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными - экскаватор, электромонтер - и короткими - сок, на, мак, в...
Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, НА... - это предлоги, слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.)

3. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов), которые очень похожи на предлоги.

4. Припоминание правила о правописании предлогов. Предлоги - это слова, которые служат для связи слов в
словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос - если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.
Например: в лесу - в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В - это предлог.

3. Развитие навыков понимания и выполнения
логико-грамматических конструкиий.
Логопед: Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно.
Положите книгу на стол.
Положите карандаш на книгу.
Положите ручку под тетрадь.
Положите ручку стол.
Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол...

4. Закрепление знания о правописании предлогов. Логопед: Давным-давно в далекой стране Грамматикежили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.
Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

5. Развитие пространственного восприятия.
Логопед: Давайте рассмотрим домик, где живут предлоги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (Дети объясняют значение каждого предлога.)
В - положение предмета внутри чего-либо.
НА предмет находится на поверхности чего-либо.
ПОД - предмет находится внизу, под чем-либо.
НАД - положение предмета над чем-либо.
С (СО) - совместность пребывания с кем-то или с чем-то.
ОТ - удаление от какого-либо предмета или объекта.
К - приближение к какому-либо предмету или объекту...
6. Нахождение предлогов в словосочетаниях (задание I.e. 10).
Логопед: Рассмотрите картинку и скажите, кто где находится по отношению к дому? Запишите соответствующие предлоги.
Картинка: шмель над домом, лошадь перед домом, корова за домом.

6. Физминутка_
В мебельной мастерской

В мебельной мастерской Дети идут по кругу, в центре
Пахнет клеем и доской. «столяр»;
Столяр пилит здесь, строгает. имитация движений;
Столяр мебель собирает.
Мы заходим в мастерскую
Мебель видим вот такую изображают мебель,
«столяр» угадывает

Какие инструменты понадобятся столяру?

7. Игра «Найди маленькое слово».
Логопед: Подумайте и скажите, куда могла спрятаться
кошка?
Логопед раздает карточки с изображением стола и стула. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.
Образец ответа: перед столом, за столом, за стулом, перед стулом, под столом, под стулом, на столе, на стуле, выглядывает из под стола, из-под стула...

8. Запись словосочетаний на доске и объяснение написания
предлогов.

10. Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед: Прочитайте текст загадки, вставив нужные
предлоги. Спишите текст, отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях (работа на карточках).
Дом ... улице идет, ... подругами и сестрами
... работу нас везет. Приходит ... гости ... нам.
Не ... курьих ножках, Рассказы, вести новые
А ... резиновых сапожках. Приносит ... утрам.
(Автобус) (Газета)

11. Итог.










Грамматическая тема: Предлоги и приставки.
Лексическая тема: «Инструменты»
Цели: Учить дифференцировать предлоги и приставки.
Задачи:
1.Познакомить с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях.
2.Тренировка в назывании действий предметов,.
3. Закреплять знания норм орфографии.
4. Обогащать словарь по теме «Инструменты».
5. Развивать пространственных представлений.
Ход занятия.
Оргмомент
Игра «Кто чем пользуется?»
Какие еще инструменты вы знаете?

Основная часть.
1. Вспомнить определение предлогов и приставок.

2. Работа на доске.
Выделить в парных предложениях приставку и предлог.

в
Саша (в)лез на дерево.
(В)лесу растут елки.

во
Дети играют (во) дворе.
Ира (во)шла в магазин.

по
(По)дороге едет машина.
Ваня (по)шел в школу.

за
Тропинку (за)мело снегом.
(За) селом есть большая речка.


3. Игра « Какие инструменты запутались?»
Изображения, наложенные друг на друга.

4. Составить предложение с предлогом, используя картинку.
Детям раздают картинки с инструментами.

5. Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом. Работа на карточках.
Карандаши лежат.......Яблони и груши растут.......Медведь живет.......Киты живут.......Метро строят.......Ястреб
парил.......Скворчата пищали.......Статью напечатали.......
Все лето мы отдыхали.......

6. Физминутка.
Строим дом

Целый день Большой круг рукой;
«Тук да тук» удары кулачками;
Раздается громкий стук. ладонь к уху;
Строим дом, угол руками перед собой;
Дом большой
И с окошком, развести руки;
И с трубой. поднять руки вверх

Какие инструменты нужны, чтобы построить дом?

7. Игра «Найди маленькое слово».
Логопед: Подумайте и скажите, куда могла спрятаться
кошка?
Логопед раздает карточки с изображением шкафа. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.
Образец ответа: перед шкафом.....

8. Прослушайте слова, подсчитайте их количество. Составьте из этих слов предложение. Сосчитайте количество слов в предложении. Назовите предлог.

Спала, в, белка, дупле; в, шумели, березы, роще; машины, поле, в, загудели; ежика, кустах, в мальчики, нашли; люди, жили, в, первобытные, пещерах; чистом, классе, работать, в, приятно; жалобно, в, деревья, стонут, лесу; зацветут, в, деревья, скоро, садах; журчал, овраге, чистый, в, ручеек.

9. Игра «Чудесный мешочек»
Определить на ощупь инструмент.

10. Итог.



















Тема: Пересказ по серии картинок..
Цель: Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.
Задачи:
1. Развивать связную речь.
2. Прививать любовь к животным.
3. Развивать память и мышление.
Ход занятия.
Оргмомент.
Логопед читает загадку:
Хвостик крючком,
Ушки торчком.
Возле дома лежит.
Дом сторожит.

Основная часть.
1. Работа над рассказом «Альма».
Логопед читает первый вариант рассказа «Альма»:
«Это собака Альма. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре».
Логопед спрашивает: «Про кого рассказ? Как зовут собаку? Кто у Альмы? Где живут Альма и щенята? Почему рассказ назван « Альма » ?
- Пересказ рассказа по контурным картинкам.
(Картинки выставляются на наборном полотне в последовательности рассказа.)

2. Логопед читает второй вариант рассказа:
«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре». «Что нового вы узнали из рассказа? спрашивает логопед. (Какая была Альма) Расскажите, какая была Альма. (На наборное полотно выставляется картинка, где контуры собаки Альмы раскрашены.)

3. Логопед читает третий вариант рассказа:
«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького рыжий.
Альма и щенята живут в конуре».
«Что нового вы узнали из рассказа? спрашивает логопед. (Какие были щенята.) Расскажите, какие были щенята». (Выставляется картинка, где контуры щенят раскрашены.)

4.Логопед читает четвертый вариант рассказа:
«Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького рыжий.
Альма и щенята живут в конуре. Конура у них большая, теплая. Всем удобно».
«Что нового вы узнали из рассказа? интересуется логопед. (Какая была конура.) Расскажите, какая была конура». (Выставляется картинка с изображением-раскрашенной конуры.)
Вопросы.
О ком вы сначала узнали из рассказа? (О собаке Альме.) Что вы узнали об Альме? (Какая она была.) О ком вы потом узнали? (О щенятах.) Что вы узнали о щенятах? (Какие были щенята.) Что вы узнали о конуре? (Какая у них была конура.) Сколько картинок мы выставляли? (Три картинки.) «Вспомните и назовите картинки по порядку», предлагает логопед. (Собака, щенята, конура.)
Вопросы:
Сколько частей в рассказе?
О ком говорится в первой части рассказа?
О ком говорится во второй части рассказа?
О чем говорится в третьей части рассказа?
Логопед предлагает учащимся дать название каждой части рассказа. («Альма», «Щенята», «Конура».) Подводит итог: «У нас получился план рассказа».

5. Пересказ рассказа «Альма» целиком по плану с опоро на сюжетные картинки.

6. Итог.












Тема: Пересказ по серии картинок.
Цель. Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану с опорой на серию картинок.
1. Развивать связную речь.
2. Прививать любовь к птицам.
3. Развивать память и мышление.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Логопед предлагает учащимся придумать предложение про ласточку по картинке.
Основная часть.
1. Работа с рассказом «Ласточки».
Логопед читает рассказ:
«Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.
Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна».

2.Ответы на вопросы.
Логопед предлагает учащимся ответить на вопросы одним словом.
Что случилось с ласточкой? {Веда.)
Что оказали ласточке ее подруги? {Помощь.)
Где оказалась ласточка? {На свободе.)

3. Де л е н и е рассказа на части. Выставление картинок.
«На сколько частей можно разделить рассказ? Придумайте название каждой части», говорит логопед.
Учащиеся вместе с логопедом составляют план рассказа.
План
1. Беда.
2. Помощь.
3. На свободе.
Дети отвечают на вопросы логопеда. О чем вы будете рассказывать в первой части? О ком будете рассказывать во второй части? О чем расскажете в третьей части?

4. Пе ресказ рассказала «Ласточки» по частям.
5. Пересказ-рассказа целиком.
Логопед спрашивает учащихся, что можно сказать про ласточек. {Хорошие подруги.).
6. Итог занятия.
Логопед обращается к детям: «С каким рассказом вы сегодня познакомились? Что научились делать? »
Тема. Работа над рассказом «Водолаз и акула».
Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картинку.
Задачи:
1. Учить детей находить главную мысль рассказа;
2. Формировать умение кратко пересказывать текст.
Ход занятия.
Оргмомент.
Работа над рассказом. Логопед читает рассказ «Водолаз
и акула»:
«В море остановился пароход. Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря.
Водолаз спустился на дно моря и стал привязывать цепь к якорю.
Вдруг он увидел страшную акулу. Акула плыла прямо на него. Но водолаз не растерялся. Он вынул кинжал и приготовился к защите. Акула подплыла совсем близко. Водолаз ударил ее кинжалом и убил.
Потом водолаз привязал к якорю цепь и дал сигнал, чтобы его подняли кверху».

Основная часть.
1. Деление рассказа на части.
Логопед читает рассказ еще раз, ученики определяют конец каждой части.
Логопед: «Сколько получилось частей в рассказе?» (Пять частей.)

2. Озаглавливание каждой части.
«Что самое главное в первой части? спрашивает логопед. {Оборвалась цепь.) (Выставляется картинка, изображающая оборванную цепь.) Что главное во второй части? (Водолаз.) (Выставляется картинка, изображающая водолаза.) Что главное в третьей части? (Появление акулы.) (Выставляется картинка, изображающая акулу.) Что главное в четвертой части? (Акула убита.) (Выставляется картинка, изображающая убитую акулу.) Что главное в последней части?» (Водолаз привязал цепь к якорю.) (Выставляется картинка, изображающая якорь с цепью.)
Логопед обращает внимание детей на то, что получился план рассказа в картинках, и предлагает озаглавить каждую часть, используя эти картинки. Затем логопед предлагает учащимся коротко пересказать рассказ по плану.
Образец рассказа: Оборвалась цепь, которая держала якорь. Водолаз стал чинить цепь. На него напала акула. Водолаз убил акулу и починил цепь.
Сравнение двух рассказов. Выясняется, что первый вариант рассказа подробный, а второй краткий, в нем рассказывается только самое главное.

3. Выставляется сюжетная картинка.
Дети пересказывают с опорой на нее.

4. Итог занятия.

Тема. Работа над рассказом «Водолаз и акула».
Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картинку.
Задачи:
1. Учить детей находить главную мысль рассказа;
2. Формировать умение кратко пересказывать текст.
Ход занятия.
Оргмомент.
Жаркий шар на небе светит
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя,...
(ецнлос)

Мчится по холмам змея,
Влагу деревцам неся.
Омывая берега,
По полям течет ...
(акер)

Они легкие, как вата,
По небу плывут куда-то.
Держат путь издалека
Каравеллы-...
(акалбо)

Вот брильянты на листочках,
Вдоль дорожек и на кочках -
Это что за чудеса?
По утру блестит...
(асор)

Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеется.
В небе молний полоса -
Значит, началась...
(азорг)

Сыплется из туч горох,
Прыгает к нам на порог.
С крыши катится он в сад.
Что такое? Это - ...
(дарг)

Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться ...
(отел)

Основная часть.
1. Сегодня мы познакомимся с рассказом о лете и попробуем его пересказать.
Наступило лето.
На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды.
Выставляется сюжетная картинка.

2. Работа по вопросам.
Вопросы.
Какое время года наступило?
Какая трава на полянах?
Кто стрекочет в траве?
Какая ягода краснеет на бугорках?
Какие ягоды еще только цветут?
Что делают птенцы?
Что скоро будут собирать дети в лесу?

3. Пересказ по цепочке, а затем полностью.

4. Итог.



















Тема: Пересказ по вопросам.
Рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н. Сладкову.
Цель: Учить пересказывать текст по вопросам.
Задачи:
1.Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.
2. Обогащать словарный запас.
3. Развивать связную речь.
Ход занятия
Оргмомент.
Логопед раздает учащимся по одной картинке ( предметные картинки, изображающие ветку дерева, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису) и предлагает составить по картинке предложение.

Основная часть.
1. Работа с рассказом. .
·,
Логопед читает рассказ:
«Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке выронила из лапок шишку. Упала шишка угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал».

2. Словарная работа. Логопед выясняет, понятен ли учащимся смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выпугнул, помчал, дал стрекоча и предложения Пошли лоси по лесу кусты ломать. Затем предлагает детям подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).

3. Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа. Логопед предлагает учащимся расставить картинки. При затруднении помогает детям.

4. Выяснение причинно-следственных связей.
Вопросы:
Почему медведь убежал из леса? Почему испугались лоси? Почему испугалась сорока? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка?

5. Выяснение логических связей. Вопросы:
Получился бы рассказ, если бы не было медведя? Почему рассказ не получился бы? Получился бы рассказ, если бы не было белочки? шишки у белки? и т. д. Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получается.

6. Выяснение последовательности действий в рассказе.
Логопед обращает внимание учащихся на последовательность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: «Что сделал? (Указывает на медведя.) Вошел. Что сделала? (Указывает на веточку.) Хрустнула. Что сделала? (Указывает на белку.) Испугалась». И т. д.
Затем предлагает учащимся вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).

7.Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов. Логопед называет действие, учащиеся предложение с этим словом.

8. Рассказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности.

9. Пересказ без опоры на картинки. Логопед кладет картинки обратной стороной и предлагает учащимся вспомнить, что было изображено на каждой, и пересказать сказку.

10. Задание на дом. Нарисовать картинки к рассказу, пересказать рассказ маме.

11. Итог занятия.
«Чему вы сегодня научились?» спрашивает логопед.



картинка1а 003 Заголовок 215