Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе воспитателя логопедической группы»


Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе воспитателя логопедической группы»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Задачи:
- распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях;
- познакомить родителей с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности и квалификации.
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками. Исправлению речевого дефекта ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий. В этом мастер-классе представлены некоторые из них.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее развитие. Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Поэтому работа по развитию речи - составляет основную часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.
По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует у него развитие речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который, обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.
Особенностями детей с речевыми недостатками являются следующие признаки:
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушения общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
нарушение темпоритмической организации движений.
нарушения оптикопространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой) ;
несформированность мышления;
задержка развития воображения.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.
Артикуляционнаягимнастика
- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
Релаксация. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Психогимнастика. Помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмике, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно - ролевых играх.
Сказкотерапия. Технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы. Вспоминают старые, и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Музыкотерапия. Технологии музыкального воздействия, использую на занятиях и в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используетсся эта технология для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Су-Джо теорапия. Это стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стоп, воздействующих на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристой доске, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук ребенка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики).
Динамические паузы (физкультминутки) проводятся для профилактики утомления детей.
Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости вида занятия.
Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые, родители! давайте вместе свами подробнее разберем некоторые приемы здоровьесберегающих технологий!
А начнем мы с артикуляционной гимнастики.
Регулярное выполнение арткуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость) ;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
лопаточка
иголочка
чашечка
качельки
вкусное варенье
лошадка
Дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).
- Давйте попробуем с вами выполнить несколько упражнений.
«Ладошки»
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни») : всего 24 раза по 4 вдоха.
релаксация
Релаксация бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
“Летний денек”.
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
психогимнастика
Учим выражать разные эмоции.
- Этюд «Щенок удивляется». В этюде участвует один ребенок.
Всему на свете удивляется щенок,
Зачем носить перчатки людям и носок?
Зачем с утра хозяин умывается
И каждый день куда-то собирается?
Зачем летают мухи, пчелки, птички
И почему едят жучков синички?
Все непонятно малышу, но интересно!
Он вырастет – и будет все известно!
Су-Джо теорапия
- давайте попробуем с вами выолнить массаж кистей рук Су - Джо шариками
повторяем слова и выполняем действия с шариком в соответствии с текстом
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая гимнастика .
совместное выполнение пальчиковой гимнастики.
Раз, два – шли утята.
Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал:
Пи – пи – пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи.
Итог мастер- класса
- Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание!
-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
Литература:
1) Каралашвили, Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения [Текст] / Е. А. Каралашвили. - М. : ТЦ «Сфера», 2001
2) Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет [Текст] / С. В.. Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998
3) Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е. Н. Краузе. - СПб. : Корона, 2004
4) Узорова, О. В., Физкультурные минутки [Текст] / - М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
5) Филичева, Т. Е., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии [Текст] / Т. Е. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина - М: Просвещение, 1989
Заполнение анкеты участника мастер-класса.
Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии»
Опросник для родителей.
1. Как вы считаете, необходимо ли проводить такие мастер классы для родителей. Почему? ___
___
2. Что нового вы узнали на мастер классе? ___
___
3. Пригодятся ли вам полученные знания в помощи обучения вашего ребёнка? ___
___