Статья Новый профессиональный стандарт педагога — новая жизнь


Сведения об авторе
НЕРУШКИНА Наталья Викторовна – магистрант Института психолого-педагогического образования, направление магистерской программы «Управление образованием», КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: HYPERLINK "mailto:nnerushkina@mail.ru" nnerushkina@mail.ru
Нерушкина Наталья, магистрант 3 курса
Москвич Ю.Н. канд. физ.мат. наук, профессор
Красноярский государственный педагогический университет
имени В.П. Астафьева
НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА – НОВАЯ ЖИЗНЬ.
В статье рассматриваются вопросы по установлению единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, отбор кадров, учитель.
N. Nerushkina, student
Moskvich YN, professor
Krasnoyarsk State Pedagogical university named after V.P. Astafyev
NEW PROFESSIONAL STANDARD OF TEACHER - NEW LIFE.The article deals with the establishment of uniform standards for the content and quality of vocational educational activities
Keywords: teacher professional standard, selection of personnel, teacher.
Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Работа над стандартом шла почти два года, а вступить в силу он может уже с 1 января 2015 года. Новый профессиональный стандарт для педагогов разрабатывался по поручению президента страны Владимира Путина и в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец.
После многочисленных публичных дискуссий, в которых приняли участие тысячи педагогов из разных регионов страны, работа по подготовке стандарта завершена, и предложенный рабочей группой вариант поддержан профессиональным сообществом.
С 2015 года учителям будут предъявляться повышенные требования. Правда, пока в режиме «пилотно-экспериментального применения».
Теперь к школьному учителю будет предъявляться больше требований. Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики» - требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований.
По словам экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь «вместе с учениками использовать иноязычные источники информации». В стандарте не раз подчёркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одарёнными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Учитель должен стать профессиональным психологом, который понимает «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».  Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видео презентации и вести корки по скайпу, разбирается в социальных сетях. Помимо образовательной деятельности учителя должны уметь вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии и походы. 
- Стандарт состоялся, он готов (прошел государственную регистрацию в Минюсте) и заработает как нормативный документ с 1 января 2015 года, - подчеркнул министр образования и науки Дмитрий Ливанов. - Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя. Министр уточнил, что стандарт не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на большинство других профессий. 
- У нас на повестке дня вопросы, как включить этот стандарт в повседневную жизнь российской системы образования. Нам, прежде всего, нужно обсудить механизмы и процедуры, которые позволят стать основой для профессии педагога, - сказал Ливанов. По его мнению, надо подумать над тем, чтобы стандарт лег в основу профессиональной оценки.
Как сказано в официальном сообщении Минобрнауки, разработка стандарта - один из самых важных и значимых проектов министерства. Но сейчас встает еще более глобальный и сложный вопрос: как сделать так, чтобы педагоги соответствовали всем этим строгим критериям? Учат-то их в вузах по старым программам. И как их изменить - тоже пока не очень ясно.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что разработчики документа предъявляют слишком высокие требования к учителям. «Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России, — считает Всеволод Луховицкий. — Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек». По мнению эксперта, чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах. «Пока что соответствовать этим требованиям невозможно. Сейчас курсы повышения квалификации длятся три месяца — за это время никто вам не даст основы дефектологии», — уверен Всеволод Луховицкий. «Я думаю, что новый профстандарт к учителю - это очередная “дорожная карта” по сокращению количества школ и учителей в школах»,- считает представитель профсоюза.
Например, опыт инклюзивного обучения в нашей стране ничтожный. Даже в Москве, где 10 лет назад открылись первые классы с инклюзией, методикой совместного обучения здоровых детей и учеников, допустим, с синдромом Дауна, владеют единицы педагогов. Как учить в одном классе будущего Ломоносова и ученика, который плохо знает русский язык, тоже не очень понятно. У нас вообще работать с одаренными детьми могут далеко не все учителя. Обычно в школе таких педагогов - два-три, не больше. У них, как правило, разработаны свои авторские программы, которые под силу только самым талантливым детям.
«Очень важно, что наконец-то заговорили о том, какой нужен учитель обществу,- считает руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин.- Но мы очень долго спали, и поэтому нынешний документ кажется нереалистичным. Думаю, он массово заработает не с 1 января 2015 года, а намного позже, лет через десять. Зато, как ориентир, он будет положительным». Вместе с тем эксперт признает, что нормативно-правовой статус документа пока неясен: «Он выглядит больше как идеологический документ. Его ни в коем случае нельзя применять напрямую».
О конкретных шагах по переходу на новые стандарты не говорят и в Минобрнауки. Сообщается, что учебные заведения будут сами решать, переходить ли им на новый стандарт или нет.
- Мы должны перейти к процедурам, которые позволят профессиональному стандарту педагога стать основой для профессионального отбора кадров, для «входа» в профессию выпускников педвузов, специалистов других профилей, - сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Стандарт может применяться при отборе кадров на работу в школу, при аттестации учителей и при оценке результатов их работы. В проекте концепции стандарта, который был опубликован на сайте министерства, подчеркивалось, что проверить, выполняется ли стандарт поможет, например, число олимпиадников у учителя. А если идет речь о детях с ограниченными возможностями, то может учитываться динамика каждого конкретного ученика.
Министр образования и науки РФ подчеркнул, что введение профстандарта в практику - это не очередной шаг к наращиванию внешнего давления на школы и детские сады. - Мы должны опираться на активность и внутреннюю мотивацию учителей, - сказал Дмитрий Ливанов. 
- Главное, чтобы в итоге всей нашей работы профстандарт педагога стал инструментом развития - для конкретного учителя, для конкретной школы, и, в конечном счете, для всей системы общего образования страны, - заявил Министр.
Итак, требования к учителям прописаны, теперь надо сделать так, чтобы было из кого выбирать кадры. Пока что конкурс на учительские вакансии есть лишь в Москве, где зарплата начинающего педагога составляет30-40 тысяч рублей, а педагоги с опытом и стажем зарабатывают около 100 тысяч. В регионах, чтобы заработать 20-25 тысяч рублей, учителя берут по полторы-две ставки и устраиваются почасовиками в соседние школы. Если сейчас спросить с них по всей строгости стандарта, большинство школ останется вообще без учителей.
Библиографический список
1. Кулаков Л.А. В Московском городском психолого-педагогическом университете обсудят профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – [2015]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/6718
2. Лодыгина Е., Черных А. Учителям предъявили повышенные требования// Газета "Коммерсантъ" №226 от 07.12.2013, стр. 4
3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – [2014]. – Режим доступа: http://txt.rushkolnik.ru/docs/index-211733.html