Дополнительная образовательная программа Музыкально-ритмическое развитие детей


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дополнительной общеобразовательной программе
«Музыкально- ритмическое развитие ребенка»
Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкально- ритмическое развитие ребенка» направлена на коррекцию слухового внимания и чувства ритма у детей, занимающихся хореографией.
Вид программы-модифицированная.
Данная программа разработана на основе:
- Боромыкина О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением, С-П.,1999.
- БеликИ.С. Музыка против глухоты, М.: Владос. 2000.
-Волкова М. Логоритмика,М.: Просвещение, 1984.
- Сурдопедагогика, под ред. Е.Г. Речицкая, М.:Владос, 2004.
-Хризман Т., Еремеева В., Лоскутова Т. «Эмоции, речь и активность ребенка». М., 1991.
-Чистякова М.И. Психогимнастика, М. Просвещение,Владос, 2004,
-Программа отредактирована в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ и с примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей /приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06 – 1844.
-Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений», М.: Просвещение, 2005.
-Яхнина Е.З.Методика музыкально - ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха, под ред. ПузановаБ.П., М.:Владос, 2003.
Актуальность, педагогическая целенаправленность программы:
Система дополнительного образования призвана помочь ребенку найти себя во взрослой жизни, определив свои способности, вкусы, развить их. Получить и коммуникативные навыки, стать культурной, творческой личностью.
Идея синтеза музыки и движения пришла с Древней Греции. Наряду с гармонией звуков стали развиваться поэзия,танец,философия, творчество, что послужило расцвету целой воспитательно-образовательной системыдуховно – нравственного,эстетического, культурного развития греков. Эта система распространилась на всю Европу и стала мировым достоянием. Швейцарский педагог-музыкант Эмиль-Жак-Далькроз, внесший свой вклад в разработку системы музыкально-ритмического воспитания, подчеркивал великую пользу таких занятий для детей. Это развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения, эмоционального состояния, физического развития- биосоциального воспитания.
Прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Ж. Далькрозалегла в основу работ российских педагогов. Профессор Н.Г.Александрова, закончившая польский Институт музыки и ритма местечко Хеллерауставила ритмику в «центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, художественного развития» и т.д. Н.Г. Александрова совместно с российскими педагогами организовала Московскую Ассоциацию ритмистов. Они разработали учебные программы для школ, училищ, консерваторий, систематизировали практический материал.
Члены Московской ассоциации ритмистовВ.А. Гринер, Ю. А. Двоскина, У.В.Конорова и Н. Г. Александрова справедливо утверждали: «Кем бы не вырос ребенок, ему необходимо потренироваться в ритмических упражнениях, оказывающих благоприятное воздействие на него во всех планах. Для нас педагогов это очень важно и актуально…».
Специальные типовые программы по данной проблеме формирования музыкально-ритмического слуха для занятий хореографии – отсутствуют.
Опыт работы с хореографическими коллективами показал, что некоторые дети обнаруживают неспособность в 6-летнем, 7-летнем возрасте воспроизвести темп, ритм, рассредоточены, рассеяны и невнимательны, испытывают неуверенность, неловкостьв процессе обучения из-за неспособности успешно выполнить задание, данное педагогом. Возникла идея проведения коррекционных занятий, помогающих ребенку адаптироваться, подтянуться до осуществления целей и задач, ставящихся педагогом – хореографом в учебной деятельности, Грамотная организация педагогического процесса позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ребенка, содействует успешному развитию личности.
Занятия носят личностно-ориентировочный характер и являются комплексными.
Цель:
Целью данной программы является:развитие личности ребенка, его творческого потенциала через формирование слухового внимания и чувства ритма.
Задачи:
Формирование музыкальности ребенка: слуха, ритмического, темпового,динамического, ладового восприятия.
Развитие интеллектуальных процессов: память, речь, внимание, способность к анализу.
Формирование и развитие психических процессов: умение сосредоточиться, выдержка, терпение, сила воли, трудолюбие, обретение уверенности в себя, комфортного и полноценного пребывания и труда в хореографическом коллективе.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 6-10 лет.
Учитывая возрастные особенности этого возраста: непоседливость, импульсивность, недостаточность воли, непроизвольное неустойчивое внимание-подвигло избрать основной формой обучения на занятиях- игру. С ее помощью взрослый успешно может строить ценнейший детский мир. В процессе игры повышается подвижность и гибкость целей, расширяется сфера ожидаемого результата. Игра оказывает прямое влияние на развитие личности, всех сфер психики: интеллектуальной, мотивационно-эмоциональной, волевой. Устраняя либо резко снижая стрессовость неблагоприятных ситуаций, повышается общий положительный тонус.
Формы и методы обучения
Ведущее место отводится задаче формирования полноценно развитой личности ребенка в процессе обучения разнообразным видам деятельности. Это музыкально-дидактические, музыкально - ритмические игры, упражнения, этюды, задания, наглядность, работа с музыкальными инструментами, использование художественного слова, слушания,объяснений, вопросов,использования материально-технической базы, применения ИКТ-технологий. В программе имеет место задача овладения музыкальной терминологией; способностью сравнивать, анализировать, определять; знание азов музыкальной грамоты.
Программа выстроена по дидактическим принципам: от простого к сложному, доступность, последовательность, системность и систематичность.Предусмотрена проверка овладения программных задач путем выполнения срезовых диагностических заданий на занятиях в теченииучебного года: входящая /сентябрь/, промежуточная/декабрь/, итоговая/май/. Методами контроля могут быть игровые, тестовые задания; выполнение муз-ритм. заданий, этюдов; работа с раздаточным дидактическим материалом; беседы, викторины, успешная работа на занятиях хореографии, концертные выступления, ежегодные отчетные концерты хореографического коллектива.
Овладев программным содержанием, ребенок становится смелее, обретает уверенность в себе, становится равным в танцевальном коллективе, готовым успешно развиваться и далее овладевать хореографической деятельностью: участие в танцевальных постановках, успешные выступления в концертных, конкурсных, фестивальных мероприятиях любого уровня. В этом и состоит педагогическая целесообразность данной программы.
Формы занятий: групповая, индивидуальная. При работе с дидактическим материалом, каждый ребенок имеет свой индивидуальный пакет игровых заданий, отдельный музыкальный инструмент. Во время обучения учитываются индивидуальные и возрастные особенности и способности каждого ребенка. ИКТ используются на протяжении учебного года.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Для сохранения работоспособности учащихся, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Возможны изменения периодичности и продолжительности занятий, их варьирования в подгруппах.Курс рассчитан на 72 часа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Учащийся должен знать:
Термины: жанр, марш /военный, спортивный, сказочный, траурный/, колыбельная, танец /хоровод, полька, вальс /, колыбельная; веселая, радостная, озорная, игривая, плясовая; грустная, печальная, тоскливая; страшная, грубая, тяжелая, злая; смелая, храбрая, боевая, сильная, твердая; нежная, ласкова, светлая, легкая; торжественная, решительная, торжественная, четкая, бодрая; сказочная, волшебная, загадочная; сдержанная, неторопливая, спокойная; стремительная, быстрая, живая, темп. Музыкальное произведение, вступление, часть. Окончание, музыкальная фраза. Звуки музыкальные, шумовые; высокий, очень высокий, тонкий, средний, низкий, очень низкий; тембр голоса, музыкальных инструментов: ксилофон, металлофон, фортепиано, колокольчик, ложки, барабан, трещотка, бубен; дирижер, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр; шумы. Длительность, звук, нота /целая, половинная, четвертная, восьмая/.
Учащийся должен уметь:
-начинать и оканчивать движения под музыку после вступления;
-исполнять музыкально- ритмическое задания в характере, темпе музыкального произведения или фрагмента;
- исполнять ритмические задания, прохлопывая и протопывая в заданном ритме, темпе, характере;
-определять музыкальные инструменты, разновидности оркестра, шумы по тембру;
-определять музыкальные звуки по длительности звучания, по высоте;
-определять по ритмическому рисунку песню, пьесу, танец;
-самостоятельно придумывать элементарные ритмические этюды; участвовать в танцевальных постановках, разучиваемых на занятиях хореографии, концертных программах.
Методическое обеспечение программы:
Для организации учебного процесса используются многообразные методические и дидактические средства:
Методическая литература, современные разработки, пособия
Музыкально - дидактические игры /используется раздаточный материал/:
«Слушай музыку», «О чем рассказывает музыка», «Разноцветная музыка»,
«Мы дирижеры», «Музыкальное яблоко», «Построй пьесу», «Угадай, на чем играю», «Весело – грустно», «Музыкальная лесенка», «Рисуем шумы», «Хлопки - образы».Музыкально - ритмические игры /используется раздаточный материал/:
«Послушные ножки», «Охотники и собаки», «Прогулка», «Угадай мелодию», «Веселые ладоши», «Топаем - хлопаем», «Музыкальный мяч», «Придумай танец», «Кубик – рубик», «Музыкальное лото», «Игра со стульями».«Эхо», «Игра с мячом», «Танцующие тряпочки-куклы», «Мячи», «Шары», «Не зевай», «Прыжок через ручей», «Мы танцуем», «Приключение», «Путешествие к морю», «Пильщики», «Игра с бубном», «Колокольчики», «Музыкальный архитектор».
Мимические задания, упражнения, этюды: «Правильное решение», «Праздничное настроение», «Вкусные конфеты», «У меня жила кошка», «Приключения в Шишкином лесу», «Победитель» .Учебный процесс сопровождается музыкой в исполнении педагога, на аудиозаписи. Используется классическая: русская, зарубежная;народная, современная, танцевальная, песенная музыка.
Учебно-тематический план
По дополнительной общеобразовательнойпрограмме
«Музыкально-ритмическое развитие ребенка»
№ Перечень разделов Количество часов
Всего Теоретические Практические
1111 Вводное занятие. Инструктаж 2 1 1
2 Музыкальные жанры 4 1 3
3 Характер музыки 6 2 4
4 Темп 4 1 3
5 Строение музыкальной речи 8 3 5
6 Музыкальный звук:
Тембр 6 2 4
Высота 6 2 4
Длительности 6 2 4
Ноты 4 2 2
Ритм 12 4 8
7 Занятия, закрепляющие знания и умения, полученные в процессе овладения программы.
8 2 6
8 Мимические упражнения.
Танцевальные движения.
Элементы экзерсиса.
6 1 5
Итого 72 23 49

Содержание программы
1.Вводное занятие. Инструктаж.(2 часа)
Правила безопасного поведения и пребывания в здании.
Правила дорожного движения, пожарной безопасности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Правила на занятиях.
Знакомство с программным содержанием занятий на учебный год.
Режим работы учреждения.
Расписание занятий.
2.Музыкальные жанры (4 часа)
Знакомство с понятием жанра и его разновидностями.
Учить слушать, определять жанр, учить анализу музыкального произведения. Знать, обогащать словарь музыкальными терминами:
Марш: спортивный, военный, праздничный, траурный.
Колыбельная.
Танец: полька, хоровод, вальс, народный плясовой.
3.Характер музыки.(6 часов)
Развивать навык слушания. Учить различать музыкальные нюансы.
Уметь рассказывать о музыкальном образе произведения. Обогащать словарь музыкальными терминами: веселая, грустная, страшная, смелая, торжественная, нежная, стремительная, спокойная, серьезная, сказочная, т.д.Темп (4 часа)
Знакомить с разновидностями темпа. Формировать навык слушания.
Самостоятельно определять темп, рассказывать о нем.
Обогащать словарь: быстрый, скорый, живой, очень быстрый; умеренный, неторопливый; медленный, сдержанный, очень медленный.Строение музыкальной речи.( 8 часов)
Формировать навык слушания. Учить, слушая, распознавать структуру произведения: вступление, части, фразы. Обогащать кругозор ребенка и речевой словарь.
6.Музыкальный звук:(34 часа)
Познакомить с понятием « музыкальный звук», его характеристика : тембр, высота, длительность, ритм
Формировать навык слушания
Учить сравнивать, анализировать, определять на слух, прохлопывать, протопывать, проигрывать простейшие ритмические задания
Развивать, обогащать кругозор и речевой словарь.
7.Занятия, закрепляющие знания и умения, полученные в процессе овладения программы.(8 часов)
Закреплять навык слушания, пользоваться полученными знаниями, через игровые задания демонстрировать обретенные умения.
Формировать музыкально – образное мышление: придумывать простейшие ритмические композиции, танцевальные этюды
Самостоятельно рассказывать, обосновывать, анализировать выполнение своих заданий
Помогать преодолевать неуверенность, стеснение. Способствовать успешности, веры в свои силы.
8.Элеиенты экзерсиса, танцевальные движения, мимические упражнения. (6 часов)
Учить использовать полученные навыки слушания в экзерсисных и танцевальных движениях, композициях
Развивать эмоциональную сферу, выразительную моторику, воображение.
Материально – техническое обеспечение.
- учебный класс, фортепиано, станок, зеркало, стол, тумба под ТСО, стул для педагога.мольберт; детская мебель на младший школьный возраст: столы – 4, стулья - 8 ;
- детские музыкальные инструменты:металлофон,ксилофон, барабан, дудки,свистульки,трещотки, маракасы, гармошки, арфа, музыкальные молоточки,колокольчики, колокольчики волдайские в наборе / большой, средний, малый/ ,гусли, балалайка,бубен, музыкальная лестница.
- музыкальный центр CD, DBD диски, аудиокассеты, компьютер с доступом в Интернет, телевизор, видеомагнитофон.
- дидактический и раздаточный материал: шахматная доска, шахматы, мячи, наборы кубиков, ручки, карандаши, альбомы, тетради.
Список используемой литературы:
Барышникова Т., Рольф М. Азбука хореографии, М., 1999.
Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движения: упражнения, игры, танцы для детей 6-7 лет: М., Просвещение, 1984.
Белик И.С. Музыка против глухоты., М., Владос. 2000.
Буренина А.И., Ритмическая мозайка. - программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, С-П,1997.
Ваганова А.Я. Основы классического танца: методическое пособие, С-П, 2001.
Ветлугина Н.А. Обследование музыкальных способностей, М. 1984.
Иващенко И.С. Психология воспитания школьников.-учебное пособие. Минск, 1996.
Ивлева Л.Д. История преподавания танца: учебное пособие, Челябинск, 2011г.
Карл Орфф, Музыкальное творчество, М, 1981.
Комиссарова Е., Костина Т. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников и младших школьников., М., Просвещение, 1986
Кононова Н.Г. Музыкально – дидактические игры, М., 1982.
Новицкая Г.П. Урок танца: методическое пособие для хореографов и концертмейстеров, специалистов широкого круга, С-П, 2003.
Радынова М. Слушаем музыку: программа. М.. Просвещение. 1990.
Ричард Уокер. Анатомия человека. М. Оникс.1997.
Хореографическая педагогика: учебное пособие. – С-П, 2006.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: азбука музыкально – творческого саморазвития. М. 1997.
Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов: методическое пособие, М., РПА, 1997.
Интернет – источники
http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2011/09/24/osobennosti-diagnostiki-i-korrektsiihttp://top-bal.ru/psihologiya/30836/index.html?page=11http://xreferat.ru/71/7321-1-vliyanie-logopedicheskoiy-ritmiki-na-muzykal-noe-razvitie-i-korrekciyu-rechevyh-narusheniiy-u-deteiy-doshkol-nogo-vozrasta.htmlhttp://www.bestreferat.ru/referat-184400.htmlhttp://muratmusicant.narod.ru/music_ear_programs/music_ear_programs.htmlhttp://bibliofond.ru/view.aspx?id=37681