НОД На зеленой травке, на лесной полянке


Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Тема: «На зеленой травке, на лесной полянке».
Цель: развитие сенсомоторной сферы детей.
Коррекционно – образовательные задачи: систематизировать знания детей о временах года, расширять представления о лете и его приметах, о насекомых и растениях луга, леса, активизировать и актуализировать словарь по теме «Лето».
Коррекционно – развивающие задачи: развивать сенсорную сферу детей, конструктивный праксис и зрительный гнозис, познавательные процессы (память, внимание, воображение, мышление), пространственные и временные представления, координацию речи с движением, музыкальный слух и чувство ритма, общую и мелкую моторику, осуществлять релаксацию отдельных групп мышц.
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: ребристая дорожка «Радуга», мягкие крупногабаритные модули, дидактический ковер «полянка» 2Х3 м с цветными пуговицами, цветы, грибы, ягоды из ткани, магнитофон, кассета с записью пьесы А. Вивальди «Лето» (из цикла «Времена года»), звуков летнего леса, мультимедийная установка. Ход занятия
1.Организационный момент. (Создание эмоционально – положительного фона).
Педагог приглашает детей на занятие. Организует приветствие, предлагает детям встать в круг.
Упражнение «Назови ласково». (Нормализация дыхания).
Педагог. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо соседу справа. Вспомните, как его зовут. Сделайте глубокий вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнеся на выдохе ласково имя соседа. (Дети выполняют упражнение 1раз по кругу вправо, 1 раз влево).
Звучит запись пьесы А. Вивальди «Лето». Педагог читает стихотворение Е. Трутневой.
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок –
Не поймешь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
Педагог. Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить сегодня? (о лете). Верно. Мы будем говорить о лете и его приметах.
Игра « Повтори, не ошибись». (Развитие памяти, активизация словаря). Дети повторяют за педагогом. Лето – зима – весна; зима –весна – осень; весна –лето – зима.
Педагог. Что обозначают эти слова? (времена года). Правильно. Назовите времена года по порядку. (Дети называют времена года). А сейчас поиграем в игру «Бывает – не бывает». Если это бывает летом, то вы хлопаете в ладоши, если не бывает – топаете ногами.
Игра «Бывает – не бывает». (Систематизация знаний о временах года, развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).Педагог. Дети купаются в реке (дети хлопают в ладоши); идет снег (дети топают ногами); цветут цветы; в небе радуга; птицы улетают на юг; реки покрылись льдом; опадают листья с деревьев. Предлагаю вам отправиться со мной в «лето». На зеленую травку, на лесную полянку. Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками. Ручеек по мостику перешли, и полянку светлую нашли.
(Дети идут по ребристой дорожке, перешагивают через «пенечки» (мягкие модули).Вот и полянка! ( Звучит запись со звуками леса).
Хореографическая гимнастика «Утро в лесу»(дети выполняют гимнастику на дидактическом ковре «полянке»).(Развитие общей моторики)
Педагог. Отлично! Мы замечательно выполнили гимнастику!
Загадывание загадок.(Расширение словаря по теме «Лето».Развитие внимания, мышления, тонкой моторики, сенсорных процессов).
Педагог. В травке, на полянке прячутся разные растения, а какие, вы узнаете, отгадав загадки. (Дети отгадывают загадки и прикрепляют «растения» к «серединке» пуговице такого же цвета, как и цветок, ягодка, гриб).
Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички (ромашки).
Прячется в колосьях синий огонек, это расцветает в поле… (василек).
Стоит Антошка на одной ножке (гриб).
Педагог. Какие молодцы! Как вы умеете быстро и правильно отгадывать загадки! Ах! Как пахнут, благоухают цветы! Какой свежий воздух в лесу! Дыхательное упражнение «Подуй на цветок». Для детей с гемипаретической формой ДЦП). Детям предлагается сделать глубокий вдох через нос, задержать, дыхание, а затем, сделав медленный выдох через рот, подуть на цветок. (Для детей со спастической формой ДЦП). Детям предлагается сделать глубокий вздох через нос, задержать дыхание, а затем, сделав сильный резкий направленный выдох через рот, подуть на цветок).
Педагог. Солнце печет – наденем солнцезащитные очки. ( Дети надевают «очки»).Поищем на полянке насекомых. Слайд. Дети ищут и называют насекомых по инструкции педагога. (Вверху – пчела, внизу – кузнечик, справа – бабочка, слева – жук).
Мимическая гимнастика.(Дети восхищаются яркой расцветкой бабочки; испугались таракана; улыбнулись кузнечику; удивились жуку – рогачу.
Педагог. Повертелись, покружились, в насекомых превратились!
Дети выполняют произвольные движения в соответствии с выбранными образами: скачут, летают, жужжат, ползают. По сигналу педагога «Стой!» они отвечают на вопрос «Кто ты?» (кузнечик, бабочка, пчела).(Развитие образной памяти, общей моторики).
Педагог. У ручья, над старым пнем
Муравей устроил дом
Поселилась у ручья
Муравьиная семья –
Дочери и сыновья.
Дети строят « муравейник» из мягких модулей разной формы и цвета.(Развитие конструктивного праксиса и зрительного гнозиса).
Педагог. Какой получился муравейник (высокий, уютный, разноцветный). Давайте поиграем в игру «Дотронься до…красного, синего, круглого, треугольного».( Стимуляция двигательной активности, развитие сенсорных функций). Дети двигаются под музыку. По сигналу педагога «Дотронься до круглого», касаются рукой круглого модуля, дотронься до синего, касаются синего модуля и так далее.
Педагог. Муравьиная семья поселилась у ручья. Подходите к «ручью» (малый бассейн с водой). Какая вода в «ручье?» ( Чистая, прозрачная, холодная).
Педагог предлагает детям намочить руки, закрутить воронку поочередно почасовой и против часовой стрелки, стряхнуть капли с рук. (Упражнение для нормализации тонуса мышц рук).
Упражнение «Угадайте, где мы были?» (Координация речи с движением).
Набежала тучка, Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Прокатился гром, Выполняют три прыжка.
Хлынул дождик теплый Вновь бегут по кругу.
Звонким серебром Приседают.
Прозвенел над нами Идут по кругу.
И пропал вдали. Бегут по кругу.
Дома не сидится, Маршируют, высоко поднимая колени.
Мы гулять пошли.
Взять сачок не позабыли, Идут, подняв воображаемый сачок на плечо.
Угадайте, где мы были? Останавливаются. Встают лицом в круг.
Разводят руками.
Были мы за речкою, Бегут по кругу.
На том берегу,
На большом душистом Меняют направление движения.
Заливном лугу
Бабочек ловили Изображают, как ловят бабочек и плетут венки
И венки плели.
На зеленой полянке Ложатся на спину, расслабляются.
Отдохнуть легли
Е. Благинина
Педагог предлагает детям полежать 2 -3 минуты, закрыв глаза, и полностью расслабиться, а потом правильно выводит их из состояния релаксации.
Педагог. Откройте глаза. Хорошенько потянитесь лежа. Медленно сядьте. Потянитесь сидя. Медленно встаньте. Потянитесь стоя. Уроните руки. Расслабьтесь. Пора возвращаться в детский сад.
Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Ручеек по мостику перешли, и в детский сад пришли!. (Оценка детской деятельности).
Рефлексивно – оценочный этап.
Педагог предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, вспомнить, чем занимались, и оценивает работу каждого ребенка.
Педагог. Где мы с вами были? (в лесу, на полянке). О чем мы говорили?( о лете, о насекомых, цветах). Что мы делали все вместе? (шли по мостику через ручеек, строили муравейник, отгадывали загадки). Мне очень понравилось, как вы выполняли задания. Вы стали совсем большими, многому научились. Молодцы!