Обобщение опыта педагогической деятельности по теме «Использование комплексного подхода при изучении регионов России»

Демьянова Галина Константиновна, учитель географии МОУ Любимская СОШ
Обобщение опыта педагогической деятельности по теме «Использование комплексного подхода при изучении регионов России»
Понятие «комплексный подход»
Общенаучное понятие «комплексный подход», выводимое через родовое понятие «подход» и видовое «комплексный», означает общенаучную специфическую исследовательскую стратегию, которая направлена на достижение всеми участниками деятельности единой цели. Комплексный подход применяется при исследовании сложных объектов. Он предусматривает изучение объекта как целостное образование по отношению к внешней среде.
По словам Э. Б. Алаева «комплексное исследование это такое исследование, когда ничто не забыто из того, что в какой-то мере связано с изучаемым явлением».
Рассматривать комплексность в географии можно на двух уровнях «частного синтеза» и «высшего синтеза».
«Частный синтез» происходит в пределах основных ветвей географии. В физической географии он проявляется в изучении ландшафтов, природных территориальных комплексов, природных районов, природных зон, географической оболочки. В социально-экономической географии – при изучении экономических районов, экономических зон, а также так называемых межотраслевых комплексов.
Обоснованность выбора данной темы
Обоснованность выбора данной темы, во-первых, прежде всего исходит из требований федерального государственного образовательного стандарта.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Цель такого подхода заключается в формировании целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле. Он позволяет наиболее полно представить проблему «окружающая среда общество человек».
Во-вторых, использование комплексного подхода при изучении регионов изменяет мотивационную основу деятельности учащихся, включает всех в активную познавательную деятельность, в которой школьники проходят от стереотипного представления о регионе к объективному эмоционально-ценностному восприятию каждой территории своей страны.


На чём базируется опыт?
Я хочу поделиться опытом использования комплексного подхода при изучении экономических районов курса « География России».
А. Связь с реализацией ФГОС ООО
Главная задача данного курса в современных условиях заключается в формировании целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства.
Согласно требованиям федерального образовательного стандарта по географии для основной школы, регионы России изучаются как комплексные образования. Методические условия реализации комплексного подхода при изучении регионов России были установлены на основе целей курса «География России», принципов целостности, культуросообразности и развития личности в совместной деятельности.
В региональном разделе курса «География России» комплексный подход создает условия для понимания географических районов как целостных природно-общественных пространств. Он задает определенную стратегию изучения региона и обусловливает интеграцию не только физической и общественной географии, но и научного и гуманитарного знания.
Б. В своей работе я использовала методические рекомендации лаборатории географии МИОО, методологические работы Н.Н. Баранского, А.В. Даринского, В.В. Николиной, В.П. Максаковского.
3. Суть опыта
Цель - использовать стратегию целостного построения изучения экономических регионов в курсе «География России» в 9 классе.
Для реализации цели были поставлены задачи:
Изучение методической литературы
Отбор и конструирование содержания учебного материала, раскрывающего целостность региона
Разработка серии уроков
Проведение взаимосвязанной комплексной учебной деятельности.

Стратегия целостного построения изучения региона опирается на логику построения всего школьного курса географии и курса «География России», отражающую целостность пространства Земли и нашей страны.
Изучение любого региона целесообразно начинать с его общего видения и идти от целого к его частям, а затем - к новому пониманию целостности этого пространства. Единое трехэтапное построение изучения задаётся логикой целостного рассмотрения объекта:
1этап изучения – выделение региона из среды на основе его отличительных свойств. На первом этапе  важно показать уникальность, выделенность региона в пространстве страны, поскольку представление о целостности объекта возникает только тогда, когда он рассматривается извне, из среды, в составе которой он функционирует как самостоятельное образование.
2 этап  изучения: характеристика свойств и внутренних структурообразующих связей региона, определяющих его целостность Целостность любого объекта определяется постоянными взаимосвязанными характеристиками: сущностью и структурой. Эти характеристики составляет основу образа региона, который складывается из его  свойств  и  взаиморасположенности его частей.
3 этап изучения – восстановление целостности видения региона в контексте российского пространства и российской истории. На заключительном этапе изучения объект вновь должен рассматриваться как часть пространственной системы более высокого порядка, которая, с одной стороны, определяет необходимые и достаточные условия для его существования, с другой – связана со своей частью множеством обратных связей (генетических, функциональных, пространственных). Такой средовой подход необходим для понимания значения любого природно-хозяйственно-культурного региона в пространстве России (Земли).
Эти три этапа составляют основу для моделирования уроков.
Например, при изучении Европейского Юга на первом этапе ставится задача создания у учащихся общего, единого представления о регионе на основе выявления связей между важнейшими отличительными характеристиками региона, составляющими ядро его образа. На втором этапе в ходе изучения истории освоения региона основное внимание уделяется формированию сложного этнического и религиозного состава населения. Учащиеся знакомятся с традициями, обычаями, народными художественными промыслами народов Северного Кавказа.
На третьем этапе изучения региона выявляются взаимосвязи между развитием Европейского Юга и Российского государства. Так как лицом Европейского Юга является рекреационное хозяйство, поэтому далее обучающиеся представляют разработанные туристические маршруты.
По теме «Дальний Восток» учебная деятельность строится также трёх-этапно: первоначально на основе ассоциаций школьников формируется целостное представление об этом пространстве и выявляются его черты как самого пограничного, проблемного региона страны (1-й этап). Вслед за этим анализируются социально-экономические проблемы, присущие Дальнему Востоку, и предлагаются возможные пути их решения (2-й этап). Затем этот регион рассматривается как сложный, многообразный, но целостный мир, в свою очередь являющийся частью большой страны (3-й этап).
При изучении Уральского экономического района на первом этапе выделение Урала в составе Западного макрорегиона происходит с помощью поиска его отличительных свойств на основе анализа стихотворения А.Твардовского.
Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешний творец
Выделенные особенности
1. старейший индустриальный район.
2. кладовая полезных ископаемых.
3. металлургическая база.
4. знаменитые люди
Учащиеся могут добавить в этот список ещё особенности: горный, пограничный.
На втором уроке рассматриваются этапы развития хозяйства Урала. Учебный материал должен показать, как в разные временные промежутки различные цели освоения региона требовали усложнения территориальной структуры: появления новых центров, изменения статуса старых городов, строительства новых путей сообщения и т.д. При этом большое внимание уделяется труду людей, благодаря которому Урал из порубежной, периферийной территории превратился в один из важнейших хозяйственных центров страны.
На следующем уроке детям предлагается решение географической задачи по определению городов Урала на основе использования различных источников информации. Для этой цели используются рисунки гербов, планы (аэрофотоснимки) и фотографии достопримечательностей уральских городов. Список городов: 1) центры субъектов: Челябинск, Екатеринбург, Курган, Пермь, Уфа, Оренбург, Ижевск; 2) важные экономические центры: Нижний Тагил. Магнитогорск, Миасс, Березняки, Златоус 3)города, свидетельствующие о наличии в этом районе тех или иных полезных ископаемых: Асбест, Изумрудный, Мраморский, Медногорск, Соликамск, Нефтекамск. Затем предлагается выполнить программную практическую работу по оценке экологической ситуации в разных частях Урала.
Выводы:
Реализация комплексного подхода способствуют развитию у девятиклассников более целостного представления о регионах. На этапе проверки знаний учащиеся отметили больше характеристик региона, что говорит о более многообразном полном, ярком, запоминающемся представлении, которое было создано у них в ходе изучения данного региона.
Позволяет повысить мотивацию учебного процесса, включить всех в активную познавательную деятельность.




15