Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства Живопись

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
нормативный срок обучения –8 лет


ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.02.УП.01.
«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»

ПО.02.УП.02.
«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Разработчик – Шинкоренко Ольга Александровна
преподаватель высшей категории МКОУ ДОД ТДХШ


Рецензент – Дюжева Вера Михайловна
преподаватель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Государственного образовательного бюджетного
учреждения дополнительного образования детей
«Иркутская областная детская школа искусств»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программы предметов «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства» являются основой изобразительного искусства и основополагающей учебной дисциплиной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись», предусматривает последовательное изучение всеобщей истории искусства согласно историческому развитию человеческого общества.
Программы включают в себя необходимый минимум знаний для понимания основных закономерностей развития культуры и искусства в разных странах и эпохах, начиная с момента возникновения культуры в первобытном обществе. Здесь же рассматривается дальнейшее развитие культуры и её совершенствование в античном мире, в средние века, в эпоху Возрождения, Просвещения, в Новое время и её современное состояние. Особое внимание уделяется становлению, развитию и особенностям отечественной культуры.
Предполагается связь предмета с композицией, в форме подготовки методических иллюстрированных учебных пособий. Так же следует опираться на знания по учебным предметами общеобразовательной школы.
Данные программы строятся в соответствии с поставленной целью, конкретными задачами и методическими установками и является результатом опыта преподавания истории искусства в «Тайшетской детской художественной школе», построена на основе программы для художественных школ «История искусств» 1- 4 классы Министерства культуры РФ, Управления культуры администрации Красноярского края автор Майстренко А.В. (Красноярск 2003 г.); программы для детских школ искусств «Мировая художественная культура» 1 год обучения Министерства культуры РФ, Управления культуры администрации Красноярского края автор Колпецкая О.Ю. (Красноярск 2003 г.); адаптированной программы по предмету «История изобразительного искусства» для обучающихся 1-4 кл., 5 кл. авторы Мантузова И.А., Шинкоренко О.А. преподаватели «Тайшетской детской художественной школы» (Тайшет, 2006г.)
Нормативный срок обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» - 8 лет. Срок реализации программы учебного предмета «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства» - 5 лет (1-2-3-4-5 классы).
Срок реализации программы учебного предмета - 8 лет. Из них «Беседы об искусстве» -3 года ( 1-2-3 класс), « История изобразительного искусства» - 5 лет ( 4-5-6-7-8 класс).
Возраст обучающихся, обучающихся по данной программе составляет 6.6 - 16 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию изучаемого предмета в форме аудиторных занятий: по курсу «Беседы об искусстве» (1-3 кл.) 32 учебные недели, занятие продолжительностью 1 академический час; по курсу «История изобразительного искусства» (4-8 кл.) 33 учебные недели, занятие продолжительностью 1 академический час.
По курсу «Беседы об искусстве» - 147 учебных часов аудиторных занятий в год, из них на аудиторные занятия – 98 час, на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся – 49 часов.
По курсу «История изобразительного искусства» 330 учебных часов в год, из них на аудиторные занятия – 165 час, на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся – 165 часов.

Распределение учебного времени по годам обучения

1 кл.
2 кл.
3
кл.
4 кл.
5 кл.
6
кл.
7
кл.
8
кл.

Аудиторные занятия
32
33
33
33
33
33
33
33

Внеаудиторная (самостоятельная) работа
16
16,5
16,5
33
33
33
33
33

Объем максимальной нагрузки
48
49,5
49,5
66
66
66
66
66


Недельная нагрузка (в час)

1
кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.

Аудиторные занятия
1
1
1
1
1
1
1
1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1

Объем максимальной нагрузки
1,5
1,5
1,5
2
2
2
2
2


Форма учебных аудиторных занятий по истории изобразительного искусства и проведения консультаций - это мелкогрупповые занятия (численностью от 4 до 10 человек).
Виды занятий – аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные).
Виды аудиторных занятий:
-урок;
- урок-лекция;
- урок-беседа;
- урок-путешествие;
- урок-экскурсия;
- урок-концерт;
- урок-спектакль;
- урок-викторина;
- урок-импровизация;
- урок-интервью
- практическое занятие, тесты, кроссворды.
Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий:
- выполнение домашнего задания обучающимися;
- посещение учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.);
-участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
По предмету «Беседы по искусству» предусмотрены консультации: 3 часа (1 час в 1-2-3 классе). По предмету «История изобразительного искусства» предусмотрены консультации - 12 часов (2 часа в 4-5-6-7 классе, 4 часа в 8 классе). Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзамену, творческим конкурсам и могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.

Цели программы:
-Цель данной программы просветительского и образовательного характера: ознакомить с изобразительным искусством, раскрыть сущность искусства перед учащимся, заинтересовать его, дать возможность почувствовать, что предмет изучаемой дисциплины раскрывается не только в поэтапном с ним ознакомлении, но и в наслаждении, которое человек способен получать от общения с произведением искусства.
-Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
-Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования.
-Познакомить обучающихся с изобразительным искусством, раскрыть сущность искусства перед обучающимся, заинтересовать его, дать возможность почувствовать, что предмет изучаемой дисциплины раскрывается не только в поэтапном с ним ознакомлении, но и в наслаждении, которое человек способен получать от общения с произведением искусства.

Задачи программы:
- познакомить с основными понятиями и этапами развития искусства и научить анализировать художественные произведения, выделяя главные средства выразительности.
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития;
-способствовать формированию знаний особенностей изобразительного искусства разных эпох и стилей;
-выработать умение видеть взаимосвязи стилей с другими видами искусства или областей культуры: литературой, философией, религией, музыкой, т.к. история изобразительного искусства является органической частью культуры ;
-способствовать выявлению одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения соответствующего профиля.

Учитывая сложную структуру программы, состоящую из двух блоков «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства», задачи могут быть представлены в соответствии.
1. «Беседы об искусстве»
- сформировать комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах;
- ознакомить с особенностями изобразительного и выразительного языка различных видов искусства;
- сформировать первичные представления об анализе произведения.
В рамках курса «Беседы», кроме Введения к изобразительному искусству, рассматриваются Первобытное искусство и искусство Древнего мира. Учитывая сложность для изучения этих периодов достаточно маленькими детьми, тема включена в курс «Беседы об искусстве». Например, знакомство с развитием пространственного мышления в скульптуре Древней Греции, рассмотрение таких задач, как закономерность движения, выраженная в хиазме, соответствие движений, могут оказаться сложными для учащихся, поэтому указанные темы переведены в ранг курса «Беседы об искусстве», т.е. рассматриваются в виде очерков по истории искусства.
2. «История изобразительного искусства»
- способствовать формированию знаний учащихся основных этапов развития искусства и основных художественных школ;
- формировать умение видеть основные черты стиля;
- формировать навыки анализа произведений искусства;
- способствовать формированию навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение;
- способствовать формированию эстетических взглядов учащихся, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и к деятельности в сфере изобразительного искусства.

Структура программы
Программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в соответствии с ФГТ и содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка.
-Содержание.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Формы и методы контроля, система оценок.
Пояснительная записка представляет собой обзор основных вопросов, связанных с формированием учебной программы.
Основная часть программы представлена тематическим планом и основной главой «Содержание изучаемой дисциплины», в которой в исторической последовательности изложены вопросы изучаемого курса, то есть история Зарубежного и Русского искусства. История изобразительного искусства в данной программе представлена в объеме двух курсов – «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства».
Разбивка тем осуществлена по классам, разделам и темам. Каждой теме отводится конкретное количество часов, которое зависит и определено значимостью и объёмом изучаемого материала.

Методы обучения:
-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).
-Практические (обучающие задания, копирование, письменные задания).

Методические рекомендации:
Преподавателю следует:
-Излагать материал доступным, понятным языком.
-Стремиться заинтересовать темой и донести до слушателя содержание, заключенное не только в эстетических, но и духовных ценностях мировой культуры, важной составляющей которой является изобразительное искусство.
-Помогать обучающемуся в освоении материала, способствовать более комфортному восприятию и запоминанию словесной и визуальной информации.
-Характеризуя отдельных мастеров, следует подчеркивать связь их творчества с той эпохой, в которой оно развивалось.
-Стремится сформировать у обучающихся способность к целостному восприятию и анализу художественного образа, а не отдельных элементов формы и содержания, чтобы было понятно, почему мастером был использован именно этот набор технических и выразительных приемов.
В начале каждой темы дается вводное занятие, содержание которого дает возможность ознакомиться с общими вопросами, освещающими особенности развития изучаемого исторического этапа или стиля.
Обучающимся предлагается знакомство с произведением искусства на основе прослушивания и визуального восприятия. Обучение проводятся в двух видах - теоретическая часть и практическая – повторение пройденного материала. Небольшие повторения, контролирующие пройденный материал предшествующего урока, могут проводиться в начале каждого занятия. По прохождении темы проводится итоговая контрольная работа.
Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради обучающиеся, в которых отражается самостоятельная работа как в рамках курса. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.
Предполагается связь данного учебного предмета с другими учебными предметами, т.е. межпредметные связи, например, с композицией, в форме подготовки методических иллюстрированных учебных пособий. А так же опираться на знания по учебным предметами общеобразовательной школы.
Необходимо отметить, что учебников по истории искусств для детских художественных школ не существует. Поэтому перед преподавателем возникают два основных вопроса: первый - определение объема изучаемого материала, второй - выбор методов и форм изложения и подачи учебного материала, опираясь на возрастные особенности обучающихся.

Материально-технические условия реализации учебного предмета

При проведении занятий необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности, в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.) Для проведения урока преподавателю необходимо иметь достаточную материально-техническую оснащенность класса.
-Технические средства обучения: магнитофон, компактный
проигрыватель, видеомагнитофон, эпидиаскоп, проектор,
компьютер, Интернет.
-Наглядные учебные и методические пособия: таблицы и схемы, плакаты, иллюстрации, работы обучающихся, преподавателей из методического фонда.
-Методические, дидактические пособия к теоретическим занятиям.
-Электронные образовательные ресурсы: электронные учебники, энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
-Аудиовизуальные образовательные ресурсы: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. альбомы и слайды с
репродукциями произведений изобразительного и прикладного искусства,
архитектуры и скульптуры; записи музыкальных произведений, тексты
литературных произведений, диафильмы,
компьютерные диски.












ОБЩИЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс
№ раздела














Наименование раздела
Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка




Количество часов на тему
Теоретические занятия
Практические занятия
Количество часов в год



1


1


БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Введение. Виды изобразительного искусства



32


23


9













ВСЕГО:




32

16

48


2
1

Беседы об искусстве Виды изобразительного искусства.


6
4
2








2

Декоративно-прикладное искусство.

15
7
8








3

Русская народная игрушка


12
5
7









ВСЕГО:



33


16.5
49.5

3


1
Знакомство с жанрами изобразительного ис-
кусств.
33
19
14






ВСЕГО:



33
16.5
49.5

4
1
Первобытное искусство
6
3
1





2
Искусство Древнего Египта
9
5
1





3
Передняя Азия
3
2






4
Античность
21
12
2






ВСЕГО:



33
33
66

5


6.


ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Средневековье

21
13
1








7.

Искусство Итальянского Возрождения


28,5
16
3











ВСЕГО:



33
33
66

6



1
Искусство Северного Возрождения

16,5
10
1





2
Искусство Западной Европы 17 века

21
12
2





3
Искусство Западной Европы 18 века

12
7
1






ВСЕГО:



33
33
66

7


1
Искусство 19 века

30
18
2





2
Искусство 20 века. Модернизм ,импрессионизм
аваг

19,5
12
1






ВСЕГО:



33
33
66

8
1
Русское искусство

42
25
3





2
Советское искусство

6
4






3
Подготовка к выпускному экзамену

1,5
1







ВСЕГО:



33
33
66







263
214
477






























Содержание учебного предмета «Беседы об искусстве»
1 класс

В первом классе происходит знакомство с основными понятиями искусства через творческие упражнения. Обучающиеся изучают различные виды искусства, сравнивая их, находя общие и отличительные черты, выявляют новые средства выразительности каждого вида, знакомятся с различными, художественными материалами и способами работы с ними, осваивая все это на практике. Также обучающиеся знакомятся с различными, художественными материалами и способами работы с ними, осваивая все это на практике.
Кроме того, обучающиеся должны находить примеры различных видов искусств в своем родном городе, области, регионе, тем самым приобщаясь к художественной культуре. Представляется необходимым ввести в занятия тему: «История художественной культуры Сибирского края», посещать музеи и выставочные залы.
Большое внимание уделяется зарисовкам с репродукций и фотографий. Рассматривая и зарисовывая произведения искусства, обучающиеся выявляют наиболее характерные средства выразительности искусства, а затем используют их в своих творческих работах. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала и помогает сформировать у ребят устойчивые ассоциативные картинки-образы.
В конце первого класса - контрольная работа, которая включает в себя определение видов искусства и анализ художественного произведения.
Все задания выполняются на формате от 1/ 3 листа до 1/4 листа ватмана
По окончании 1 года обучения обучающиеся должны:
знать виды изобразительного искусства;
иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества.

Учебно-тематический план
1 класс


№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Само-стоятельная работа
Максималь-ная учебная нагрузка



Тео-рия
Прак-тика
Всего
час.



1
Раздел № 1
Введение. Виды искусства.
1.Беседа. Что такое искусство.
2

2

2

2
2.Для чего нужно изучать историю искусства. Специ-
фика изобразительного искусства.
1

1

1

3
3. Виды искусства.
1

1

1

4
4. Контрольная работа.

1
1

1

5
Задание № 1
1.1. Живопись.
1

1

1

6
1.2. Виды живописи, материалы.
1

1
1
2

7
1.3. Живопись станковая
1

1
1
2

8
1.4. Живопись монументальная
1

1
1
2

9
1.5. Различные техники.
1

1
1
2

10
1.6. Фреска
1

1
1
2

11
1.7. Мозаика
1

1
1
2

12
1.8. Витраж
1

1
1
2

13
1.9. Практические упражнения . Составление мозаики из кусочков цветной бумаги.

2
2

2

14
Задание № 2.
1.1. Графика.
1

1
1
2

15
1.2. Виды графики
1

1
1
2

16
1.3. Виды печати.
1

1
1
2

17
1.4. Ксилография
1

1
1
2

18
1.5. Офорт
1

1
1
2

19
1.6. Линогравюра
1

1
1
2

20
Практическая работа- выполнение гравюры на картоне.

2
2

2

21
Задание № 3
1.1. Скульптура. Особенности скульптуры, как вида искусства.
2

2

2

22
1.2. Виды скульптуры по объему и назначению, материалы.
1

1
1
2

23
1.4. Объемная скульптура
1

1
1
2

24
1.5. Станковая скульптура
1

1
1
2

25
1.6. Практическая работа
по репродукциям ( копия изображения)

2
2

2

26
Викторина по видам изобразительного искус-
ства.

2
2

2

27
Всего:
23
9
32
16
48


Содержание учебного предмета «Беседы об искусстве»
2 класс

Во втором классе обучающиеся продолжают знакомство с видами изобразительного искусства. Обучающиеся изучают , сравнивая их, находя общие и отличительные черты, выявляют новые средства выразительности каждого вида . Происходит знакомство с декоративно-прикладным искусством. Особенности, отличительные черты каждого вида ДПИ.
В конце второго класса - контрольная работа, которая включает в себя определение видов искусства.
Все задания выполняются на формате от 1/ 3 листа до 1/4 листа ватмана.
По окончании 2 года обучения обучающиеся должны:
знать виды изобразительного искусства;
иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества;
отличать виды ДПИ.

Учебно-тематический план
2 класс


№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Само-стоятельная работа
Максималь-ная учебная нагрузка



Тео-рия
Прак-тика
Всего
час.



1
Задание № 1
1.1. Архитектура.
1

1

1

2
1.2.Общее по-
нятие об архитектуре, раз-
витие через время и стиль.
1

1

1

3
1.3.Виды архитектуры (промышленная, ландшафт-
ная).
2

2
1.5
3.5

4
1.4.Зарисовка в тетради

2
2

2

5
Задание № 2
1.1.Декоративно-прикладное искусство.
1

1

1

6
1.2. Особенности декора-
тивно-прикладного искусства
1

1

1

7
Задание № 3
Русские народные промыслы
1

1

1

8
1.1. Хохлома
1
1
2
2
4

9
1.2. Жостово
1
1
2
2
4

9
1.3. Городецская роспись
1
1
2
2
4

10
1.3. Гжель
1
1
2
2
4


1.4. Практическое задание: Зарисовать основные элементы хохломы, гжели, городецкой росписи.

2
2

2

11
1.5. Викторина по ДПИ.

2
2

2

12
Задание № 3
1.1.Русская народная игру-
шка
2

2
1
3

13
1.2 .Дымковская .
1
1
2
2
4


1.3. Филимоновская.
1
1
2
2
4

14
1.4. Каргапольская.
1
1
2
2
4

15
Практическое задание: Зарисовать эскизы русских народных игрушек

2
2

2

16
1.3.Контрольная работа в письменном виде по пройденным темам.

2
2

2

17
Всего:
16
17
33
16.5
49.5



























Содержание учебного предмета «Беседы об искусстве»
3 класс

В третьем классе обучающиеся знакомятся с жанрами изобразительного искусства. Обучающиеся изучают, сравнивая их, находя общие и отличительные черты, выявляют новые средства выразительности каждого жанра. Обучающиеся третьего класса должны учиться анализировать художественные произведения, для этого их необходимо познакомить с методом художественного анализа.
В конце третьего класса - контрольная работа, которая включает в себя определение жанров искусства.
Все задания выполняются на формате от 1/ 3 листа до 1/4 листа ватмана.
По окончании 3 года обучения обучающиеся должны:
знать жанры изобразительного искусства;
уметь отличать один жанр от другого;
уметь анализировать художественные произведения.

Учебно-тематический план
3 класс


№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Само-стоятельная работа
Максималь-ная учебная нагрузка



Тео-рия
Прак-тика
Всего
час.



1
Задание № 1
1.1.Знакомство с жанрами
изобразительного искус-
ств.
2

2
1
3

2
1.2.Жанры живописи. Натюрморт
2

2
1
3

3
1.3. Учебные упражнения, небольшие зарисовки натюрморта.

2
2
1
3

4
1.4. Жанры живописи
Пейзаж. Виды пейзажа.
2

1
1
2

5
1.5.Учебные упражнения, небольшие зарисовки в тетради.

2
2
1
3

6
1.6. Жанры живописи.
Портрет. Виды портрета.
2

2
1
3

7
1.7.Практическая работа по репродукциям.

2
2
1
3

8
1.8. Бытовой жанр
1

1
1
2

9
1.9. Практическая работа по репродукциям.

2
2
1
3

10
1.9. Исторический жанр .
1

1
1
2

11
1.10. Анималистический жанр
1

1
1
2

12
1.11. Учебные упражнения, небольшие зарисовки в тетради.

2
2
1
3

12
1.12. Батальный жанр
2

2
1
3

14
1.13. Маринистический жанр
1

1
1
2

15
1.14. Практическая работа по репродукциям.

2
2

2

16
Закрепление -практическая работа –классификация репродукций по видам и жанрам искусства.

2
2
1
3

17
Проведение викторины по жанрам изобразительного искусства
2

2

2

18
Анализ хужожественного произведения.
2

2
1
3

19
1.6. Словарь терминов изобразительного искусства.
1. Термины. 2. Средства выразительности.
2

2
0.5
2.5

20
Всего:
19
14
33
16.5
49,5





















Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства»
4 класс

В четвертом классе происходит знакомство с искусством Древнего мира. На ярких примерах обучающиеся изучают, как развивалось и изменялось искусство в Древнем мире, наблюдают взаимосвязь искусства с языческой религией, находят общие и отличительные черты искусства разных стран.
Большое внимание уделяется зарисовкам с репродукций и фотографий. Рассматривая и зарисовывая произведения искусства, ученики выявляют наиболее характерные средства выразительности искусства, а затем используют их в своих творческих работах. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала и помогает сформировать у ребят устойчивые ассоциативные картинки-образы.
Все задания выполняются на формате от 1/ 3 листа до 1/4 листа ватмана. Возможно выполнение задания на тонированной бумаге, картоне.
По окончании 4 года обучения обучающиеся должны:
запомнить основные этапы развития искусства древнего мира;
усвоить понятие «канон»;
знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре;
знать черты, характерные для древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.
Учебно-тематический план
4 класс


№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Само-стоятельная работа
Максималь-ная учебная нагрузка



Тео-рия
Прак-тика
Всего
час.



1
Раздел 2
Первобытное искусство
2.1. Введение. Открытие первобытного искусства (1879г., Саутуола). Периодизация. Глав-
ный герой, темы. Зарождение основных видов искусства – графика, живопись, скульптура, декоративно - прикладное искус-ство.
Палеолит. Основные этапы. Появление полихромной живописи, виды красок, техники, символика цвета. Графика (петроглифы). Виды скульптуры.
2

2
2
4

2
2.2. Мезолит. Перемены в искусстве – стилизация, обобщение, условный цвет, появление композиции.
Неолит. «Керамический век». Значение орнамента, его влияя-
ние на изобразительный стиль, схематизм изображений, цвет. Итоги развития искусства на протяжении каменного века.
1

1
1
2

3
2.3. Искусство эпохи бронзы. Древнейшие формы архитектуры. Искусство эпо-
хи железа. Скифы.
1

1
1
2

4
2. 4. Практическая работа: «наскальные росписи» на тонированной бумаге.

2
2
2
4

5
Раздел 3
Искусство Древнего Египта
3.1. Периодизация. Архитек-
тура Древнего царства. Виды религиозной архитектуры и их историческое развитие.
2

2
2
4

6
3.2. Скульптура Древнего царства. Назначение скуль-
птуры, особенности, техни-
ческие приемы, материалы.
1

1
1
2

7
3.3. Искусство Среднего цар-
ства. Перемены в архитекту-
ре и скульптуре.
1

1
1
2

8
3.4. Искусство середины Но-
вого царства. Реформы Эхнатона. Искусство второй половины Нового царства. Скальные храмы.
1

1
1
2

9
3. 5. Практическая работа: выполнение небольшой композиции по древнеегипетским канонам на заданную тему. Живопись на остраконах. Сочетание рельефа и живописи.
Практическая работа: выполнение плитки из соленого теста с рельефом и росписью.

3
3
3
6

10
Раздел 4
Передняя Азия
4.1. Искусство Двуречья - Ур-
ук, Шумер. Ассирия, Нововавилонское искусство,
Иран.
Контрольная работа.
2

2
2
4

11

Раздел 5
Античность
5.1. Древняя Греция
5.1.1. Введение. Образ чело-
века в древнегреческом искус-стве. Черты идеала человека-гражданина. Эгейская культура. Крит
2

2
2
4

12
5.1.2. Архитектура Архаики.
Храм и его символическое значе-
ние. Виды храмов. Ордерная система, дорический и ионичес-
кий ордеры.
1
1
2
2
4

13
5.1.3 Скульптура Архаики. Материал, задачи (образ героя, пропорции, движение, композиция), особенности монументальной скульптуры
и рельефа. Куросы, коры, рель-
еф «Медуза Горгона».
Вазопись.
1
1
2
2
4

14
5.1.4. Классическая архитектура. Афинский акрополь
1

1
1
2

15
5.1.5. Классическая скульптура
Ранняя классика. Понятие строгого стиля. «Белокурый
эфеб». Монументальная скульп-
тура – «Тираноубийцы». Ре-
льеф – «Рождение Афродиты».
Высокая классика. Расцвет искусства. Мирон. Задачи. «Дискобол», «Афина и Марсий».
Поликлет. Скульптор и теоретик. «Канон» - универсальная система пропорций. «Дорифор», «Амазонка».
Фидий.
2

2
2
4

16
51.6. Практическое задание: зарисовать и подписать олимпийских богов. Архитектура Древней Греции. Сложение и эволюция ордера как эстетический конструктивной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ансамбль Афинского акрополя, как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Письменная работа: описание скульптуры. Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжет. Практическая работа: выполнить эскиз вазы на альбомном листе. Практическая работа: выполнение камеи из соленого теста.

3
3
3
6

17
5.2.1. Древний Рим
Архитектура. Градостроительс-
тво. Особенности римской архитектуры (материалы, конструкции, технические новшества, общественный харак-тер архитектуры). Республикан-ский период. Простые формы архитектуры: инженерные сооружения (мосты, дороги, водопровод, канализация), жи-
лая архитектура (домусы и инсулы). Архитектура императорского Рима. Мощь, роскошь и размах. Храмы и их разнообразие; сооружения, предназначенные для зрелищ и развлечений (театры, амфитеат-
ры, термы); триумфальные сооружения (колонны и арки).
Скульптура Древнего Рима. Причины появления портрета. Развитие портрета от эпохи Республики (особенности: абсолютное портретное схо-дство, черты римского характера; формы: - бюст, тогатус) к Империи (особенности: влияние греческого искусства, цикличность развития портрета).
1
1
2
2
4

18
5.2.2. Итоговая контрольная работа по курсу « Изобразительное искусство»

3
3
3
6

19
Всего:
19
14
33
33
66


Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства»
5 класс

В 5 классе обучающиеся изучают искусство средних веков, искусство эпохи Возрождения. Больше внимания уделяется таким формам работы на уроке, как беседа, дискуссия, решение проблемных вопросов.
Обучающиеся должны уметь мыслить аналитически, путем сравнения находить общие и отличительные черты. Необходимо сформировать четкое представление о том, что средства выразительности каждой эпохи тесно связаны с задачами искусства. Обучающиеся должны осознавать ценность и самодостаточность каждой культурной эпохи и видеть закономерную последовательность в развитии искусства. Выделить основные черты искусства Византии, романского, готического искусства. Закрепить их в практических заданиях.
Познакомить обучающихся с новым мировоззрением эпохи Возрождения (гуманизм). Наглядно показать, как изменяются средства выразительности с изменением задач, стоящих перед искусством. Сопоставить искусство эпохи Возрождения с античным искусством и искусством средневековья. Познакомить с творчеством самых известных мастеров эпохи. Закрепить в практических работах.
По окончании 5 класса обучающиеся должны:
уметь различать памятники романские и готические;
иметь понятие о синтезе искусств;
знать основные произведения великих мастеров эпохи Возрождения;
понимать значение искусства эпохи Возрождения для дальнейшего развития искусства;
знать основные черты искусства барокко и классицизма.

Учебно-тематический план
5 класс


№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Само-стояте-льная работа
Макси-маль-ная учеб-ная нагруз-ка



Тео-рия
Прак-тика
Всего
час.



1
Раздел 6
Средневековье
6.1. Византия
Эстетика византийской культу-
ры, символика образа и цвета.
Архитектура (развитие храма, композиционные схемы).
Живопись: назначение и особенности живописи, основ-
ные законы (иконография и иерархия), виды и техники.
2

2
2
4

2
6.2. Искусство Средневеко-
вой Европы
6.2.1. Архитектура романско-
го периода.
1
1
2
2
4

3
6.2.2.Готическая архитекту-
ра. Рождение города. Собо-
ры и ратуши – новый силуэт. Крестовый свод и каркасная система (суть, рабочие элементы). Готика во Франции, Германии, Италии и Англии.
1
1
2
2
4

4
6.2.3. Скульптура романско-
го периода и готики. Особенности, развитие объе-
ма и пространства. Скульпту-
ра французской и немецкой школ.
2

2
2
4

5
6.2.4. Живопись средневеков-
ой Европы. Росписи, витраж, миниатюра
1
1
2
2
4

6
6.2.5. Контрольная работа

2
2
2
4

7
6.2.6.Индия

1

1
1
2

8
6.2.7 Китай
1

1
1
2

9
6.2.8 Япония. Архитектура. Гравюра. Живопись и ДПИ
2

2
2
4

10
Раздел 7
Искусство Итальянского
Возрождения
7.1.1. Введение. Понятие Ренессанса. Основы Возрожде-ния. Античность и Средневековье. Новый образ героя. Проблемы: система пропорций, реальное пространство и система пря-
мой перспективы.
2

2
2
4

11
7.1.2. Скульптура и живопись Раннего Возрождения
Скульптура. Проблемы, стоящ-
ие перед скульптурой. Донател-
ло – основоположник скульпту-
ры Возрождения. Материалы.
2

2
2
4

12
7.1.3. Живопись Раннего Возрождения
Мазаччо – основоположник живописи Раннего Возрожде-
ния. Фрески Капеллы Бранкач-
чи .
Сандро Боттичелли. Стиль мастера: изысканная манера письма, символика цвета, выразительность линии, одухотворенность, чуткость образов и утонченность чувств. «Поклонение волхвов», использование 3\4 поворота в портрете - «Молодой чело-
век с медалью». Расцвет: «Весна», «Рождение Венеры», «Мадонна Магнификат»,
«Пьета».
2

2
2
4

13
7.1.6. Контрольная работа.


2
2
2
4

14
7.2. Высокое Возрождение.
7.2.1. Леонардо да Винчи. Жизнь и творчество. Разносторонность талантов. Художник и ученый. Ранн-
ий период - «Мадонна с крестоцветом», Флоренция. Милан – расцвет творчества, самый плодотворный и продолжительный период. «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», женские портреты. Поздний период – странст-
вия. «Джоконда».
1

1
1
2

15
7.2.2. Рафаэль Санти. Образ художника. Направления деятельности. Ранний пери-
од: романтичность и лиризм сюжетов и образов. «Сон рыцаря», «Св. Георгий», «Мадонна Конестабиле». Флоренция – рождение сла-
вы живописца мадонн; особенности композицион-
ной схемы. «Мадонна со щеглом», «Прекрасная садовница», «Мадонна в зеле-
ни». Рим. Фрески залов Ватиканского дворца. Пор-
треты. «Сикстинская мадонна». Рафаэль – архитектор.
1

1
1
2

16
7.2.З. Микеланджело Буорнарроти. Воплощение титанизма. Жизнь и творчес-
тво. Юность и работа во Флоренции. Мрамор. «Давид». Рим. Росписи потолка Сикстинской капеллы: грандиозность и мощность героев. Скульптура гробницы Юлия П. Поздний период:
иные черты героя, иная манне-
ра мастера. «Пьета Ронданини». Микеландже-
ло – архитектор. Поэзия.
1

1
1
2

17
7.2.4. Контрольная работа.

2
2
2
4


7.3. Венецианская школа. Особенности венецианского Возрождения. Джорджоне. Тициан.
Позднее Возрождение. Веро-
незе. Тинторетто.
2

2
2
4

18
7.4. Письменная работа по репродукциям

2
2
2
4


Всего:
22
11
33
33
66



























Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства»
6 класс

В шестом классе обучающиеся изучают искусство 17-18 века. Больше внимания уделяется таким формам работы на уроке, как беседа, дискуссия, решение проблемных вопросов. Обучающиеся должны уметь мыслить аналитически, путем сравнения находить общие и отличительные черты. Необходимо сформировать четкое представление о том, что средства выразительности каждой эпохи тесно связаны с задачами искусства. Обучающиеся должны осознавать ценность и самодостаточность каждой культурной эпохи и видеть закономерную последовательность в развитии искусства. В шестом классе важно показать отличие языческой религии от христианства, в доступной форме объяснить основные постулаты новой рели-гии и примерами искусства проиллюстрировать тесную связь средневекового искусства с христианством. Выделить основные черты искусства Византии, романского, готического и древнерусского искусства. Закрепить их в практических заданиях.
Познакомить обучающихся с новым мировоззрением эпохи Возрождения (гуманизм). Наглядно показать, как изменяются средства выразительности с изменением задач, стоящих перед искусством. Сопоставить искусство эпохи Возрождения с античным искусством и искусством средневековья. Познакомить с творчеством самых известных мастеров эпохи. Показать отличия Флорентийского Возрождения от Венецианского и Северного. Закрепить в практических работах.
Охарактеризовать искусство 17-18 века, когда усиливается процесс отделения искусства от церкви - развитие светских жанров в искусстве. Формирование национальных, художественных школ. Возникновение новых стилей: барокко и классицизм. Закрепление материала в практических заданиях.
Предполагается работа по созданию копий обучающимися с картин мастеров 17 -18 века.
По окончании 6 класса обучающиеся должны:
уметь различать памятники Западной Европы;
иметь понятие о синтезе искусств;
знать основные произведения великих мастеров этого периода;
понимать значение искусства эпохи 17-18 века для дальнейшего развития искусства.







Учебно-тематический план
6 класс

№№
Наименование темы

Общий объем времени (в часах)



Аудиторные занятия
Само-стояте-льная работа
Макси-маль-ная учеб-ная нагруз-ка



Тео-рия
Прак-тика
Всего
час.



1
Раздел 8
Искусство Северного Возрождения
8.1. Особенности Северного Возрождения. Нидерланды
Братья Губерт и Ян ван Эйк. Гентс-
кий алтарь, портреты.
2

2
2
4

2
8.2. Роббер Кампен и искусство нидерландского интерьера.
Художники нидерландского возрождения: Петрус Кристус, Рог-
ир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Дирк Боутс, Мемлинг.
Босх.
2

2
2
4

3
8.3. Питер Брейгель Старший. Своеобразие художественного языка, живопись и графика
1

1
1
2

4
8.4. Возрождение в Германии
Альбрехт Дюрер. Живопись и графика.
1

1
1
2

5
8.5. Возрождение в Испании. Эль Гре-
ко.
1

1
1
2

6
8.6. Французское возрождение. Арх