Программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы в области искусств Общее фортепиано

муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Юртинская детская музыкальная школа»









ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО

Программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы в области искусств
Срок реализации - 3 года

























Юрты
2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Учреждения
на реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
Требования по годам обучения
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Общее фортепиано» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008; «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств» от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 апреля 2014 года № 41; дополнительной общеразвивающей программой в области муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» (далее по тексту – Учреждение); «Порядком приёма, перевода, отчисления и восстановления учащихся осваивающих дополнительную общеразвивающую программу в области искусств муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» от 03.09.2015 приказ № 40/1-ОД; «Положением о формах периодичности и порядке организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств в муниципальном казённом учреждении дополнительного образовании «Юртинская детская музыкальная школа»; «Порядком и формой проведения итоговой аттестации учащихся завершающих освоение дополнительных общеразвивающих программ в области искусств муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Юртинская детская музыкальная школа» от 04.06.2015 г. приказ № 29-ОД; Уставом Учреждения, с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся Учреждения; на основе примерной программы «Фортепиано» г.Москва 2012г., адаптированной программы «Общее фортепиано» разработанной преподавателем Антоновой М.Б. в 2012 году.
Данная программа помогает понять какое место и роль играет предмет по выбору «Общее фортепиано» в детской музыкальной школе. Программа "Общее фортепиано" рассчитана на учащихся отделения народных инструментов и отделения сольного пения, направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Срок реализации учебного предмета «Общее фортепиано»
Срок освоения программы для учащихся составляет 3 года, так как обучение по этой дополнительной общеразвивающей программе прекращается. Возраст обучающихся 12– 17 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию программы «Общее фортепиано» – 1 час в неделю (40 минут), в год – 33 часа, за весь срок обучения – 99 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: основной формой учебной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником, в соответствии с учебным планом предмет «Общее фортепиано» входит в перечень предметов по выбору, на который отводится один академический час в неделю – 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели и задачи программы «Общее фортепиано»
Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе, учащимся на народном отделении и отделении сольного пения необходим курс ознакомления с инструментом, в соответствии с этим формируются следующие цели и задачи:
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснование структуры учебного предмета «Общее фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств» от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Предложенные методы работы в рамках программы «Народные инструменты» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Общее фортепиано».
Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету "Общее фортепиано" оснащены пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров. Имеется концертный зал с концертным роялем, библиотека и фонотека. Помещения имеют звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО"

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. В связи с тем, что обучение по этой программе прекращается, а предмет по выбору предполагает свободный выбор учащегося и его родителей любого из предметов, в том числе и смена их, то период обучения может варьироваться, поэтому в требованиях по годам обучения предусмотрены все семь лет обучения.
2. Требования по годам обучения
Содержание программы по предмету «Общее фортепиано» направлено на:
знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
освоение первоначальных навыков музицирования: чтение нот с листа, подбор по слуху, умение играть в ансамбле;
приобретение навыков творческой деятельности.
Первый год обучения
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями нотной грамоты;
знаниями о специфических особенностях инструмента;
умениями контактировать с фортепианной клавиатурой;
умениями пользоваться контрастными динамическими оттенками (forte, piano);
умениями подбора аппликатуры в пределах пятипальцевой позиции;
навыками владения игровыми приёмами (non legato, legato, staccato);
навыками ровного ритмического исполнения.
В течение года обучающийся должен освоить:
8-12 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров (песня, танец, марш);
Чтение с листа.
Примерный репертуарный список
Андреева М. «Ехали медведи»
Армянская народная песня «Ночь»
Башкирская народная песня «На лодочке»
Берлин Б. «Пони-звёздочка»
Беркович И. Два этюда
Беркович И. Грустная песня
Витлин В. «Серенькая кошечка»
Гедике А. «Заинька»
Гедике А. Обработка народной песни «Как у наших ворот»
Геталова О. «Андрей - воробей»
Геталова О. «Лепёшки»
Гнесина Е. «Азбука»
Гнесина Е. Этюды (по выбору)
Кабалевский Д. Хоровод
Кабалевский Д. «Прогулка»
Кабалевский Д. «Вприпрыжку»;
Карасева В. «Цветики»
Кикта В. «Звоны»
Ляховицкая С. «Где ты, Лёка?»
Металлиди К. «Кот-мореход»
Польская народная песня «Мой конёк»
Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
Русская народная песня «Соловушка»
Селени Н. Пьеса
Сигмейстер Э. «Вниз по Миссисипи» (Канон)
Торопова Н. Вальсик
Торопова Н. Полька для медвежонка
Торопова Н. Этюд До мажор
Торопова Н. Этюд-упражнение
Украинская народная песня «Дедушка и внучка»
Шуман Р. «Совёнок»
Примерные программы контрольных уроков
1 вариант:
декабрь
Армянская народная песня «Ночь»
Андреева М. «Ехали медведи»
май
Торопова Н. Вальсик
Сигмейстер Э. Канон.
2 вариант:
декабрь
Русская народная песня «Соловушка»
Торопова Н. Вальсик
май
Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
Берлин Б. «Пони-звёздочка»
3 вариант:
декабрь
Торопова Н. Полька для медвежонка
Кабалевский Д. Хоровод
май
Кабалевский Д. «Вприпрыжку»
Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
Второй год обучения
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями нотной грамоты;
знаниями музыкальной терминологии;
умением чтения ритмических рисунков на 2, 3, 4 доли;
умениями пользоваться динамическими изменениями силы звука;
умениями подбора аппликатуры в пределах октавы;
навыками разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
навыками чтения нот с листа.
В течение года необходимо освоить:
6-10 музыкальных произведений – пьес с элементами полифонии (2), с элементами крупной формы. (1), 3-4 этюда (или технические пьесы), 3-4 пьес изобразительного и кантиленного характера, 2 ансамбля;
чтение с листа.
Примерный репертуарный список
Абелев Ю. «Осенняя песенка»
Барток Б. Пьеса
Барахтина Ю. Два этюда
Барахтина Ю. Вариации на тему В. Калинникова «Тень-тень»
Барахтина Ю. Вариация на русскую народную песню «Ах вы, сени»
Беркович И. Этюд соль минор
Бер О. «Тёмный лес»
Берлин Б. «Марширующие поросята»
Галынин Ш. «Чижик»
Гедике А. Этюд До мажор
Дюбюк А. Русская песня с вариацией
Качурбина Ю. «Мишка с куклой»
Николаев А. Этюд До мажор
Торопова Н. Смелый этюд
Торопова Н. Канон
Торопова Н. «Цветок и бабочка»
Телеман Г. Пьеса
Шитте Л. Два этюда
Примерные программы контрольных уроков
1 вариант:
декабрь
Абелев Ю. «Осенняя песенка»
Барахтина Ю. Вариации на тему В. Калинникова «Тень-тень»
май
Барток Б. Пьеса
Барахтина Ю. Этюд До мажор
2 вариант:
декабрь
Барахтина Ю. Вариация на русскую народную песню «Ах вы, сени»
Телеман Г. Пьеса
май
Бер. О. «Тёмный лес»
Галынин Г. «Чижик»
3 вариант:
декабрь
Торопова Н. Канон
Дюбюк А. Русская песня с вариацией
май
Барахтина Ю. Вариации на русскую народную песню «Ах вы, сени»
Телеман Г. Пьеса
Третий год обучения
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
умениями определять характер изучаемой музыки;
умениями самостоятельно находить метро - ритмические особенности произведения;
умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte, mezzo forte,
mezzo piano, piano, pianissimo, crescendo, diminuendo);
умениями подбора аппликатуры в позициях от чёрных клавиш;
навыками чтения нот с листа;
навыками слухового контроля;
первоначальными навыками педализации.
В течение года, учащийся должен освоить:
6-10 произведений (1 произведение крупной формы, 1 полифония, 2-3 пьесы, 2-3 этюда, 1-2 ансамбля);
чтение с листа.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Барток Б. Менуэт Соль мажор
Барток Б. Канон
Бах И.С. Менуэт соль минор
Бах И.С. Волынка
Гедике А. Прелюдия
Гендель Г. Ария Соль мажор
Керимов С. Песня старого горца
Моцарт Л. Менуэт соль минор
Русская народная песня «А я по лугу»
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»
Произведения крупной формы
Барахтина Ю. Вариации на русскую народную песню «Я на горку шла»
Барахтина Ю. Вариации на белорусскую народную песню
Бенда И. Сонатина ля минор
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор
Бетховен Л. Рондо Соль мажор
Диабелли А. Сонатина C dur;
Плейель И. Рондо До мажор
Столяревская И. Вариации на тему львёнка и черепахи
Тюрк К. Сонатина До мажор
Чичков Ю. Сонатина Соль мажор
Пьесы
Бетховен Л. «Сурок»
Вилла-Лобос Э. Пьесы (по выбору)
Денисов Э. Кукольный вальс
Мелартин Э. Пастораль
Свиридов Г. «Упрямец»
Симонова В. «Весенний вальс»
Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»
Чайковский П. Старинная французская песенка
Шуберт Ф. Немецкий танец
Шуман Р. Марш.
Этюды
Беренс Г. Этюд. Соч. 70 № 44
Геллер М. Этюд До мажор
Дювернуа Ж. Этюд. Соч. 176 № 24
Лемуан А. Этюд. 34
Лемуан А. Этюд. Соч. 37 № 6
Торопова Н. Этюд «Минутка»
Торопова Н. Весенний этюд
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, вторая тетрадь;
Черни К. (редакция Гермера Г.) Этюдф. Тетрадь I: № 33
Шитте Л. Этюд. Соч. 108 № 6
Примерные программы контрольных уроков
1 вариант:
декабрь
Гендель Г. Ария Соль мажор
Симонова В. «Весенний вальс»
май
Тюрк К. Сонатина До мажор
Торопова Н. Этюд «Минутка»
2 вариант:
декабрь
Моцарт Л. Менуэт Соль мажор
Симонова В. «Весенний вальс»
май
Чичков Ю. Сонатина Соль мажор
Свиридов Г. «Упрямец»
3 вариант:
декабрь
Барток Б. Канон
Бетховен Л. «Сурок»
май
Плейель И. Рондо До мажор
Чайковский П. Старинная французская песенка
Четвёртый год обучения
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями нотной грамоты;
знаниями музыкальной терминологии;
умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро – ритмических особенностей произведений;
умениями пользоваться разнообразной динамикой (forte, mezzo forte, mezzo piano, piano,) с применением crescendo и diminuendo;
умениями подбора аппликатуры в позициях от белых клавиш;
навыками чтения нот с листа;
В течение года учащийся должен освоить:
6 – 8 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2-3 пьесы, 2-3 этюда, 1-2 ансамбля;
гаммы: До, Соль, Ре Фа мажор, ля, ми, ре, соль минор отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды и короткие арпеджио по 3 звука отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма (прямое движение) двумя руками на две октавы.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Александров А. «Кума»
Арман Фугетта
Бах Ф. Э. Анданте
Барток Б. Менуэт C-dur
Бём Г. Прелюдия
Бланжини Ф. Ариэтта
Керимов С. «Песня старого горца»
Кирбергер И. Сарабанда
Крофт В. Сарабанда e- moll
Куперен Ф. «Кукушка»
Люлли Ж. Б. Менуэт d- moll
Ляпунов С. Пьеса
Моцарт В. А. Ария Es- dur
Рано Ф. Менуэт в форме рондо
Циполли Д. Менуэт d- moll
Экклз Д. Менуэт D-dur
Юцевич Е. Каноническая имитация
Крупная форма
Атвезд Т. Сонатина G-dur
Андрэ А. Сонатина G-dur
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во сыром бору тропина»
Бетховен Л. Сонатина для мандолины F-dur, ч. 1
Бетховен Л. ван Сонатина G-dur I, II части
Глиэр Р. Рондо, соч. 43
Кабалевский Д. Сонатина a- moll
Клементи М. Сонатина C-dur II, III части
Лихнер Т. Рондо
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни «Коровушка»
Моцарт В. А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Рейман В. Маленькая сонатина
Рожавская Ю. Сонатина A-dur II часть
Сорокин К. Детская сонатина D-dur
Хаслингер Т. Сонатина C-dur I часть
Хаслингер Т. Сонатина G-dur I часть
Шмитт Д. Сонатина A-dur
Пьесы
Алябьев А. Пьеса g- moll
Беркович И. Мазурка.
Беркович И. Токкатина
Волков В. Мазурка
Волков В. Марш
Гайдн Й. Танец Es-dur
Гречанинов А. Мазурка
Лядов А. Колыбельная
Майкапар С. Вальс
Майкапар С. «Колыбельная»
Майкапар С. «Дождик»
Николаева Т. Сказочка
Осокин М. Танец
Свиридов Г. «Упрямец»
Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»
Торопова Н. «Шутка»
Чайковский П. И. Старинная французская песенка
Шуберт Ф. Немецкий танец
Шуман Р. Марш
Этюды
Беренс Г. Этюд № 44, op. 70
Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176
Лемуан А. Этюд № 34, op. 37
Лемуан А. Этюд № 6, op. 37
Торопова Н. Этюд «Минутка»
Торопова Н. «Весенний этюд»
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь
Черни К. (Гермер) Этюд № 33, I тетрадь
Шитте Л. . Этюд № 6, op. 108
Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108
Ансамбли
Беркман - Щербинина Е. Три детские пьесы для 2-х фортепиано в 4 руки
Беркович И. Фортепианные ансамбли, соч. 30
Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»
Иванов – Радкевич Н. Колыбельная
Прокофьев С. Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» в облегчённом переложении Б. Смолякова
Серов А. Варяжская баллада
Чайковский П. «Мой Лизочек так уж мал»
Чайковский П. Пятьдесят русских народных песен в 4 руки: №1, 2, 6
Примерные программы контрольных уроков
1 вариант:
декабрь
Александров А. «Кума»
Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176
май
Атвезд Т. Сонатина G-dur
Алябьев А. Пьеса g- moll
2 вариант:
декабрь
Бём Г. Прелюдия
Лемуан А. Этюд № 6, op. 37
май
Рейман В. Маленькая сонатина
Осокин М. Танец
3 вариант:
декабрь
Юцевич Е. Каноническая имитация
Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108
май
Лихнер Т. Рондо
Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»
Пятый год обучения
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
умениями определять характер изучаемой музыки;
умениями самостоятельно находить метро - ритмические особенности произведения;
умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte, mezzo forte, mezzo piano, piano, pianissimo, crescendo, diminuendo);
умениями подбора аппликатуры в позициях от чёрных клавиш;
навыками чтения нот с листа;
навыками слухового контроля;
навыками слухового контроля, навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
6-8 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2-3 пьесы, 2-3 этюда, 1-2 ансамбля.
гаммы: бемольные мажорные гаммы от чёрных клавиш (Си- бемоль, Ми- бемоль, Ля- бемоль) отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды по три звука и арпеджио (короткие и длинные без обращений) по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма на две октавы отдельно каждой рукой. Кадансовый оборот: T-S-D-T.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Бах И. С. Маленькая прелюдия C-dur
Бах И. С. Маленькая прелюдия g- moll
Бах И. С. Полонез g- moll
Бах И. С. Менуэт G-dur
Вервик Е. Осеннее настроение
Гедике А. Инвенция, соч. 60
Гедике А. Прелюдия a- moll, соч. 60
Иванов – Радкевич Н. 8 полифонических пьес: № 3, 6
Маттесон И. Ария
Моцарт В. А. Менуэт
Нейзидлер Г. Падуана
Пахельбель И. Гавот с вариациями
Пёрсел Г. Танец
Пирумов А. Маленькая инвенция e- moll
Полынский Н. «Заплетися плетень» (инвенция)
Рамо Ж. Ф. Менуэт g- moll
Крупная форма
Беркович И. Сонатина C-dur
Грациоли Г. Сонатина G-dur I часть
Гурлит К. Сонатина C-dur №1, op. 188 I часть
Диабелли А. Сонатина F-dur №1, op. 168 I , II части
Кабалевский Д. Сонатина a- moll, op. 27
Клементи М. Сонатина C-dur, №3, op. 36 II, III части
Кулау Ф. Рондо из Сонатины C-dur, №1, op. 55
Кулау Ф. Сонатина G-dur I часть
Мелартин Э. Сонатина g- moll, I часть
Плейель И. Сонатина D-dur
Черни К. Сонатина C-dur I часть
Чимароза Д. Сонатина g- moll, I часть
Пьесы
Гурилёв Л. две прелюдии
Кабалевский Д. Новелла
Кабалевский Д. Медленный вальс
Майкапар С. Педальная прелюдия
Мелартин Э. «Час голубого цвета»
Прейер К. «Трещотка»
Тамберг Э. «Кошка крадётся»
Симонова В. «Листопад»
Симонова В. «Романс»
Чайковский П. И. «В церкви»
Этюды
Бертини Г. Этюд №18, op. 100
Кабалевский Д. Этюд a- moll
Лемуан А. Этюд №6, op. 37
Лемуан А. Этюд №10, op. 37
Лешгорн А. Этюд B-dur
Тамберг Э. Этюд C-dur №9, op. 13
Торопова Н. Этюд «Коррида»
Хаджиев П. Этюд a- moll
Черни К. (Гермер) Этюд № 42, I тетрадь
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь
Ансамбли
Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой»
Глиэр Р. Песня, соч. 41
Гнессина Е. Пьеса в 4 руки «Ладушки»
Золотарёв В. 30 украинских песен в 4 руки: № 22, соч. 15
Иванов – Радкевич Н. Марш
Иванов – Радкевич Н. Гавот
Лядов А. Протяжная, соч. 58
Лядов А. Колыбельная, соч. 58
Островский А. «Девчонки и мальчишки»Прокофьев С. «
Прокофьев С. «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский
Чайковский П. Пять русских народных песен
Примерные программы контрольных уроков
1 вариант:
декабрь
Бах И. С. Полонез g- moll
Бертини Г. Этюд №18, op. 100
май
Диабелли А. Сонатина F-dur №1, op. 168 I , II части
Мелартин Э. «Час голубого цвета»
2 вариант:
декабрь
Гедике А. Инвенция, соч. 60
Торопова Н. Этюд «Коррида»
май
Кулау Ф. Сонатина G-dur I часть
Симонова В. «Листопад»
3 вариант:
декабрь
Пахельбель И. Гавот с вариациями
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь
май
Чайковский П. «В церкви»
Кабалевский Д. Этюд a- moll
Шестой год обучения
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста;
умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;
умениями пользоваться динамикой;
умениями подбора аппликатуры;
навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности;
навыками чтения нот с листа (уровень сложности на 2 – 3 класса ниже);
навыками владения основными техническими приёмами;
навыками слухового контроля;
навыками владения педализацией.
В течение года учащийся должен освоить:
5-9 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2-3 пьесы, 1-2 этюда, 2 ансамбля;
гаммы: все мажорные гаммы от белых клавиш (прямое и противоположное движения) двумя руками на две октавы и все минорные гаммы от чёрных клавиш отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды по три звука и три вида арпеджио (короткие, длинные ломаные) по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма на две октавы двумя руками. D- 7 аккорд в виде арпеджио (короткие, длинные без обращений) отдельно каждой рукой на две октавы. Кадансовый оборот: T-S-D-T
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Бах И. С. Ария из французской сюиты c- moll
Буцко Ю. Фугетта
Гендель Г. Ф. Прелюдия
Гесслер И. Полифоническая прелюдия
Глинка М. И. Двухголосная фуга
Люлли Ж. Жига
Кабалевский Д. Прелюдия и фуга
Моцарт Л. Ария g-moll
Мясковский Н. Маленький дуэт (канон)
Орик Ж. Сарабанда
Пёрселл Г. Прелюдия C-dur
Франк С. Канон
Хренников Т. Инвенция
Циполли Д. Фугетта F-dur
Эшпай А. Прелюдия
Крупная форма
Бенда Й. Сонатина d- moll
Бетховен Л. Сонатина F-dur I часть
Ботяров Е. Сонатина C-dur
Вебер К. М. Анданте с вариациями G-dur
Вебер К. М. Сонатина C-dur
Гайдн Й. Соната - партита C-dur
Грациоли Дж. Сонатина G-dur
Гуммель И. Сонатина C-dur I часть
Дюссек Я. Сонатина G-dur
Кабалевский Д. Вариации на русскую тему. Соч.51, №1
Кулау Ф. Сонатина A-dur I часть
Моцарт В. А. Сонатина C-dur
Чимароза Д. Соната G-dur
Чимароза Д. Соната c- moll
Пьесы
Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76
Александров Ю. Три не трудные пьесы
Беркович И. Украинская песня
Барток Б. Пьеса
Барток Б. Менуэт
Григ Э. Вальс, соч. 38
Глиэр Р. Романс, соч. 31
Глинка М. Прощальный вальс
Майкапар С. Токкатина, соч. 8
Моцарт В. Контрданс
Носенко В. В поход. Соч. 15
Разоренов С. Словацкая песня. Соч. 12
Свиридов Г. Зима
Степовой Я. Прелюд, соч. 9
Шуман Р. Песенка жнецов. Соч. 68
Этюды
Беренс Г. Этюд a- moll
Беренс Г. Этюд C-dur
Бертини А. . Этюд e- moll
Гедике А. Миниатюры в форме этюдов. Соч. 8
Гедике А. Двенадцать мелодических этюдов: №4, 14
Дювернуа Ж. G-dur
Лемуан А. Этюд C-dur
Лемуан А. Этюд G-dur
Черни К. Этюд C-dur
Черни К. Этюд № 28 D-du
Черни К. Этюд № 1 C-dur
Черни К. – Гермер Г. Этюды. Часть I: №35-36, 42, 46
Шитте Л. «Арпеджио»
Ансамбли
Аренский А. Пьесы в 4 руки: Кукушка, Сказка, Вальс. Соч. 34
Балакирев М. Четырнадцать избранных русских народных песен
Глиер Р. Менуэт, Народная песня. Соч. 38
Глиер Р. Песня. Соч. 41
Крейн К. Вариация «Лауренсии» из балета «Лауренсия»
Лядов А. Протяжная, Колыбельная. Соч. 58
Мусоргский М. Гопак
Русские народные песни в обр. П. Чайковского и А. Лядова
Примерные программы контрольных уроков
1 вариант:
декабрь
Гендель Г. Ф. Прелюдия
Лемуан А. Этюд C-dur
май
Вебер К. М. Анданте с вариациями G-dur
Глиэр Р. Романс, соч. 31
2 вариант:
декабрь
Моцарт Л. Ария g-moll
Бертини А. . Этюд e- moll
май
Кулау Ф. Сонатина A-dur I часть
Беркович И. Украинская песня
3 вариант:
декабрь
Хренников Т. Инвенция
Шитте Л. «Арпеджио»
май
Кабалевский Д. Вариации на русскую тему. Соч.51, №1
Разоренов С. Словацкая песня. Соч. 12.
Седьмой год обучения
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;
умениями справляться с метро - ритмическими особенностями произведений;
умениями пользоваться динамическими красками инструмента;
умениями подбора аппликатуры;
навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
навыками чтения нот с листа (уровень сложности на 2- 3 класса ниже);
навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);
навыками интонирования;
навыками слухового контроля;
навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
7-10 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 1-2 пьесы, 2-3 этюда,1 - 2 ансамбля;
гаммы: все мажорные гаммы от чёрных клавиш (прямое и противоположное движения) двумя руками на две октавы и все минорные гаммы от чёрных клавиш отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды по три звука и три вида арпеджио (короткие, длинные ломаные) по четыре звука двумя руками на две октавы в умеренном темпе. Хроматическая гамма на две октавы двумя руками. D- 7 аккорд в виде арпеджио (короткие, длинные без обращений) двумя руками на две октавы. Кадансовый оборот: T-S-D-T
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Бах И. С. «Двухголосная инвенция» C-dur
Бах И. С. «Маленькая прелюдия» c- moll(II тетрадь)
Бах И. С. «Маленькая прелюдия» a- moll(I тетрадь)
Гендель Г. Ф. Фуга C-dur
Гендель Г. Ф. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда
Кабалевский Д. Шесть маленьких прелюдий и фуг: № 1
Лядов А. Канон G-dur соч. 34
Майкапар С. Прелюдия и фугетта, соч. 37, № 4
Мясковский Н. В старинном стиле, соч. 43
Окунев Г. «Прелюдия и фугетта»
Рамо Ж. Ф. «Сарабанда» a- moll
Скарлатти Д. «Фугетта» C-dur
Крупная форма (вариации)
Барток Б. Баллада (Тема с вариациями)
Бетховен Л. Легкая соната C-dur, часть II
Гайдн Й. Соната G-dur, часть I
Гайдн Й. Песня с вариациями (La Roxeiane)
Глинка М. И. Вариации на романс «Прекрасный день» из оперы Керубини «Фаниска»
Гурилёв А. Вариации на тему «Не томи, родимый» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»
Дварионас Б. Вариации F-dur
Юбссек И. Сонатина Es-dur, соч. 20
Кабалевский Д. Лёгкие вариации Op.40, № 2
Кабалевский Д. Лёгкие вариации Соч.51, № 4
Кабесон А. Вариации на рыцарскую песню
Пахельбель И. Ария с шестью вариациями
Рааухвергер М. Вариации на датскую тему
Риетти В. Тема с вариациями
Рожавская Ю. Рондо
Сейсс И. Сонатина D-dur, соч. 8
Скултэ А. Сонатина C-dur
Чичков Ю. Вариации C –dur
Чимароза Д. Соната g- moll
Пьесы
Александров Ю. Грустный рассказ
Александров Ю. Шутка
Бах И. Весна
Бетховен Л. Весело - грустно
Гедике А. Миниатюра d- moll, Соч. 8 № 2
Глиэр Р. В полях, Русская песня, соч. 34;Прелюдия, соч. 16
Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1
Дебюсси К. Маленький негритёнок
Ипполитов – Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5
Калинников В. Грустная песенка g- moll
Калинников В. Русское интермеццо
Лядов А. «Я с комариком плясала»
Мусоргский М. Слеза
Прокофьев С. Детская музыка: Марш, Дождь и радуга
Слонимский С. Дюймовочка
Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)
Этюды
Александров А. Этюд F- dur
Беренс Г. Этюд соч. 61, № 28
Бертини А. Этюд соч. 29, № 10
Косенко В. Этюд соч. 15, № 4
Крамер И. (редакция Г. Бюлова, № 17). Этюд D- dur
Лак Т. Избранные этюды, соч. 75, 95 № 1, 3-5,11
Лешгорн А. . Этюд соч. 136, № 10
Майкапар С. «Бурный поток»
Николаева Т. Тарантелла, соч. 19, № 7
Парцхаладзе М. Этюд g- moll
Раков Н. Пятью пальцами
Шитте Л. Этюды № 18, 19, соч. 68
Ансамбли
Аренский А. Соч. 34. Шесть пьес в 4 руки: Сказка
Бетховен Л. «Марш»
Вебер К. «Мазурка», соч. 10, № 4
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Глиэр Р. Мазурка, соч. 38
Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Грибоедов А. Вальс e- moll
Гедике А. «Вальс»
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Лядов А. 8 русских народных песен(переложение в 4 руки): Протяжная, Колыбельная, соч. 58
Свиридов Г. «Вальс»
Кюи Ц. «Расплясались»
Раков Н. «Мелодия»
Шуберт Ф. Экосезы в 4 руки, соч. 38
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
Гендель Г. Ф. Фуга C-dur
Бетховен Л. Легкая соната C-dur, часть II
Мусоргский М. Слеза
2 вариант:
Лядов А. Канон G-dur соч. 34
Юбссек И. Сонатина Es-dur, соч. 20
Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1
3 вариант:
Скарлатти Д. «Фугетта» C-dur
Чичков Ю. Вариации C –dur
Калинников В. Грустная песенка g- mol

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения адаптированной программы «Общее фортепиано», которая предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;
знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
знание профессиональной терминологии;
умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;
наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;
знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
знание профессиональной терминологии;
умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;
наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Общее фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определённом этапе обучения.
Промежуточная аттестация проходит в виде контрольных уроков и выступлений на академических концертах. Для учащихся, не имеющих дома инструмента, возможна игра на контрольных уроках в 1 полугодии по нотам.
Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация предмету проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании Учреждения.
График промежуточной и итоговой аттестации
Год обучения
Вид контрольного прослушивания
Месяц проведения
Программные требования

первый
контрольный урок
декабрь
два разнохарактерных произведения


контрольный урок
май
два разнохарактерных произведения

второй

контрольный урок
декабрь
два разнохарактерных произведения


контрольный урок
май
два разнохарактерных произведения

третий
контрольный урок
декабрь
два разнохарактерных произведения


контрольный урок
май
два разнохарактерных произведения

четвёртый
контрольный урок
декабрь
два разнохарактерных произведения


контрольный урок
май
два разнохарактерных произведения

пятый
контрольный урок
декабрь
два разнохарактерных произведения


контрольный урок
май
два разнохарактерных произведения

шестой
контрольный урок
декабрь
Полифония
Пьеса или этюд


контрольный урок
май
Крупная форма
Пьеса или этюд

седьмой
Академический концерт

май
Полифония
Крупная форма
Кантилена

Критерии оценок
Оценка «5» («отлично»):
увлечённость исполнением;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
понимание чувства формы;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
однообразие и монотонность звучания.
.Оценка «2» («неудовлетворительно»):
остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Предмет «Общее фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта. Курс фортепиано служит основой для изучения практически всех музыкальных предметов, т. к. позволяет воспитывать навыки сольного и ансамблевого музицирования, чтения нот с листа, транспонирования и т. д.
Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса общего фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора учащихся народного отделения и отделения сольного пения, приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.
Учебный репертуар учащихся по предмету «Общее фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы советских композиторов, ансамбли. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Репертуар ансамблей должен быть органично связан с основной специальностью учащегося. Допустимы и даже желательны репертуарные совпадения ансамблей с программой по специальности: исполняя одно и тоже произведение в классе фортепиано и по специальности, учащийся комплексно осваивает сольную партию основного инструмента и партию фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у учащихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют учащихся, повышают их ответственность. Всё это связано с необходимостью комплексного подхода к процессу музыкально - предпрофессионального образования, направленного на всесторонне подготовленного учащегося.
За время обучения в Учреждении учащийся накапливает и приобретает определённый багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле. Знания, полученные в Учреждении, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающих возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.
С четвёртого класса необходимо начинать работу над гаммами и арпеджио и проводить эту работу до седьмого класса включительно, это необходимо и для теоретических навыков по предмету сольфеджио. К окончанию Учреждения учащий должен знать все мажорные и минорные гаммы и арпеджио к ним.
Неотъемлемой частью занятий по предмету «Общее фортепиано» является чтение нот с листа. Планомерные занятия чтением с листа вырабатывают практический навык, необходимый будущим профессионалам – музыкантам для более широкого знакомства с музыкой. По мере развития учащегося и усвоения ими навыков чтения с листа выбор произведений постепенно усложняется.
Овладевая навыками чтения нот с листа, желательно связывать их с курсом музыкально-теоретических дисциплин и знакомиться с произведениями композитора того или музыкального направления, которые в данный момент изучают по курсу музыкальной литературы. Аналогичная связь и координация возможна и с курсом сольфеджио. Так, в одновременном чтении нот с листа партии солиста и аккомпанемента учащийся, воспроизводя голосом партию солиста, закрепляет интонационно – слуховые навыки, вырабатываемые по курсу сольфеджио.
В процессе преподавания «Общего фортепиано» преподаватель должен научить учащегося не только искусству исполнения на инструменте, но и правильно понимать художественный замысел произведений, помочь ему овладеть музыкально – исполнительскими приёмами на художественном и учебно-вспомогательном материале. Также необходимо развивать музыкально-образное мышление, работать над интонированием на инструменте, динамикой звучания, метро-ритмическими особенностями произведений.
Беседы на уроках, совместное посещение концертов с последующим обсуждением помогают развивать интерес и любовь учащихся к инструментальному искусству, приобщить к лучшим образцам исполнительской фортепианной школы.
В работе с учащимися допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.
Подбор репертуара преподаватель должен осуществлять, постепенно усложняя материал и руководствуясь возможностями учащегося.
В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входят:
проверка домашнего задания;
разбор нового материала;
отработка трудных технических приёмов;
повторение пройденных пьес;
подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.


VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Альбом сонатин для фортепиано» Вып. 2. Москва «Музыка» 1980г.
«Альбом ученика-пианиста Хрестоматия 1 класс Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«Альбом ученика-пианиста Хрестоматия 2 класс» Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«Альбом ученика-пианиста 3 класс Хрестоматия» Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
Бах И.С. Инвенции и симфонии. Минск «ИТЛ БК» 1993г.
Бах И.С. Маленькие прелюдии. – М., «Музыка», 1994
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – М.: «Музыка», 1972
Бетховен Л.. Легкие сонатины. – Таллин, 1976
«125 новых пьес для фортепиано Лучшее - из хорошего Хрестоматия 1 класс ДМШ» Сост.: Поливода Б., Сластенко В. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«В музыку с радостью» О. Геталов, И. Визная, Санкт-Петербург «Композитор» 2002г.
Вариативная программа для детских музыкальных школ «Музыкальный инструмент. Фортепиано» составители – Е.И. Гудова, С.А. Чернышов. Москва 2006г.
Гайдн Й. Избранные произведения. – М.: «Музыка», 1980
Гайдн Й. Избранные пьесы. – М.: «Музыка», 1981
Гайдн Й. Сонаты. – М.: «Музгиз», 1980
«Дебют Концертный репертуар юного пианиста» Вып.1 Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Избранные этюды для фортепиано» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Игра наизусть» Л.Маккиннон. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Крохе-музыканту» часть 1, 2. И. Королькова, Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.
«Как научить играть на рояле. Первые шаги.»С.В. Грохотов. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Клавирная музыка Баха в фортепианном классе» Н.Калина. Москва «Классика – 21» 2006г.
Методическая разработка «Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы» В.Крюкова, Г.Левченко.
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ. Сост. А.Д.Алексеев, А.П. Батагова, Е.Н. Орлова, И.А. Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева, З.П. Проскурякова. Москва. Всесоюзный методический кабинет. 1988.
«Музыкальная мозаика для фортепиано 2-3 классы ДМШ» И.И.Бондарев. Ростов-на-Дону «Феникс» 1998 г.
«Музыкальная педагогика» В.В. Крюкова. Ростов – на Дону «Феникс» 2002.
«Музицирование для детей и взрослых» Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2007г.
«Музицирование для детей и взрослых». Вып. 2. Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2007г.
«Музицирование для детей и взрослых». Вып. 3. Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2008г.
«От сонатины к сонате» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Обучение игре на фортепиано» Г.М. Цыпин. Москва «Просвещение» 1984г.
«Первые шаги маленького пианиста» сост.: Г.Баранова, А. Четвертухина. Москва «Музыка» 1997г.
«Первая встреча с музыкой» А.Артоболевская. Москва «Советский композитор» 1992.
«Пьесы 1-3 классы ДМШ» Москва «Кифара» 1998г.
«Работа над фортепианной техникой» Е.Либерман. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Ритм» Э.Жак-Далькроз. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Сборник пьес для фортепиано для ДМШ 5 – 6 классы» Сост. С.А. Барсукова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г.
«Фортепианная игра» Сост.: Малинников В., Николаев И., Натансон В. Москва «Музыка» 1980г.
«Фортепиано 3 класс» Милич Б. Минск «Кифара» 2002г.
«Фортепиано 4 класс» Сост. Милич Б. Минск. «Кифара» 2005г.
«Фортепианная техника» Сост. Натансон В. Дельнова В. Малинников В. Москва «Музыка» 1982г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 1 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1985г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 2 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 3 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ» Сост. Верижникова Т.А., Подрудкова Е.А., Четвертухина Л.И. Москва «Музыка» 2002г.
«Хрестоматия педагогического репертуара Фортепиано 4 класс» Сост.: Сорокин К., Бапулов А. Москва. Музыка 1999г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 4 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1978г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5 класс» Выпуск 1.Сост.Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 5 класс Пьесы» Выпуск 1. Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 6 класс Пьесы» Выпуск 1. Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1978г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1979г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1982г.
«Черни К. Школа беглости Соч.299» Москва «Музыка» 1979г.
«Школа игры на фортепиано 110 новых пьес» Сост.: Б.А.Поливода, В.Е. Сластенко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
«Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 класс ДМШ» Сост.:Гиндин Р., Карафинка М. Киев «Музыкальная Украина» 1973г.
«Юному музыканту пианисту» 1 класс. Сост.: Цыганова Г., Королькова И., Ростов-на-Дону «Феникс» 2012г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 3 класс.» Сост.:Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 4 класс» Сост.: Цыганова Г.Г., Королькова И.С. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для ДМШ 5 класс» Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заверение программы 001 Заголовок 115