Статья «Некоторые аспекты совместного воспитательного воздействия школы, общественности и семьи на ребенка в условиях гуманизации образования»

«Некоторые аспекты совместного воспитательного
воздействия школы, общественности и семьи на ребенка
в условиях гуманизации образования»

В условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности воспитательная работа с семьей приобретает новое содержание. Ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в условиях демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Однако не каждый родитель это понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в полной мере. Причин тому много, но одна из них-отсутствие системы работы образовательных учреждений с семьями.
Школа призвана обеспечить единство педагогов, родителей и общественности, она обязана помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.
Семья полноценно выполняет свои функции воспитания лишь в том случае, если она будет представлять собой коллектив единомышленников, если будет действовать согласованно со школой в решении общих воспитательных задач, если и школа, и семья, и общественность будут стремиться к постоянному совершенствованию личности ребенка, учитывать и развивать способности и индивидуальные особенности детей.
В решении этих задач МОУ «ТСШ №11» использует различные средства, способствующие осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы- физической, интеллектуальной, нравственной, творческой. Это необходимо для самостоятельного и успешного продвижения в образовании, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. И начинается все с вопроса школьника: «Кем быть? Каким быть именно мне?» Совместное обсуждение этих вопросов с
педагогом и в семье порождает и другой самостоятельный вопрос: «Как жить?»
В школе организуются специальные консультации, помогающие школьнику выстроить индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок. Школьник с помощью педагога находит адекватный для себя способ реакции на удачи и неудачи, определяет подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, характер отношений с людьми.
Задача родителей в этом плане - постоянное побуждение подростка к самопознанию на основе его самоотдачи другим людям. Скоординированные действия школы и семьи помогут сочетанию жизни ребенка и педагогических воздействий на него.
Для решения этих задач МОУ «ТСШ №11» на первый план выдвигает педагогический всеобуч родителей (в любых его формах: педагогический ликбез, родительский лекторий, семейный клуб, конференции, диспуты и т.д.), который решает, прежде всего, следующие задачи:
1. Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
2. Сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации
3. Выработать способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценки ее результатов.
Усилия школы, семьи и общественности направлены на создание условий для целенаправленного, систематического развития личности ребенка. Наша основная забота - поддержка самобытных черт характера, воспитание гуманистически ориентированной личности- человечной, нравственной, милосердной.
Среди основополагающих идей, наиболее продуктивно «работающих» на совершенствование воспитания в условиях гуманизации образования, можно перечислить следующие:
-воспитание трудолюбия, последовательное включение ребенка в комплекс необходимых взрослому человеку видов трудовой деятельности, более раннее, чем сейчас, приобщение к общественно значимому труду (от трудовых десантов»; акций «Чистый город», «Посади свое дерево» до реализации собственных проектов);
-забота школы, родителей и общественности о физическом развитии детей, о формировании здорового образа жизни (школьный День здоровья, городские и республиканские акции «За здоровый образ жизни», сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования, сотрудников ИДН, педагогов, медицинских учреждений);
-выполнение и раскрытие воспитательно-трудовой основы традиций каждой семьи, пробуждение исторической памяти детей, формирование у них уважительного отношения к своей «малой родине», формирование у детей «чувства дома», «духа семьи», привязанности к родному дому, стремление к семейному общению, к совместным делам с родителями (классные часы «Обычаи и традиции моей семьи»; «семейные гостиные», спортивные праздники «Папа, мама, я - дружная семья», КТД с привлечением родительской общественности);
-развитие творчества детей, включение в активные трудовые, празднично - ритуальные, культурно-досуговые дела, в национальные виды искусства и спорта, воспитание доброты, милосердия, заботы о людях, о природе, об окружающей среде (большую роль в нашей школе, школе поликультурного направления, играет включение в программу этнокультурного компонента; традиционное проведение русских народных праздников, связанных с календарно-образовательными обычаями русского народа);
-общение ребенка с младшими детьми, как средство активного самоутверждения, воспитания ответственности, а также приобретения элементарных навыков педагогического общения (в школе эту задачу решает соуправление и самоуправление, которое вырастает «снизу», из интересов детей и подростков и их потребностей).
Семья, школа и общественность должны помочь ребенку научиться жить - выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять общественные процессы, себя, других, поставить себе задачу и действовать в соответствии с ней. Без этого не возможно развитие.


15