Статья на тему Некоторые аспекты полового воспитания учащихся с умственной отсталостью


Некоторые аспекты полового воспитания учащихся с умственной отсталостью.
С давних времен особенности полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.
Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая
по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Вопрос дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связан с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье, готовит к общению с людьми другого пола.
черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола
Цель полового воспитания - сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.
Задачи полового воспитания.
1.Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).
2.Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов.
3.Подготовка к будущей семейной жизни - к роли отца и матери.
4.Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знания о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).
5.Удовлетворение познавательных интересов детей.
Принципы полового воспитания:
- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и мед.работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста учащихся;
- принцип дифференцированного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
- принцип правдивости, заключающийся в достоверной информации, которую получают дети (этот и след. принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);
- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в кот. живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им)
Своеобразие полового воспитания учащихся с нарушением интеллекта
Изучение психосексуального развития учащихся с нарушением интеллекта проводилось такими учеными как Д.Н. Исаев и В.С. Каган, О. Шпек (1980, 1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей, как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола.
В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка. Влечения при этом могут быть не только усилены, но и развращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.
Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли. Многие исследователи обращают внимание на то, что дети данной категории имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены.
Также отмечается, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Таким образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии. Половое воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в данной области. В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Немалую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков. Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами. Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. Умственно отсталому подростку нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. Половое развитие умственно отсталого человека имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.
Семья или обслуживающий персонал детского дома прилагают все усилия, чтобы ограничить любые формы сексуального интереса у детей и подростков с умственной отсталостью, особенно, если они проживают совместными группами. Во многих случаях это ведет к конфликту с реальностью, потому что психическое развитие человека и осталось на уровне ребенка, а физически он или она - старше. По мере взросления человека, даже умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Умственно отсталым необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у них сексуальных чувств.
Недостаточное половое воспитание умственно отсталых приводит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкиваются с проблемами. При отсутствии полового воспитания они не способны правильно вести себя, не понимают последствий своих поступков.
Половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающемуся, хотя и на 6 лет позднее и попроще, с повторениями и без отвлеченных рассуждений. Желательно привлекать как можно раньше внимание ребенка к различию полов. Необходима система гигиенических знаний и навыков.
По данным западных ученых примерно 10% умственно отсталых могут иметь полноценный сексуальный контакт; 1% из них могут жить вместе. В основном, умственно отсталые имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, чем здоровые люди, хотя они владеют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи, ласки).
Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание учащихся с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.
Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью
Существуют различные формы коррекционной работы по половому воспитанию: классные часы, беседы, тренинги. Задача занятий — помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия.Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на след.направления:
- работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;
- работа по формированию полоролевого поведения;
- работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;
- работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.
Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений подростков определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление учащихся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, ролями мужчины и женщины в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения уч-ся к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в обществе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания уч-ся определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.
Формы реализации полового воспитания:
1. Беседы - проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.
2. Лектории («гигиена пола») - проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.
3. Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) - проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.
4. Диспуты – работа проводится классным руководителем.
5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).
6. Стенгазеты – творческая деятельность подростков.
Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом формирования полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения, т.е. на 4-5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8-10 лет. Начало любого обучения предполагает выяснение того, что дети уже умеют, знают. Их задачей является помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. На этом этапе изучают:
Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаге, прикрепленным к доске, на земле, на стене и т.д.)
Лепка фигуры из пластилина, теста.
Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из бумаги, прикреплять к фигуркам - что кому носить)
Половые органы (они есть и их надо прикрывать).
Гигиенические навыки.
Индийские педагоги предлагают девушкам - подросткам в рамках программы по самообслуживанию первичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в процессе учебно-воспитательной работы.
1.Установление различий между маленькими мальчиками и девочками.
2.Установление различий между девочкой и девушкой.
3.Установление различий между девушкой и женщиной.
В Германии разработана программа, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых.. Тема программы: «Познай собственное тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здоровья»
Важнейшими аспектами программы являются:
Изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирования.
Анатомически и функционально обусловленные различия полов.
Что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме.
Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребностей и возможностей умственно отсталых.Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых учащихся может включать примерную тематику на первом этапе:
Идентификация себя: «Какого я пола?» (по внешним признакам, изображение фигуры, прически, одежды).
Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похожи, чем отличаемся?».
Правила гигиены (с практическими упражнениями для мальчиков и девочек).
Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообразно использовать набор кукол разного пола и возраста.
Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрослыми). На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 20-30 минут, с повтором темы.
Проблемы полового воспитания умственно отсталых детей должны решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье. Начинать его нужно в возрасте 8-10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без дополнительных подробностей форме ,с многократными повтореньями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.) для возможно более полного усвоения. Должны учитываться индивидуальные особенности развития личности, возможности успешной адаптации и усвоения круга сложных как по форме, так и по содержании норм полового поведения взрослых. Обязательное условие эффективности полового воспитания - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.
Таким образом, проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.