Доклад «Инновационные подходы в практике работы с одарёнными как одна из форм при подготовке участия студентов колледжа в олимпиадах»


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Бугурусланский нефтяной колледж»
г. Бугуруслана Оренбургской области







Доклад

«Инновационные подходы в практике работы с одарёнными как одна из форм при подготовке участия студентов колледжа в олимпиадах»










Ронжина Т.Б. –заместитель директора
по общеобразовательным дисциплинам
ГАОУ СПО «БНК»









г. Бугуруслан
2015 г


1. Введение

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по – своему.
Задача каждого педагога - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры обучающихся педагогической коллектив колледжа ориентирован на работу со студентами, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению.
Заниматься с одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой и резкое возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений деятельности нашего образовательного учреждения.
Ключевые понятия
Одаренность- совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего ( по К.К. Платонову и А.М. Чередник).
Одаренная личность- личность, отличающиеся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения ( лидерство), психомоторной.
Одаренность бывает проявленной и скрытой, общей и специальной.
Виды одаренности:
- Интеллектуальная
- Техническая
- Творческая
- Художественная
- Моторно-двигательная ( спортивная)
- Социальная
- Академическая
Показатели одаренности:
- любознательность и потребность в позиции выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
- высокие интеллектуальные и творческие показатели ( общая одаренность);
- высокий уровень развития абстрактного мышления и речи ( способность в языковой форме делать выводы);
- легкость в общении, коммуникабельность;
- активность;
- высокая мотивация к учебной деятельности.
Комплекс качеств творческой личности:
- наличие новой, значительной, общественно полезной достойной цели;
- наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль их выполнения;
- высокая работоспособность при выполнении намеченных планов;
- « умение держать удар» - способность отставать свои идеи;
- результативность деятельности.

2. Актуальность, цели и задачи работы с одаренными учащимся

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечение грамотной психолого- педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации.
Необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня универсального образования.
Кроме того, важно объединить разрозненные технологии диагностики одаренности, обучения и развития интеллектуально одаренных детей в целостную работающую систему.
Важнейшим направлением решение данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.
Задачи программы:
- создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизация и поощрения их творческой деятельности;
- развитие ресурсной базы колледжа ( кадровой, методической, материально-технической, информационной, технической), отвечающей современными образовательным запросам и творческим возможностям одаренных детей;
- внедрение в образовательную практику колледжа продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования;
- разработка и реализация вариативных образовательных программ для одаренных детей;
- совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми;
- формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей;
- совершенствование педагогической компетентности педагогов колледжа в направлении работы с одаренными учащимся.

3. Направления работы, способствующие
выявлению и развитию одаренных студентов,
актуализация их творческих и интеллектуальных способностей.

1. Выявление одаренных обучающихся включает:
- анализ аттестатов учащихся, поступивших в колледж (показывает количественный состав отличников и хорошистов, но не раскрывает их творческий потенциал);
- выявление уровня знаний (входная диагностика);
- выявление психологической направленности личности (наблюдение, анкетирование);
- выявление круга познавательных интересов и потребностей.

2. Проведение психолого- педагогического консилиума, включающего:
- анализ итогов входной диагностики по группам (зам. директора по ООД);
- психолого-педагогический анализ обучающихся групп (психолог лицея);
- характеристику состояния здоровья первокурсников (фельдшер);
- социальную характеристику обучающихся по результатам наблюдения и анкетирование ( мастера п/о и классные руководители);
- выработку рекомендаций.

3. Организация работы:
- предметных кружков («Лира», «Альфа», «Юный биолог», «Патриот», Топонимика», « Информатика и время» и др.);
- факультатив («Эстетическое воспитание», « История родного края», «Литературное краеведение»);
- углубленного изучения предметов (разработаны программы углубленного изучение физики, математики, химии);
- спортивных секций (в колледже работают секции футбола, волейбола, легкой атлетики, бокса);
-кружков художественного творчества (танцевального, вокального, художественного чтения, и др.)

4. Введение в практику работы колледжа:
- обучение педагогов работе с одаренными студентами, управлению процессом становления саморазвивающейся личности;
- проведение предметных недель;
- интеграция учебных и научно- исследовательских заданий на уроках;
- разработка учебных проектов.

5. В качестве средств выявления одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний в колледже традиционного выступают предметные олимпиады.


Система подготовки и проведение внутриколледжных олимпиад включает:

1) изучение нормативных документов федерального и регионального уровней на совещании с преподавателями;
2) подготовка организационных внутренних документов ( локальный акт, приказ, график);
3) определение предметов и разработка заданий для проведения олимпиад в соответствии с методическими рекомендациями центральных предметнометодических комиссий Министерства образования и науки РФ;
4) оформление заявок на участие в олимпиадах;
5) проведение олимпиад по графику;
6) заполнение протоколов итогов олимпиад по предметам;
7)заседание оргкомитета по определению победителей и призеров, составление итоговой таблицы результатов олимпиад, определение участников муниципального этапа;
8) награждение победителей на общелицейской линейке (грамоты, ценные подарки), стимулирование через систему стипендий;
9) дополнительные занятия преподавателей с участниками муниципального этапа;
10) анализ результативности участия студентов колледжа в предметных олимпиадах на различных этапах на заседании методической комиссии ООД и на педагогическом совете.

6. С 2006-2007 учебного года в колледже организовано и успешно работает научное общество учащихся «Лицеист». Руководит работой общества преподаватель истории и обществознания Хивинцева Н.П.

7. Традиционно в марте как результат работы научного общества, выполнения студентами в течении учебного года исследовательских работ проводится научно-практическая конференция « В профессию – через науку и творчество».

8. Важные эффективные формы стимулирования, практикуемые в колледже:
- организация выставок творческих работ учащихся;
- размещение фотографий на доске почета;
- своевременное публичное поощрение успехов обучающихся;
- отправление благодарственных писем по месту работы родителей;
- сообщение о заслугах обучающихся родителям на родительских собраниях;
- поддержка юных дарований через систему стипендий;
- формирование портфолио успешно обучающихся студентов.

9. Введение новых традиций, стимулирующих творческую активность и интеллектуальное достижения студентов, к которым относятся:
- ведение летописи достижений обучающихся;
- вручение грамот педагогам по результатам их работы с одаренными детьми.

4. Мониторинг личностного развития одаренных студентов
и результатов деятельности педагогов.

В качестве средств выявления одаренности обучающихся и средства повышения социального статуса знаний в колледже:
1) создан банк тестов для проведения входной диагностики;
2) создан банк олимпиадных заданий;
3) создан банк данных успешно обучающихся;
4) отслеживаются результаты участия обучающихся колледжа в предметных олимпиадах.

Количество участников предметных олимпиад

Учебный год
этапы


колледжный
муниципальный
региональный

2011-2012
92(13%)
9
3

2012-2013
115(17%)
9
2

2013-2014
103(16,8%)
11
5


Результаты участия обучающихся колледжа в предметных олимпиадах

Учебный
год
физика
математика
химия
право
ОБЖ
общество


Зон.
(мун.)
Рег.
Зон.
(мун.)
Рег.
Зон.
(мун.)
Рег.
Зон.
(мун.)
Рег.
Зон.
(мун.)
Рег.
Зон.
(мун.)
Рег.

2011-2012
1
3
3
4


1
4
3
2



2012-2013
2
2
1
3




3
5
3
3

2013-2014




3
3

3
1
2
2




5. Проблемы в работе с одаренными студентами

1. Ошибки педагогов при выявлении, диагностирования одаренных обучающихся.
2. Изменение социального статуса учащихся, снижение мотивации к успешному обучению в силу их возрастных способностей.
3. Невысокие результаты участия в муниципальном этапе олимпиад по русскому языку, истории, неучастие в олимпиадах по английскому языку, информатике по причине низких базовых знаний студентов.
4.Отсутствие заинтересованности родителей в успешности своих детей.



Заключение.

Одаренный ребенок Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой- либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Кто вырастит из него? Может быть, гениальный ученый, знаменитый художник, программист, способный возглавить лучшие мировые фирмы, виртуозный скрипач или . заурядный чиновник, с болью вспоминающий, какой широкий и прямой казалось жизненная дорога через призму успехов. Почему не сложилось профессиональная карьера? Куда пропали те способности, о которых говорили учителя и родители?
Хотелось бы сказать о роли учителя в развитии способностей одаренного ребенка, включение его в деятельность на уровне его возможностей, ощущение успеха от достижения поставленной цели. Кто-то из великих сказал, что талант- это природный дар плюс огромный труд. Вот помочь ребенку найти то единственное, в чем он может быть успешен, а далее организовать деятельность по этой сфере - задача педагогов.
Поблагодарите судьбу за то, что вам довелось работать с одаренными учениками. Поверьте, в любом случае работа с ним оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но, помните, что это будет испытание на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.














Приложение 1
Памятка участнику олимпиады

Ты - участник внутриколледжных предметных олимпиад, и мы, преподаватели, мастера производственного обучения, надеемся на твои знания, навыки, верим, что сможешь их применить при выполнении олимпиадных заданий.

Наши рекомендации
- внимательно прочитай все задания;
- распредели их на группы по принципу «знаю – не знаю пока»;
- начни с задания «знаю»;
- прочитав задания еще раз:

проанализируй;
выдели все данные;
определи четко, что нужно найти;
думай ( корректируй) над способами решения;
решай ( отвечай);
грамотно оформи решения задания;
задания типа « не знаю пока» попробуй сравнить с чем то тебе известным, разложить на составные части, которые ты знаешь;
ищи и пробуй найти способ решений общей задачи ( задания);
используй определенное время на олимпиадные задания полностью





















Приложение 2


В оргкомитет
по проведению колледжного
этапа предметных олимпиад
ГОУ СПО «БНК»

Заявка
на участие в олимпиаде по предмету _____________________
в 20__ - 20___ уч. г.

№ п/п
Ф.И.О. обучающегося
№ группы

1



2



3



И т.д.






Приложение 3
Протокол
подведение итогов олимпиады по предмету_______________
в 20__ - 20__уч.г.


№ п/п
Ф.И.О. учащегося
Количество балов

1



2



3



И т.д.





1-е место________________________
2-е место________________________
3- е место________________________

председатель жюри:______
Члены жюри__________
Преподаватель________




Приложение 4
Утверждаю
Директор ГОУ СПО «БНК»


Итоговая таблица
результатов колледжного этапа олимпиады
по общеобразовательным предметам
в 20__-20___ учебном году


п/п
Предмет
Ф.И.уч-ся
№ группы
Кол-во балов
Преподаватель

1.
физика
Максимальное кол-во баллов 1 курс:23,3 курс:20


1 курс
Кабанова Н.
110
15,5
Субхангулова Р.А.


..






2 курс
Золоторева Е.
214
17
Субхангулова Р.А.


..





2.
Математика
Максимальное кол-во баллов- 15


1 курс
Семенова А.
119
8
Кулагина А.С.


.






2 курс
Булатова В
214
9
Кулагина А.С,


..






И т. д.







Приложение5
Критерии оценки
научно-исследовательских работ учащихся

1. Актуальность проблемы, заявленной в теме исследования.
2. Новизна.
3.Объем эксперимента. Оригинальный, самостоятельно собранный материал исследования.
4. Освоение методов, приемов, соответствующих целям исследования.
5.Знакомство с литературой по теме исследования.
6. Правильность оформления работы.
7. Доклад.
8. Умение отвечать на вопросы.



Приложение 6


Правила оформления научной работы

1. Титульный лист:
а) где выполнена работа;
б) название темы;
в) автор;
г) научный руководитель
2. Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы по теме исследования.
3. Объекты и методы исследования.
4. Результаты исследования.
5. Обсуждение полученных результатов исследования.
6.Выводы.
7. Список источников и литературы.
8. Приложение (таблицы, графики, рисунки.)

Приложение 7
Примерный план
выступление участника на научно- практической конференции

1. Тема исследования.
2. Цель.
3. Научный руководитель.
4. Характеристика исследуемых явлений.
5. Методика проведения исследования.
6. Использование приборов, оборудования
7. Результаты исследования, представленные в наглядной форме (таблицы, графики, рисунки)
8. Анализ результатов работы.
9. Выводы.
10. Ответы на вопросы.

15