Дополнительная профессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету Фортепиано в области музыкального искусства Народные инструменты ,срок обучения — 4 года


I. Пояснительная записка

Данная программа предлагает учебный курс по предмету «Фортепиано» для учащихся народного отделения детских школ искусств (4 – 8 классы).
Как дополнительный предмет, фортепиано способствует формированию у учащихся широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей.
Занятия в классе фортепиано помогают более глубокому изучению музыкально – теоретических предметов, поскольку занятия по сольфеджио, теории и музыкальной литературе непосредственно связаны с навыками игры на фортепиано.
Класс фортепиано является одним из звеньев музыкально-педагогического воспитания учащихся.
Занятия по фортепиано на основе изучения учебного материала данной программы должны дать учащимся навыки игры на фортепиано, чтения с листа, игры в ансамбле и аккомпанементе в объеме, необходимом для музыкально-художественного развития.
В процессе преподавания фортепиано преподаватель должен научить учащихся правильно понимать художественный замысел произведений, помочь им овладеть музыкально-исполнительскими приемами на художественном и учебно-вспомогательном материале (гаммы, арпеджио, аккорды, этюды ).
В репертуар учащихся, имеющих фортепианную подготовку, можно включать более сложные произведения (используя для этого программу специального класса фортепиано музыкальных школ). Наряду с фортепианными ансамблями они могут исполнять легкие аккомпанементы к струнным и духовым инструментам.
Формой проведения аудиторных учебных занятий является индивидуальный урок.
При реализации учебной программы «Фортепиано» предусмотрен следующий объем учебной нагрузки: индивидуальные занятия – 99 часов, самостоятельная работа – 330 часов, максимальная учебная нагрузка – 429 часов.
















II. Содержание учебного предмета

В процессе занятий по фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте, как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализации. Учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений.
Важнейшим фактором, способствующим успешному развитию музыкально – исполнительских данных учащихся, является правильная организация учебного процесса, планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара.
Одной из основных форм планирования занятий в классе фортепиано является составление индивидуальных планов для каждого учащегося (с учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. При выборе репертуара преподаватель должен учитывать специфику преподавания предмета «фортепиано» учащимся, обучающимся по оркестровым специальностям.
В учебном процессе большое внимание следует уделять работе над полифонией, освоение которой выдвигает перед учащимися важную задачу – умение слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над сонатной формой развивает у учащихся способность мыслить более крупными построениями, логично сочетать контрастные образы, свободно ориентироваться в тексте при изменении фактуры.
Освоение педали необходимо начинать не позднее IV класса на пьесах, где педаль является неотъемлемым элементом, определяющим характер пьесы. Например, П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы»).
В работе над этюдами необходимо приучать учащихся к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов, на основе которых возможен подбор различных упражнений.
Для облегчения технических задач, освоение гамм в классе общего фортепиано желательно строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты.














III. Годовые требования к уровню подготовки обучающихся

IV класс
2 этюда
4 разнохарактерные пьесы
2 произведения полифонического стиля
1 крупная форма
1 – 2 ансамбля

V класс
3 этюда
2 – 3 пьесы
2 произведения полифонического стиля,
1 крупная форма
1 – 2 ансамбля

VI класс
4 этюда
2 – 3 пьесы
2 произведения полифонического стиля,
1 крупная форма
1 – 2 ансамбля

VII класс
4 этюда
2 пьесы
2 произведения полифонического стиля,
1 крупная форма
1 – 2 ансамбля или 1 аккомпанемент

VIII класс
2 этюда
2 пьесы
2 произведения полифонического стиля,
1 крупная форма
1 ансамбль или 1 аккомпанемент










IV. Контроль и учет успеваемости

В течение полугодия учащийся показывает свою работу таким образом, чтобы часть программы была показана в середине полугодия (т.е. в I и III четвертях), остальное на контрольном уроке в конце полугодия (т. е. во II и IV четвертях).
В каждой четверти преподаватель выставляет оценки за работу. В конце года – годовую оценку, учитывающую работу в классе, выступления на контрольных уроках, на классных вечерах, а также на концерте отдела общего фортепиано, проводимом 1 раз в год.


Технические требования



IV класс

I полугодие
Гаммы Ре, Ми, мажор отдельно каждой рукой на одну октаву.
Арпеджио к ним отдельно каждой рукой на одну октаву
Тоническое трезвучие - аккорд - отдельно каждой рукой –

II полугодие
Те же гаммы двумя руками на 2 октавы в более подвижном темпе
Арпеджио к ним двумя руками на 2 октавы
Аккорды с обращениями каждой рукой отдельно на одну октаву.

V класс

I полугодие
Минорные гаммы одноименные – до, соль, ре, ля, ми, арпеджио к ним каждой рукой отдельно на одну октаву
Минорное трезвучие – аккорд- отдельно каждой рукой.

II полугодие
Те же гаммы двумя руками вместе на одну октаву, арпеджио к ним
Аккорды с обращениями отдельно каждой рукой.

VI класс
I полугодие
Те же гаммы двумя руками на две октавы, арпеджио к ним
Аккорды с обращениями каждой рукой отдельно на одну октаву
II полугодие
Повторение пройденных гамм
Арпеджио к ним двумя руками на две октавы
Аккорды с обращениями каждой рукой отдельно на одну октаву
VII класс
I полугодие
ГаммыСи, мажор, си минор, Фа мажор, фа минор двумя руками на одну октаву, арпеджио двумя руками вместе на одну октаву
Аккорды с обращениями каждой рукой отдельно на одну октаву
II полугодие
Повторение пройденных гамм двумя руками вместе на одну октаву
Арпеджио к ним двумя руками на одну октаву
Аккорды с обращениями каждой рукой отдельно на одну октаву



VIII класс

I полугодие
ГаммыСи, бемоль, мажор, ми бемоль мажор, ля бимоль мажор, ре бемоль мажор, каждой рукой отдельно на две октавы
Аккорды с обращениями каждой рукой отдельно на одну октаву
II полугодие
Гаммы и арпеджио те же двумя руками вместе на две октавы
Аккорды с обращениями каждой рукой отдельно на одну октаву

























VI. Список литературы

Школа игры на фортепиано (под общей ред. А. Николаева),
часть I, часть II, М. 1974)

Школа игры на фортепиано (Составитель и ред. Н. Кувшинников и М. Соколов (для 1 - го года обучения, для 2 – го года обучения, М. 1963

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1 (Составитель А. Руббах – М. 1972
Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Этюды, вып I (под ред. М. Соколова – М. 1972

Учебный репертуар для учеников I, II, III, IV кл. ДМШ (Редактор – составитель Б. Милич – Киев, 1970

Юный пианист, вып 1, 2 (под ред. Л. Ройзмана, В. Натансона – М. 1973

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1 (Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм, М. 1962

Педагогический репертуар ДМШ, младшие классы

Пьесы в форме старинных танцев (Сост. М. Соколов – М. 1072

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3 (Редактор – составитель О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик – М. 1973


Жанна Металлиди «Дом с колокольчиком»,
Изд. «Композитор», СПб 1994
«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки,
Изд. «Композитор», СПб 1999
Фортепианные циклы для ДМШ,
Изд. «Композитор», СПб 1997
Микаэл Таривердиев «Настроения», 24 простые пьесы для фортепиано,
Изд. «Классика XXI века» - М. 2002
О. Хромушин Джазовые композиции в репертуаре ДМШ
Изд. «Северный олень», СПб 1994








V. Примерный репертуарный список

4 КЛАСС

Полифония
Арнэ. Полифонический эскиз
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, I тетр.: до мажор, ре минор, фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бём Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты до мажор, соль мажор соч. 36
Гендель Г. Ария
Пёрселл Г. Сарабанда
Моцарт Л. 12 пьес (ред. Н.Кувшинникова): Сарабанда ре мажор, Менуэт ре мажор, Менуэт ре минор
Сен-Люк Я. Бурре
Чюрленис М. Фугетта

Этюды
Бертини Г. Этюд соль мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов соч. 32, II ч.
Гедике А. Ровность и беглость соч. 58
Лёшгорн А. Этюды соч. 65: №№ 4-8, 11, 12, 15
Черни К.-Гермер Г. Этюды, I тетр.: №№ 7-28; II тетр.: №№ 1, 2
Шитте Л. Этюды соч. 108: №№ 14-19

Крупная форма
Диабелли А. Сонатина
Кулау Ф. Сонатина до мажор
Моцарт В.А. Сонатина до мажор № 1: I ч.

Пьесы
Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Бетховен Л. «К Элизе»
Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер», «Песня»
Гедике А. Соч. 36: №№ 21, 23, 31
Гречанинов А. «На лужайке», Вальс
Григ Э. Вальс ми минор
Дварионас Б. Прелюдия
Моцарт В.А. 14 пьес: № 8
Майкапар С. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г. «Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Детский альбом: Марш деревянных солдатиков
Шуман Р. Альбом для юношества соч. 68: Марш, «Смелый наездник»

Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж. Пастораль
Бетховен Л. Афинские развалины
Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Шуберт Ф. Немецкий танец
Чайковский П. Танец феи Драже


Программы контрольного урока

I вариант
Черни К.-Гермер Г. Этюды, I тетр.: № 21
Бём Г. Менуэт
Свиридов Г. «Ласковая просьба»
Ансамбль: Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
II вариант
Лёшгорн А. Этюды соч. № 65: № 11
Пёрселл Г. Ария
Шуман Р. Альбом для юношества соч. 68: «Смелый наездник»
Ансамбль: Шуберт Ф. Немецкий танец


5 КЛАСС

Полифония
Арман Ж. Фугетта
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;
Маленькие прелюдии: до минор, ми минор
Бах Ф.Э. Анданте
Рамо Ж. Менуэт в форме рондо
Гендель Г. Три менуэта
Кирнбергер И. Сарабанда
Корелли А. Сарабанда
Скарлатти Д. Ария ре минор
Циполи Д. Фугетта

Этюды
Геллер С. Этюды
Гнесина Е. Маленький этюд на трели
Гозенпуд А. Музыкальный альбом для фортепиано. Вып. 1 / Сост. А. Руббах: Игра
Лёшгорн А. Этюды соч. 65
Лемуан А. Этюды соч. 37: №№ 10-13, 20
Черни К.-Гермер Г. Этюды, I тетр.: №№ 20-29, 30-35

Крупная форма
Андрэ Ж. Сонатина соль мажор
Бенда Г. Сонатина ля минор
Вебер К. Сонатина до мажор
Бетховен Л. Сонатина соль мажор: I ч., II ч.
Кулау Ф. Сонатина № 4
Клементи М. Сонатины
Моцарт В.А. Сонатины ля мажор, си-бемоль мажор
Мюллер А. Сонатина, I ч.
Плейель И. Сонатина

Пьесы
Алябьев А. Пьеса соль минор
Гедике А. Скерцо
Гречанинов А. Соч. 98: № 1
Лядов А. Колыбельная
Кюи Ц. «Испанские марионетки»
Кабалевский Д. Токкатина
Майкапар С. «Мимолетное видение»
Моцарт В.А. Аллегретто си-бемоль мажор
Николаева Т. Детский альбом: Сказочка
Питерсон О. Зимний блюз
Роули А. «Акробаты»
Чайковский П. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская полька
Шуман Р. Альбом для юношества соч. 68: «Первая утрата»
Хачатурян А. Андантино

Ансамбли в 4 руки
Бетховен Л. Немецкие танцы
Беркович И. Фортепианные ансамбли соч. 90
Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки
Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1, 2, 6
Шмитц М. «Веселый разговор»


Программы контрольного урока

I вариант
Лемуан А. Этюды соч. № 37: № 10
Моцарт В.А. Аллегретто
Алябьев А. Пьеса соль минор
Ансамбль: Бетховен Л. Немецкие танцы (по выбору)



























II вариант
Черни К.-Гермер Г. Этюды, I тетр.: № 29
Бах И.С. Маленькая прелюдия до минор
Моцарт В.А. Сонатина си-бемоль мажор
Ансамбль: Шмитц М. «Веселый разговор»





















V. Примерный репертуарный список

2 КЛАСС
Полифония
Моцарт Л. Волынка,
Гедике А. Ригодон
Моцарт Л. Бурре,
Кригер И. Менуэт
Гуммель И. Экосез, 11 полифонических пьес: №4

Этюды
Шмидт А. Этюд
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих, ч.1
Шитте Л. Этюды соч. 108: № 1
Шитте Л. Этюды соч. 108: № 3
Черни К.-Гермер Г. Этюды, I тетр.: №1-7

Пьесы
Кабалевский Д. Маленькая полька
Русская народная песня «Я на горку шла»
Салютринская Т. Пастух играет
Филипп И. Колыбельная
Колодуб Ж. Вальс
Берлин Б. Пони звездочка
Коломиец А. Танец
Колодуб Ж. Сказочка
Французская народная песня «Большой олень»

Ансамбли в 4 руки
Калинников В. Киска
Филиппенко А. По малину в сад пойдем
Филиппенко А. На мосточке
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»







Программы контрольного урока

I вариант
Шмидт А. Этюд
Филипп И. Калыбельная
Моцарт Л. Буре

II вариант
Шитте Л. Этюды соч. 108: №3
Коломиец А. Танец
Гедике А. Ригодон.



3 КЛАСС

Полифония
«Школа игры на фортепиано» / Под общ. ред. Николаева:
Арман Ж. Пьеса ля минор
Ангинцова Е. Русская песня
Курочкин В. Пьеса
Левидова Д. Пьеса
Бах И.С. Полонез соль минор, Бурре
Моцарт Л. Менуэт
Гендель Г. Менуэт ре минор
Телеман Г. Гавот

Этюды
Гедике А. 40 мелодических этюдов соч. 32, I ч.
Гнесина Е. Фортепианная азбука
Беркович И. Этюд фа мажор
Ганон Ш. Этюды
Гурлит М. Этюд ля минор
Майкапар С. Этюд ля минор
Лекуппэ Ф. Этюд до мажор
Черни К.-Гермер Г. Этюды, I тетр.: № 8 - 15
Шитте Л. Этюды соч. 108: № 5, 7

Пьесы
Беркович И. 25 легких пьес: Сказка, «Осенью в лесу»
Гайдн Й. Анданте соль мажор
Гедике А. Русская песня соч. 36
Григ Э. Вальс ля минор соч. 12
Майкапар С. «Пастушок», «В садике», соч. 28
Руббах А. «Воробей»
Фрид Г. «Грустно»
Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»
Шостакович Д. Марш
Штейбельт Д. Адажио

Ансамбли в 4 руки
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Глинка М. Хор «Славься»
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»
Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»

Программы контрольного урока

I вариант
Гедике А. Этюд ля минор
Левидова Д. Пьеса
Руббах А. «Воробей»
II вариант
Шитте Л. Этюды соч. 108: № 17
Гендель Г. Менуэт ре минор
Чайковский П. «В церкви»
























Заголовок 1 Заголовок 215