Статья Некоторые аспекты физиологического воздействия музыки на человека


УДК 78.06
А.А. Клипикова
Нижневартовский государственный университет
г. Нижневартовск
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА
«Все мелодии возникают, рождаясь в сердце человека, а движения человеческого сердца порождаются внешними предметами окружающего мира»[2, c.7]
Взаимодействие человека и музыки можно рассматривать многоаспектно и с позиций разнообразных наук: психологии, психотерапии, физиологии, эстетики, этики, культурологии, теории музыки и др. Музыка выступает внешней причиной внутренних психологических переживаний, её можно сравнить с «каналом связи» между духовным опытом человечества и внутренним миром человека.
Звук сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Звуки – это то, что слышит наше ухо. Они могут исходить от щебетания птиц, раскатов грома, шума леса и т.д. Как только мы слышим любой звук, то сразу же пытаемся понять, как он дошёл до нас, из какого источника. Безусловно, звук доносится по воздуху, который распределяет ухо и распространяется в виде волны в жидкой и твёрдой среде и воспринимается человеческим ухом. При определённых частотах колебаний в волне создаётся ощущения звука. Огромное значение в мире звукотерапии играет тот факт, что человеческое тело – это сложная, вибрирующая система, которая резонирует таким же образом, реагируя на все виды частот [3, с. 26]. Орган слуха человека воспринимает волны, в которых колебания совершаются с частотами от 20 до 20000 Герц. Наиболее низший из слышимых человеком музыкальных звуков имеет частоту 16 колебаний в минуту. Ярким примером является такой музыкальный инструмент, как орган. Однако применяется редко, т.к. чрезвычайно басовит. Зато 27 колебаний в секунду – звук абсолютно понятен для нашего уха. Нажав на крайнюю левую клавишу рояля, услышать его можно. 80 колебаний в секунду – общепринятая нижняя нота мужского баса и многих других инструментов. Удваиваем число колебаний (повысив звук на октаву), приходим к звуку, доступному виолончели и альту. Здесь прекрасно себя чувствуют мужские голоса, такие, как баритоны, басы и тенора, а также женские контральто.
Октавой вверх и мы в той части диапазона, где работают практически все человеческие голова и музыкальные инструменты. Известно, что как раз в этом участке акустика закрепила всеобщий эталон высоты тона: 400 колебаний в секунду – нота «Ля» первой октавы. Вплоть до 1000-1200 колебаний в секунду звуковой диапазон полон музыкой и эти звуки самые слышимые. Звуки выше 2500-3000 колебаний в секунду в качестве самостоятельных музыкальных тонов не используются. Они слишком резки и пронзительны.
Звуки даже одного тона могут быть разной громкости. Эта характеристика звука связана с энергией колебаний. Например, звук шороха листьев оценивается в 10 децибел, шёпота – 20 децибел, уличного шума – 70 децибел. Шум громкостью 130 децибел ощущается кожей и вызывает ощущение боли. Городской шум (более 80 децибел) может причинять непоправимый вред здоровью человека. 150 децибел – это смертельная доза. Таким образом, звук может убивать! Сотрясение звуковой среды с силой в 190 децибел вырывает из конструкций стальные заклепки [6, c. 495].
В современном мире существуют исследования, доказывающие, что постоянный городской шум является причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и уступает только курению.
Из многих достоинств, которыми обладала музыка, на первое место была поставлена ее способность быть средством воспитания добродетельного, мужественного, мудрого и уравновешенного человека-гражданина. Во всём комплексе свойств музыкального сочинения решающую роль, по мнению Платона, приобретает лад, в котором сочинение написано [1, с.16].
Теории древних философов, также, как и достижения современной науки, убедительно доказывают, что отрасль музыкальной терапии должна обратиться к глубинным знаниям о человеке, как энергетической сущности во всей Вселенной. На таком сочетании древних знаний и современных научных исследований построены современные модели музыкальной терапии. Обратимся к наиболее известным из них. Метод «голотропного (холотропного) дыхания» Станислава и Кристины Гроф (США), трансперсональных психологов, является плодом многолетних исследований. Этот метод фундаментируется на том, что сознание человека причастно к широкому вселенскому полю космического сознания, пронизывает все существующее и является его частью.
Термин «голотропный» означает «стремящийся к целостности». Метод заключается в перенасыщении мозга кислородом благодаря интенсивному дыханию со специальным звуковым сопровождением, в результате чего происходит погружение в трансперсональные слои психики – в «личное бессознательное», куда вытесняются тревоги и переживания человека, и «коллективное бессознательное», что называют «памятью рода». При этом музыка может управлять дыханием во время пребывания в измененных состояниях сознания.
Образцами для С. Грофа стали тибетское и индуистское пение, особенно искусство нада – йоги, которое является способом соединения через звук. Таким образом, можно не только вводить человека в транс, но и осуществлять другие влияния на сознание. Важно, чтобы человек полностью подчинился звуковому потоку, позволил ему резонировать во всём теле и спонтанно реагировать на него. В свою очередь музыка должна быть технически качественная и иметь достаточную громкость [4, c.39].
Методика Ирины Мельник и Евгения Гаврилина (Москва – Харьков), которую авторы – психологи называют «Синергетической интерактивной музыкотерапией» (СИМ) – яркий пример обновления традиционных для ХХ века методов психоэмоционального воздействия на личность. Метод И. Мельник – Е. Гаврилина в 1990–х гг. состоял в направленной регуляции психоэмоционального состояния человека путем компьютеризированной «настройки» в заданном направлении с помощью музыко-цвето-терапевтических программ. В конце 1990–х гг. И. Мельник дополнила этот метод «синергетическим способом интерпретации и исполнения музыки». «Синергетическая музыка» представлена аудио-визуальными программами «живой фортепианной музыки», которые включают произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа, П. Чайковского, К. Дебюсси,К. Сен-Санса и других композиторов.
Такие программы построены на одновременные действия триединства ощущений: слуховых, зрительных и кинестетических. Психофизиологической основой такого синтеза является единство левого и правого полушарий мозга человека. Синергетическое межполушарное взаимодействие мозга может инициироваться новейшими психотехнологиями, в основе которых синергия искусств (синестетика), наукоемкие технологии (мультимедиа), духовные практики (инициация). Примером такой технологии является компьютеризированная психотерапия и ее важнейший компонент -синергитическая интерактивная музыкотерапия (Центр комплементарной психологии и Личностно–ориентированной компьютеризированной психотерапии Ирины Мирошник и Евгения Гаврилина, Москва – Харьков) [7, c.57].
О воздействии музыки на человека показывает и следующий пример. Сотрудник университета Бен-Гуриона обследовал 28 студентов с более чем семилетним стажем вождения. Им было предложено совершить виртуальную поездку по улицам Чикаго под разную музыку - от спокойных баллад, до быстрой танцевальной, или в полной тишине. Темп менялся от 60 до 120 и более тактов в минуту. Любая пьеса звучала достаточно громко для усиления эффекта воздействия. Результаты эксперимента свидетельствуют, что по мере увеличения темпа вождение становится все более и более рискованным: машина чаще проскакивает на красный свет, случаются дорожные происшествия. При прослушивании "быстрой" музыки вероятность таких инцидентов почти в два раза больше, чем при полной тишине во время виртуальной поездки. Происшествия случаются также примерно в два раза чаще у тех, кто едет под "быструю" музыку, чем у тех, кто едет под "среднюю" и "медленную". Наблюдения за сердечным ритмом испытуемых показали, что любители водить машину под музыку более рассеянны и не реагируют на опасность.
В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа «сваренным» всмятку). Одна из разновидностей рок-музыки «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнабельному.
Современная наука все больше внимания уделяет явлению вибраций как основе Вселенной. То же явление вибрации есть и в основе музыкального звука. На современном этапе наука близко подошла к пониманию процесса вибрации клеточных структур организма человека. Согласно предположениям учёных, вибрация клеточных структур осуществляется с частотой сотни тысяч колебаний в секунду. Это означает, организм человека в совокупности представляется биологическим гармоничным «клеточным хором». Вопрос в том, как гармонично «вибрирует» тот или иной человек и как в этом случае вибрации музыкального звука влияют на уровень вибрации организма человека [5, c. 122].
Таким образом, разные люди реагируют на музыкальные звуки по-разному. Музыка не только способна во многих случаях быть сильным конкурентом лекарственным препаратам, порой ее исцеляющее воздействие более эффективно. И что особенно приятно – для лечения музыкой совершенно не важно, обладаете ли вы музыкальным слухом, любите ли вы музыку или равнодушны к ней. Воздействие происходит независимо от ваших вкусов и пристрастий. Поэтому, несмотря на то, что звук — это физическое явление, он оказывает определенное влияние на человека. Звуки могут и лечить человека и калечить, поэтому относиться к ним нужно всегда внимательно!
Литература
Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.
Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу «Основы теоретического музыкознания»: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музык. образование» / М.Ф. Бонфельд. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.
Голдман Джонатан. Семь секретов исцеления звуком / Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2010.
Гроф К., Гроф С. Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии. М., Ганга, 2013.
Шушарджан С. В. Руководство по музыкальной терапии. М., «Медицина», 2005.
Клюкин И. И. Удивительный мир звука. Л.:1978.
Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М. «Антидор», 1998г.