Методический семинар учителя — логопеда на конкурс Учитель года в номинации Воспитатель года


МБДОУ «Детский сад «Тополёк»
Методический семинар по теме:
«Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда»
На конкурс «Учитель - года»
в номинации «Воспитатель года»
Учитель – логопед Гордеева А.В.
2017г.
Добрый день уважаемые коллеги представляю вашему вниманию презентацию методического семинара по теме:
«Роль дидактических развивающих игр в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда»
“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы: Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса , путем внедрения системы дидактических развивающих игр.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования речевое развитие выделено самостоятельной
образовательной областью.   Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Дидактические развивающие игры являются одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.
Приступая к работе по данной теме я изучила исследования авторов Е.М. Мастюковой , Т.Б.Филичевой   по внедрению дидактических игр в логопедическую работу. Авторы методических пособий подчеркивают большое значение логопедических игр и рекомендуют предусматривать постепенное и систематическое усложнение материала, соблюдать строгую последовательность в коррекционной работе.
Изучив теорию я приступила к практической деятельности. Для работы с детьми я разработала рабочую программу, в соответствии с Образовательной программой детского сада.
Работу по данной теме я выстроила в форме проекта «В СТРАНУ БУКВ И ЗВУКОВ».
В своей коррекционной работе я ставлю следующие задачи:
-формирование правильного произношения (постановка и введение в речь звуков, артикуляционных навыков, точность и скорость выполнения заданий;
-практическое усвоение лексических и грамматических средств
языка;
- развитие навыков связной речи;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие мелкой и крупной моторики рук;
- формирование речевого дыхания.
Мой логопункт представляет собой уютный центр, который включает разнообразную деятельность. Диагностическая деятельность
Для диагностического обследования детей я использую тесты Л. А. Квинта, диагностический альбом по проверки звукопроизношения.
Диагностическая деятельность мне позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. На основании первичных данных мониторинга, в соответствии с заключениями и рекомендациями ПМПК детского сада мною были разработаны индивидуальные маршруты логопедического сопровождения для каждого ребёнка, а также оформлены индивидуальные папки детей и речевые карты.
Коррекционно-развивающая деятельность
В моем логопункте находится магнитная доска с магнитными буквами азбуки; настенная электронная игра «Говорящая азбука»; дидактическое настенное пособие «В мире звуков и букв» для изучения звуков, звукового анализа и синтеза.
Я изготовила много дидактических развивающих игр своими руками:
Игра «Цветовые параллели» представляет собой 9 ячеек основных цветов, каждая ячейка заполнена наполовину песком. Дети делятся на пары, им выдается план-схема, в которой с помощью условных обозначений указано, где находятся предметы. Дети договариваются, кто читает схему, а кто с помощью подручных средств находит предметы с буквами.
Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. 
В поиске чего-то неординарного и интересного мною было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Накорми гусеницу»,
представляющее собой изображение гусеницы, состоящей из трёх кругов разного цвета.
Использование дидактической игры даёт возможность не только упражнять ребенка в закреплении произношения звуков, но и проводить работу по активизации словарного запаса детей, формированию связной речи.
Игра «Веселые человечки» представляет собой латексный шар наполненный мукой, благодаря чему, он может принимать разную форму. Даю детям задание: когда они услышат заданный звук, слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ). Так с помощью мимики передаются эмоции «человечков» и одновременно развивается фонематический слух.
Многофункциональное пособие «Логопедический дом - бизиборд »
Цель: формирование и развитие грамматического строя речи, развитие зрительно – моторной координации, мышления, восприятия звукового анализа слова.
В процессе работы с бизибордом дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.
  Дидактическое пособие (кубидом) я использую для развития пальчиковой моторики, логического мышления.   Пособие Кубидом наполняется материалом по теме: карточки, речевые кубики, кукольный театр, сенсорный алфавит, мячики су – джок. Использование дидактических развивающих игр помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, поддерживает творческую заинтересованность детей.
Для психологического сопровождения образовательного процесса, сохранения психического здоровья детей, я выделила в логопункте Арт-терапевтическую мастерскую, что отвечает ФГОС.
В художественной деятельности использую прорисовывание различными методами фигур, контуров и соотношу их к звукам.
В музыкальном направлении сочетание плавных движений под музыку.
В лого ритмики – движение крупной моторики рук под музыку в сочетании артикуляционными упражнениями.
В сказкотерапии — воздействие посредством сказки.
В песочной терапии – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.
На всех этапах коррекционно-развивающей работы с детьми я применяю методы наглядного моделирования (интеллектуальная карта, схемы, мнемотаблицы, триз, синквейн). Эти методы привносят в лого коррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
Частыми гостями на логопедических занятиях у нас бывают сказочные герои: Буратино, Карлсон, Веселый клоун, Лого-шарик, которые помогают в коррекционном процессе.
Я разработала и успешно реализую программу кружка «Пчёлки Жу - Жу». Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей.
В рамках кружка я учу детей пользоваться правильным речевым выдохом и вдохом, развиваю мелкую моторику рук, фонематический слух, сенсорную, творческую, экспериментальную, исследовательскую деятельности .    
Методическая деятельность логопеда
Успех коррекционной логопедической работы в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе учителя-логопеда, воспитателей и специалистов.
Посещая музыкальные занятия, я имею возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей. Планируя совместные занятия с педагогом-психологом, я использую приёмы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоционального состояния. Вместе корректируем образовательный маршрут.
С педагогом-психологом мы провели открытые интегрированные занятия: «В госте к Мише», «Путешествие по стране Букварь», «Матрешка русский сувенир»
Инструктор по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем закрепления на занятиях кинезиологических упражнений, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений.
Наше взаимодействие заключается в правильном выполнении движений, сопровождающихся речевыми высказываниями. В этом нам помогают веселые подвижные игры: «Змейка», «Петушок», совместные занятия и развлечения.
Воспитатели знакомятся с результатами промежуточного логопедического обследования детей. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной.
Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показала, что тесное сотрудничество помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Совместно с педагогами и специалистами детского сада я реализовала проектную деятельность («Сказка о весёлом язычке», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Путешествие по планетам». )
Несмотря на небольшой опыт моей работы, я выступала на методическом
объединении педагогов детского сада по темам:
«Инновационные формы работы в работе учителя-логопеда»,
« Успехи, проблемы, перспективы в логопедической работе ».  
Я являюсь членом районной психолого – медико – педагогической комиссии, провожу обследование детей и определение индивидуального образовательного маршрута.  
  Консультативная и просветительская работа с родителями
  Непрерывную связь с родителями я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:
Открытые занятия позволяют родителям контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме. Индивидуальные практикумы и консультации по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная, дыхательные, пальчиковые гимнастики). В информационной зоне для родителей я размещаю папки-передвижки с информацией и советами по звукопроизношению.
Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов позволяет мне наладить более тесный контакт, обсудить вопросы коррекции речи детей.
  Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать раннему устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а, следовательно, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Аналитическая деятельность  мне позволяет отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. 
Чтобы идти в ногу со временем, быть учителем-логопедом нового поколения я стремлюсь проявлять высокий уровень профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.
Я студентка 3 курса Московского института психоанализа , факультета «Специальное дефектологическое образование» по специальности логопедия.
Накапливая собственный педагогический опыт, я делюсь им с коллегами через активное участие в работе методического объединения и через средства массовой информации.
Активно занимаюсь вопросом информатизации образовательного процесса, создала свою страницу в социальной сети работников образования.
Зарегистрирована на сайтах: «МААМ. Ру», «Инфо урок», «Дошколенок», «Лого – ленд », развивающий портал «Мерсибо».
 Вывод
При систематическом использовании дидактических игр у детей формируется фонематический слух, они отлично воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков, успешно усваивают навыки звукового анализа и синтеза, овладевают элементами чтения и письма.
Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное
воздействие на речь и личность ребенка. Получая знания и умения, дети охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им.