Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся


Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся
1 класс
Диагностика №1.
«Краски»
Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностика №2.
«Фотография»
 Она проводится в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
2 класс
Диагностическая методика №1.
«Настроение»
 Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во 2 классе. Рядом с каждым предметом нарисованы три рожицы. Ученику предлагается выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги. Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов.
Диагностика №2.
«Школа будущего»
 Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком «+», что должно быть, под знаком «- » то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
3 класс
Диагностика №1.
«Ранжирование»
 Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в третьем классе, обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Диагностика №2.
«Ассоциации».
Учащимся предлагается нарисовать ассоциации на слова, предлагаемые им. Ребятам раздаются листы бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Рядом со словами ребята должны нарисовать рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова. Например, математика – 2, русский – буква и т. д.
Список слов может быть следующий:
Математика
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Физическая культура
Изобразительное искусство
Труд
Музыка
Урок
Отметка
Школа
Учитель
Класс
Друг
Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой. По результатам диагностирования их можно сопоставить с результатом учебной деятельности учащихся.
4 класс
Анкетирование
1.Тебе нравится в школе или нет?
Не нравится.
Нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?
Хочу остаться дома.
По-разному бывает.
Иду с радостью.
3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?
Не знаю.
Остался бы дома.
Пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится.
Бывает по-разному.
Нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?
Да.
Не хотел бы.
Не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?
Хотел бы.
Не хотел бы.
Не знаю.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто.
Редко.
Не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю.
Не хотел бы.
Хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
Мало.
Много.
Нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся.
Не очень.
Не нравятся.
Обработка результатов.
За положительное отношение к учебе – 3 балла.
За выбор нейтрального ответа – 1 балл.
За отрицательный ответ – 0 баллов.
25-30 баллов – высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
15-19 баллов – положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Менее 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.
Диагностика для изучения детского коллектива
1-й класс
Диагностическая методика №1.
«Урок физкультуры».
Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:
Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.
 
Диагностическая методика № 2.
«Солнце, тучка, дождик»
 Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
      В классе мне –
     С друзьями мне –      Дома мне –
 
2-й класс.
Диагностическая методика № 1.
«Пьедестал»
           Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой в жизни класса.
           Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика №2.
«Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
 
3-й класс.
Диагностическая методика № 1.
«Круги на воде»
 Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.
Диагностическая методика №2.
«Мультфильм о нашем классе»
Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.
1.      Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2.      Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
3.      Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)
4.      Какие проблемы поднимает мультфильм.
4 класс
Диагностическая методика №1.
«Самые памятные события из жизни моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называются учениками памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим товарищам.
Диагностическая методика №2.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это…
Ребята, с которыми я не дружу в классе, это…
Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это…
Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это…
Ребята, с которыми мне хотелось бы дружить в классе, это…
Ребята, без которых мне было бы трудно, это…
Опросник «Мой класс»
Дети отвечают на вопросы словами «да», «нет», «не знаю».
Ребятам нравится учиться в нашем классе.
Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
В нашем классе каждый ученик — мой друг.
Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
Многие дети в нашем классе любят драться.
Все ученики в нашем классе — друзья.
Некоторые ученики не любят свой класс.
Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
Наш класс веселый.
Дети в нашем классе много ссорятся.
Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.
Анкета
Цель: выявить характер отношений между учениками.
Доволен ли ты своими отношениями с одноклассниками?
Да, доволен.
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Нет, не доволен.
Твои отношения с одноклассниками?
Дружеские.
Ровные, нормальные.
Равнодушные.
Враждебные, конфликтные.
Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
Что не нравится?
Охотно ли ты ходишь в школу?
Всегда.
Не всегда.
Иногда.
Редко.
Никогда.
Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
Всегда.
Иногда.
Редко.
Никогда.
Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?
Да.
Нет.
Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?
Да.
Нет.
Каким ты считаешь свой класс?
Дружным.
Не очень дружным.
Совсем недружным.
Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал еще дружнее?
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся 1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться;
я люблю мечтать;
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
мне нравится выполнять домашние задания;
я стремлюсь получить хорошие отметки.
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
я стараюсь в учебе;
я внимателен;
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу;
мне нравится дежурство в школе.
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
к земле;
к растениям;
к животным;
к природе. 4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
я выполняю правила для учащихся;
я добр в отношениях с людьми;
я участвую в делах класса и школы. 5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен в делах;
я опрятен в одежде;
мне нравится все красивое вокруг меня;
я вежлив в отношениях с людьми. 6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
я самоуправляю собой;
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
у меня нет вредных привычек. Оценивание проводится в 5-балльной системе:
5 — это есть всегда
4 – часто
3- редко
2 - никогда
1 - у меня другая позиция
 По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
 Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся 3 – 4 классов (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учит ель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться;
я всегда выполняю домашнее задание;
я люблю читать;
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
я стремлюсь получать хорошие отметки.
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
я стараюсь в учебе;
я внимателен;
я самостоятелен;
я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;
мне нравится самообслуживание в школе и дома. 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
я берегу землю;
я берегу растения;
я берегу животных;
я берегу природу
4. Я И ШКОЛА:
я выполняю правила для учащихся;
я выполняю правила внутришкольной жизни;
я участвую в делах класса и школы;
я добр в отношениях с людьми;
я справедлив в отношениях с людьми. 5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен и опрятен;
я соблюдаю культуру поведения;
я забочусь о здоровье;
я умею правильно распределять время учебы и отдыха;
у меня нет вредных привычек. Оценивание проводится по 5-балльной системе:
5 - это есть всегда
4- часто
3-редко
2 — никогда
1 - у меня другая позиция
 По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
 Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Анкета
Классный руководитель глазами воспитанников
1.С каким настроением ты идешь в школу?
С радостью
С привычным равнодушием
С предчувствием неприятности
Скорее бы это все кончилось.
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?
Часто
Редко
Никогда
3. Если бывают, то от кого они исходят?
От учителей предметников
От классного руководителя
От учеников вашего класса
4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?
Часто
Редко
Никогда
5. Какую роль выполняет в классе твой классный руководитель?
Контроль за успеваемостью и дисциплиной
Вторая мама
Организатор досуга
Помощник ребят в трудных делах
Старший товарищ
Другое
6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
Хвалить
Подбадривать
Делать замечания
Ругать
Жаловаться родителям
Забота
другое7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?
8. Что тебе хотелось бы от него перенять?
Великодушный характер
Манеру поведения
Умение всегда хорошо выглядеть
Разносторонние знания
Другое
9. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?
10. Ты считаешь, что твой класс
Сплочен и дружен
Разбит на группы
Каждый живет сам по себе
11. Какие внеклассные мероприятия тебе нравятся?
12. Что ты знаешь о своем классном руководителе? (хобби, увлечения, мечты)
13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
Анкета для родителей
Удовлетворенность родителей воспитательным процессом
Удовлетворял ли психологический климат взаимоотношений
с педагогами
со сверстниками ребенка
Находите ли вы понимание в решении вопросов обучения, воспитания с педагогом?
Решало ли учреждение дополнительного образования вопрос сохранения здоровья ребенка
предостережение от вредных привычек
Были ли ошибки педагога в вопросах воспитания вашего ребенка?
Помогали ли родительские собрания решать проблему воспитания детей?
Удовлетворяли ли вас внеклассные мероприятия?
Можно ли классного педагога назвать воспитателями детей?
Много ли помогали вы школе, классу в вопросах воспитания?
Анкета для родителей в конце учебного года
Удовлетворенность работой школы
Баллы, начисляемые за ответы: 2 1 0
1. Удовлетворены ли Вы тем, в какой школе учится Ваш ребенок? да, вполне удовлетворенынет, не удовлетворены
2. Удовлетворены ли Вы тем, как учат в этой школе? да, вполне удовлетворены частично нет, не удовлетворены
3. Есть ли в школе атмосфера доброжелательного отношения к детям со стороны учителей, персонала, администрации? да, есть в чем-то есть, в чем-то нет нет4. Спокойны ли Вы за своего ребенка (его безопасность), когда он в школе? дане вполне и не всегда нет5. Как Вы считаете, есть ли в школе порядок? да, есть есть, но хотелось бы больше нет порядка
6. С удовольствием ли Ваш ребенок ходит в школу? дакогда как нет7. В какой степени, на Ваш взгляд, влияет директор на то, что происходит в школе? влияет определяющим образом влияет только частично не влияет
8. Работает ли школа и ее администрация в контакте с Вами – родителями учащихся? даработает, но недостаточно нет9. Как часто Вам приходится посещать школу (помимо родительских собраний в классе, где учится ребенок)? довольно часто посещаю только родительские собрания почти никогда
10. Удовлетворяет ли Вас то, как заботится школа о здоровье вашего ребенка? даудовлетворяет, но только частично нет11. Как Вы могли бы оценить санитарное состояние школьных помещений? как хорошее как удовлетворительное Как неудовлетворительное
Инструкция. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся школы, в которой учится Ваш ребенок, и ее директора. Ваши мнения и оценки помогут более правильной (объективной) оценке работы школы и деятельности ее директора.
Приложения
к программе «Вместе весело шагать»
Приложение №1 
Уровень культуры учащихся 1-4 классов
Показатели
воспитанностиПризнаки проявления разных уровней воспитанности.
4-высокий 3-средний 2-низкий 1-очень
низкийГуманность
Пресекает грубость, не добрые отношения к людям, заботится об окружающих Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива Недоброжелателен, груб
Любознательность
Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе Не осознает знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет
Трудолюбие
Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезные труд в школке и за ее пределами. Осознает личную и общественную значимость труда, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за ее проявляет. Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования
Целеустремленность
Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии. Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет. Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи. Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.
Культурный
уровеньМного читает.
Охотно посещает культурные центры. Проявляют интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к культурной жизни. Любит читать.
Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется литературой и искусством только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни. Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию старших, родителей. Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству.
Требовательность к
себе, стремление к
самосовершенствованиюОбъективно
Оценивает
Свои познавательные
Возможности и
Черты характера, настойчиво работает над собой. Объективно
Оценивает свои познавательные
Возможности и
Черты характера, работает над собой недостаточно. Не самокритичен
Самооценка
Завышена, работа над собой не умеет и нуждается в
Постоянной стимуляции
Со стороны товарищей и
Педагогов. Не
Самокритичен
И не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера.
Приложение № 2  
Сводный лист данных изучения уровня культуры
учащихся_______ класса
№ Фамилия, имя Любознательность Трудолюбие Гуманность Целеустремленность Требовательность к себе Культурный уровень Уровень воспитанности
1 2 3 4 5 6 При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей:
5-ярко проявляется
4-проявляется
3- слабо проявляется
2-не проявляется
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое
5-4,5 балла – высокий уровень
4,5-3,9 балла – хороший уровень
3,8-2,9 балла – средний уровень
2,8-2 балла – низкий уровень
В классе ________ учеников
__________высокий уровень
__________хороший уровень
__________средний уровень
__________низкий уровень
Приложение №
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯСАМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
(методика М. И. Рожкова)
Цель:определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения.Каждый ребёнок заполняет бланк со следующими цифровыми
кодами и предложениями.
4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего
класса работал лучше.
4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.
4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе .4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы класса , в определении
ближайших задач.
4 3 2 1 0 5. Считаю, что мой класс способен к дружным самостоятельным
действиям.
4 3 2 1 0 6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно
распределяются между ребятами.
4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди
всех членов коллектива
4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашего класса хорошо и самостоятельно
справляется со своими обязанностями.
4 3 2 1 0 9. Считаю, что ребята нашей группе добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения принятые собранием или активом группы.
4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий.
4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы
4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами
4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь друг другу, в разрешении трудностей
4 3 2 1 0 20. Считаю, что ребята, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
4 3 2 1 0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива.
4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов.
4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях.
4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да»,
0 – «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учеников в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4);
2) организованность группового коллектива (5–8),
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12),
4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16),
5) отношения класса с другими общностями(17–20),
6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива школы (21–24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.
Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся
1 класс
Диагностика №1.
«Краски»
Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностика №2.
«Фотография»
 Она проводится в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
2 класс
Диагностическая методика №1.
«Настроение»
 Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во 2 классе. Рядом с каждым предметом нарисованы три рожицы. Ученику предлагается выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги. Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов.
Диагностика №2.
«Школа будущего»
 Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком «+», что должно быть, под знаком «- » то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
3 класс
Диагностика №1.
«Ранжирование»
 Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в третьем классе, обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Диагностика №2.
«Ассоциации».
Учащимся предлагается нарисовать ассоциации на слова, предлагаемые им. Ребятам раздаются листы бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Рядом со словами ребята должны нарисовать рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова. Например, математика – 2, русский – буква и т. д.
Список слов может быть следующий:
Математика
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Физическая культура
Изобразительное искусство
Труд
Музыка
Урок
Отметка
Школа
Учитель
Класс
Друг
Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой. По результатам диагностирования их можно сопоставить с результатом учебной деятельности учащихся.
4 класс
Анкетирование
1.Тебе нравится в школе или нет?
Не нравится.
Нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?
Хочу остаться дома.
По-разному бывает.
Иду с радостью.
3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?
Не знаю.
Остался бы дома.
Пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится.
Бывает по-разному.
Нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?
Да.
Не хотел бы.
Не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?
Хотел бы.
Не хотел бы.
Не знаю.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто.
Редко.
Не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю.
Не хотел бы.
Хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
Мало.
Много.
Нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся.
Не очень.
Не нравятся.
Обработка результатов.
За положительное отношение к учебе – 3 балла.
За выбор нейтрального ответа – 1 балл.
За отрицательный ответ – 0 баллов.
25-30 баллов – высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
15-19 баллов – положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Менее 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.
Диагностика для изучения детского коллектива
1-й класс
Диагностическая методика №1.
«Урок физкультуры».
Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:
Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.
 
Диагностическая методика № 2.
«Солнце, тучка, дождик»
 Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
      В классе мне –
     С друзьями мне –      Дома мне –
 
2-й класс.
Диагностическая методика № 1.
«Пьедестал»
           Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой в жизни класса.
           Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика №2.
«Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
 
3-й класс.
Диагностическая методика № 1.
«Круги на воде»
 Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.
Диагностическая методика №2.
«Мультфильм о нашем классе»
Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.
1.      Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2.      Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
3.      Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)
4.      Какие проблемы поднимает мультфильм.
4 класс
Диагностическая методика №1.
«Самые памятные события из жизни моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называются учениками памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим товарищам.
Диагностическая методика №2.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это…
Ребята, с которыми я не дружу в классе, это…
Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это…
Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это…
Ребята, с которыми мне хотелось бы дружить в классе, это…
Ребята, без которых мне было бы трудно, это…
 
Опросник «Мой класс»
Дети отвечают на вопросы словами «да», «нет», «не знаю».
Ребятам нравится учиться в нашем классе.
Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
В нашем классе каждый ученик — мой друг.
Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
Многие дети в нашем классе любят драться.
Все ученики в нашем классе — друзья.
Некоторые ученики не любят свой класс.
Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
Наш класс веселый.
Дети в нашем классе много ссорятся.
Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.
Анкета
Цель: выявить характер отношений между учениками.
Доволен ли ты своими отношениями с одноклассниками?
Да, доволен.
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Нет, не доволен.
Твои отношения с одноклассниками?
Дружеские.
Ровные, нормальные.
Равнодушные.
Враждебные, конфликтные.
Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
Что не нравится?
Охотно ли ты ходишь в школу?
Всегда.
Не всегда.
Иногда.
Редко.
Никогда.
Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
Всегда.
Иногда.
Редко.
Никогда.
Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?
Да.
Нет.
Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?
Да.
Нет.
Каким ты считаешь свой класс?
Дружным.
Не очень дружным.
Совсем недружным.
Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал еще дружнее?
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся 1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться;
я люблю мечтать;
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
мне нравится выполнять домашние задания;
я стремлюсь получить хорошие отметки.
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
я стараюсь в учебе;
я внимателен;
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу;
мне нравится дежурство в школе.
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
к земле;
к растениям;
к животным;
к природе. 4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
я выполняю правила для учащихся;
я добр в отношениях с людьми;
я участвую в делах класса и школы. 5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен в делах;
я опрятен в одежде;
мне нравится все красивое вокруг меня;
я вежлив в отношениях с людьми. 6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
я самоуправляю собой;
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
у меня нет вредных привычек.  
Оценивание проводится в 5-балльной системе:
5 — это есть всегда
4 – часто
3- редко
2 - никогда
1 - у меня другая позиция
 По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
 Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся 3 – 4 классов (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учит ель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться;
я всегда выполняю домашнее задание;
я люблю читать;
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
я стремлюсь получать хорошие отметки.
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
я стараюсь в учебе;
я внимателен;
я самостоятелен;
я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;
мне нравится самообслуживание в школе и дома. 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
я берегу землю;
я берегу растения;
я берегу животных;
я берегу природу
4. Я И ШКОЛА:
я выполняю правила для учащихся;
я выполняю правила внутришкольной жизни;
я участвую в делах класса и школы;
я добр в отношениях с людьми;
я справедлив в отношениях с людьми. 5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен и опрятен;
я соблюдаю культуру поведения;
я забочусь о здоровье;
я умею правильно распределять время учебы и отдыха;
у меня нет вредных привычек.  Оценивание проводится по 5-балльной системе:
5 - это есть всегда
4- часто
3-редко
2 — никогда
1 - у меня другая позиция
 По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
 Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Анкета
Классный руководитель глазами воспитанников
1.С каким настроением ты идешь в школу?
С радостью
С привычным равнодушием
С предчувствием неприятности
Скорее бы это все кончилось.
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?
Часто
Редко
Никогда
3. Если бывают, то от кого они исходят?
От учителей предметников
От классного руководителя
От учеников вашего класса
4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?
Часто
Редко
Никогда
5. Какую роль выполняет в классе твой классный руководитель?
Контроль за успеваемостью и дисциплиной
Вторая мама
Организатор досуга
Помощник ребят в трудных делах
Старший товарищ
Другое
6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
Хвалить
Подбадривать
Делать замечания
Ругать
Жаловаться родителям
Забота
другое7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?
8. Что тебе хотелось бы от него перенять?
Великодушный характер
Манеру поведения
Умение всегда хорошо выглядеть
Разносторонние знания
Другое
9. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?
10. Ты считаешь, что твой класс
Сплочен и дружен
Разбит на группы
Каждый живет сам по себе
11. Какие внеклассные мероприятия тебе нравятся?
12. Что ты знаешь о своем классном руководителе? (хобби, увлечения, мечты)
13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
Анкета для родителей
Удовлетворенность родителей воспитательным процессом
Удовлетворял ли психологический климат взаимоотношений
с педагогами
со сверстниками ребенка
Находите ли вы понимание в решении вопросов обучения, воспитания с педагогом?
Решало ли учреждение дополнительного образования вопрос сохранения здоровья ребенка
предостережение от вредных привычек
Были ли ошибки педагога в вопросах воспитания вашего ребенка?
Помогали ли родительские собрания решать проблему воспитания детей?
Удовлетворяли ли вас внеклассные мероприятия?
Можно ли классного педагога назвать воспитателями детей?
Много ли помогали вы школе, классу в вопросах воспитания?
Анкета для родителей в конце учебного года
Удовлетворенность работой школы
Баллы, начисляемые за ответы: 2 1 0
1. Удовлетворены ли Вы тем, в какой школе учится Ваш ребенок? да, вполне удовлетворенынет, не удовлетворены
2. Удовлетворены ли Вы тем, как учат в этой школе? да, вполне удовлетворены частично нет, не удовлетворены
3. Есть ли в школе атмосфера доброжелательного отношения к детям со стороны учителей, персонала, администрации? да, есть в чем-то есть, в чем-то нет нет4. Спокойны ли Вы за своего ребенка (его безопасность), когда он в школе? дане вполне и не всегда нет5. Как Вы считаете, есть ли в школе порядок? да, есть есть, но хотелось бы больше нет порядка
6. С удовольствием ли Ваш ребенок ходит в школу? дакогда как нет7. В какой степени, на Ваш взгляд, влияет директор на то, что происходит в школе? влияет определяющим образом влияет только частично не влияет
8. Работает ли школа и ее администрация в контакте с Вами – родителями учащихся? даработает, но недостаточно нет9. Как часто Вам приходится посещать школу (помимо родительских собраний в классе, где учится ребенок)? довольно часто посещаю только родительские собрания почти никогда
10. Удовлетворяет ли Вас то, как заботится школа о здоровье вашего ребенка? даудовлетворяет, но только частично нет11. Как Вы могли бы оценить санитарное состояние школьных помещений? как хорошее как удовлетворительное Как неудовлетворительное
Инструкция. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся школы, в которой учится Ваш ребенок, и ее директора. Ваши мнения и оценки помогут более правильной (объективной) оценке работы школы и деятельности ее директора.
Приложения
к программе «Вместе весело шагать»
Приложение №1 
Уровень культуры учащихся 1-4 классов
Показатели
воспитанностиПризнаки проявления разных уровней воспитанности.
4-высокий 3-средний 2-низкий 1-очень
низкийГуманность
Пресекает грубость, не добрые отношения к людям, заботится об окружающих Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива Недоброжелателен, груб
Любознательность
Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе Не осознает знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет
Трудолюбие
Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезные труд в школке и за ее пределами. Осознает личную и общественную значимость труда, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за ее проявляет. Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования
Целеустремленность
Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии. Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет. Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи. Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.
Культурный
уровеньМного читает.
Охотно посещает культурные центры. Проявляют интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к культурной жизни. Любит читать.
Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется литературой и искусством только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни. Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию старших, родителей. Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству.
Требовательность к
себе, стремление к
самосовершенствованиюОбъективно
Оценивает
Свои познавательные
Возможности и
Черты характера, настойчиво работает над собой. Объективно
Оценивает свои познавательные
Возможности и
Черты характера, работает над собой недостаточно. Не самокритичен
Самооценка
Завышена, работа над собой не умеет и нуждается в
Постоянной стимуляции
Со стороны товарищей и
Педагогов. Не
Самокритичен
И не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера.
Приложение № 2  
Сводный лист данных изучения уровня культуры
учащихся_______ класса
№ Фамилия, имя Любознательность Трудолюбие Гуманность Целеустремленность Требовательность к себе Культурный уровень Уровень воспитанности
1 2 3 4 5 6 При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей:
5-ярко проявляется
4-проявляется
3- слабо проявляется
2-не проявляется
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое
5-4,5 балла – высокий уровень
4,5-3,9 балла – хороший уровень
3,8-2,9 балла – средний уровень
2,8-2 балла – низкий уровень
В классе ________ учеников
__________высокий уровень
__________хороший уровень
__________средний уровень
__________низкий уровень
Приложение № 3
Приложение № 4
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯСАМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
(методика М. И. Рожкова)
Цель:определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения.Каждый ребёнок заполняет бланк со следующими цифровыми
кодами и предложениями.
4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего
класса работал лучше.
4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.
4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе .4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы класса , в определении
ближайших задач.
4 3 2 1 0 5. Считаю, что мой класс способен к дружным самостоятельным
действиям.
4 3 2 1 0 6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно
распределяются между ребятами.
4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди
всех членов коллектива
4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашего класса хорошо и самостоятельно
справляется со своими обязанностями.
4 3 2 1 0 9. Считаю, что ребята нашей группе добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения принятые собранием или активом группы.
4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий.
4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы
4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами
4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь друг другу, в разрешении трудностей
4 3 2 1 0 20. Считаю, что ребята, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
4 3 2 1 0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива.
4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов.
4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях.
4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да»,
0 – «Нет».
Обработка результатов.При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учеников в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4);
2) организованность группового коллектива (5–8),
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12),
4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16),
5) отношения класса с другими общностями(17–20),
6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива школы (21–24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.