Методическая разработка по материаловедению на тему Особенности лицевой и изнаночной сторон ткани


Тема: «Особенности лицевой и изнаночной сторон ткани». Цель: 1) Содействовать систематизации знаний о тканях, процессе изготовления и принципе получения ткани 2) Содействовать формированию умений и навыков в определении вида ткани по способу отделки, определении лицевой и изнаночной стороны ткани 3) Содействовать воспитанию уважения к труду старших поколений. Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-путешествие; приглашение героя Лоскутика. Методы: репродуктивный - беседа, работа с дидактическим материалом, практическая работа, самостоятельная работа; частично-поисковый. Наглядные пособия: коллекции волокон, пряжи, образцы тканей, образцы переплетений, ТСО, мультимедиа.Ход урока Мотивационно- целевой этап. 
Преподаватель: Какую специальную одежду вы надеваете на занятиях учебной практики? (фартук). А из чего он сшит? (из ткани). Преподаватель: Ткань- получают из волокон. Она бывает цветная, однотонная; имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Из ткани шьют одежду. Что такое ткань?
Ответ: Ткань – текстильное изделие, образованное на ткацком станке
Как её получают?
Ответ: На ткацком станке.
Как определить лицевую сторону ткани? Ответ на этот вопрос получите на сегодняшнем занятии.
 Подскажите, какая тема урока будет сегодня?
(Ответы обучающихся: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани)Сообщение темы урока.
Тема урока: «Особенности лицевой и изнаночной сторон ткани . Содержательно-познавательный этап. Мы отправляемся в путешествие по Тканьландии. В пути нас ожидают остановки, встречи с новым и интересным. Нашим гидом в путешествии будет всезнающий Лоскутик. Он будет еще и экспертом.
Обучающийся - Лоскутик рассказывает о тканях.
Ткани широко применяются в быту. Из ткани шьют не только бельё, одежду, но и множество других вещей, необходимых в повседневной жизни. Сырьём для производства тканей являются волокна. В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных (природных), так и химических (вискоза, ацетат, капрон, лавсан). Натуральные волокна: растительного происхождения животного происхождения 
хлопок (волокна на семенах ), лён (стебель), шерсть (волосяной покров животных),  шёлк (тонкая нить тутового шелкопряда).
Преподаватель: Итак начнем наше путешествие.1. Остановка «Хлопковая». Что вы знаете о хлопке?Ответ обучающегося:
Сырьём для производства х/б тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника. На благо человека используют: -семена (на волокна) -ветки и отходы (на вату, бумагу, картон)  Хлопковые волокна белые, пушистые, короткие, мягкие, прочные, гигроскопичные, горят желтым пламенем, сгорают полностью, остаток серы пепел, запах жженой бумаги.
Преподаватель:
2. Остановка «Льняная». Ответ обучающегося:
Льняные ткани изготавливают из льняных волокон. Лён- травянистое растение. На благо человека используют всё растение: -семена (масло техническое) -стебель (волокна для ткани) -отходы (пакля для технических целей). Льняные волокна: светло-серые, гладкие, длинные, толстые, жёсткие, сильно мнутся, обладают прохладой, горят также, как и хлопок. Преподаватель:3. Остановка «Прядильная». Ответ обучающегося:
Из волокон на прядильных фабриках изготавливают пряжу. Производство пряжи сложный процесс: 1)волокна (разрыхляют, очищают) 2)лента (расчёсывают) 3) ровница (вытягивают) 4) пряжа (скручивают ленту) Пряжа – текстильная нить. Процесс получения пряжи называется прядением.
Преподаватель:
4. Остановка «Ткацкая». Ответ обучающегося:
Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё вырабатывают ткань. Процесс получения из пряжи ткани называется ткачеством. Ткань изготавливают на ткацких станках. Ткань получается путём переплетения нитей долевых (нить основы) и поперечных. Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются не осыпающиеся края-кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани. Ткань, снятая с ткацкого станка называется суровой. Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Виды переплетения: -простые - полотняное, саржевое, сатиновое, атласное;
-мелкоузорчатые – рогожка, репсовое, усиленная саржа, ломанная саржа;-сложные –двухлицевое, двухслойное, ворсовое, ажурное, петельное, пике; -крупно- узорчатое – жаккардовое, гобелены. (Показ образцов тканей разных переплетений). Преподаватель:
5. Остановка «Отделочная». Посещение лаборатории «Отделка ткани». Внимательно посмотрите на образцы тканей и ответьте на вопросы. Работа в группах - 1 гр., 2 гр., 3 гр.Задание: Рассказать об основных операциях отделки ткани. Как вы определили лицевую сторону ткани? Текст- подсказка для всех групп одинаковый: «Суровые ткани поступают в отделочные цеха на красильно-отделочные фабрики. Основные операции отделки ткани: 1)Предварительная отделка. Отбеливание, очистка, опаливание выполняет с лицевой стороны, поэтому лицевая сторона гладкая, блестящая. Следовательно, в белых или гладкокрашеных тканях лицевую сторону определяют ткани по чистоте поверхности. 2) Крашение – сплошная окраска ткани в какой-либо цвет путём опускания её в краситель. Получают однотонные, гладкокрашеные ткани. Технологию крашения разрабатывают колористы, а лаборанты по этой технологии окрашивают небольшое количество ткани, которое в дальнейшем будет образцом. 3) Печатание - нанесение рисунка на ткань. Процесс печатания называется набивкой, а ткани набивными. Печатные валы наносят рисунок только на лицевую сторону, поэтому с изнаночной стороны он виден слабо, ткань имеющую рисунок в клетку, полоску ткут из цветной пряжи- это пестротканая ткань. У неё лицевую сторону определяют по чистоте поверхности. В некоторых тканях (сатине, атласе) лицевая сторона гладкая, блестящая, а в тканях с ворсом (вельвете, бархате) ворс расположен с лицевой стороны. Стороны ткани учитываются при раскрое, с изнаночной стороны располагают швы при шитье. Надо определять стороны ткани и пред влажной- тепловой обработкой так как одни ткани утюжат с лицевой стороны, а другие –с изнаночной». 
4) Заключительная отделка – ширение, аппретирование, каландрирование.
Ответы обучающихся.Преподаватель:
6. Остановка «Исследовательская». Фронтальное объяснение с показом слайдов.
Основные признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани.
Показ образцов тканей: отбеленной и гладкокрашеной (ситец), пестротканой (шотландка), с гладкой, блестящей поверхностью (сатин или атлас), ворсовой (вельвет или бархат), двухлицевые, Практическая работа. «Определение лицевой и изнаночной сторон у разных по отделке видов ткани». Инструктаж: разбор последовательности работы, составление отчета. Обучающиеся получают разные по отделке виды ткани.
Самостоятельная работа: работу выполняют индивидуально в соответствии с ходом работы данном в инструкции.
Подведение итогов практической работы:
сообщение оценок (выдача билетов для продолжения путешествия:
красные - «5», синие - «4», зеленые - «3».
Разбор допущенных ошибок. Рефлексия: 1. Что нового узнали на занятии? 2. Чему научились? 3. Где можно использовать в жизни полученные знания? 4. Что изменится (на что повлияет), если швея неверно определит вид и лицевую сторону ткани?
Спасибо всем за интересное путешествие.