Профессиональные пробы как эффективный способ профессиональной ориентации школьников


Сумарокова Ю.Б.,Толкушкина О.И.,
ГАПОУ «Казанский энергетический колледж»,
преподаватели
Профессиональные пробы как эффективный способ профессиональной ориентации школьников
В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.
На базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский энергетический колледж», осуществляющего подготовку по профессии «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям», была организована и проведена профессиональная проба для обучающихся девятых классов школ города, которые не имеют практического опыта в электроэнергетической сфере деятельности и у которых есть склонность к исполнительской работе, в которой приняло участие 30 человек.
Целью пробы являлось формирование навыков практической деятельности в области электромонтажных работ и сопоставление характера деятельности со склонностями, способностями и умениями обучающихся.
По результатам анкетирования было выявлено: 15% девятиклассников имеют недостаток информации о профессии электрика, 20% - недостаточно знают свои способности в отношении данной профессии. При этом 25% обучающихся сомневаются в собственном выборе, у 40% опрошенных сформированы профессиональные предпочтения. Данные анкетирования подтвердили актуальность проведения профессиональных проб по теме «Выполнение монтажа элементов открытой электрической проводки».
Профессиональная проба проводились в два этапа: первый этап-теоретический, второй этап-практический. На теоретическом этапе был подобран необходимый лекционный материал и составлена электронная презентация.На этом этапе профессиональной пробы обучающиесяполучали основные сведения о профессии электрика, его трудовых обязанностях и профессиональных качествах личности, необходимых им в дальнейшей трудовой деятельности. Перед началом монтажа электрической схемыучастники профессиональной пробы сначала познакомились с электрическим оборудованием и инструментом, его назначением и правилами обращения с ним, правилами техники безопасности при проведении электромонтажных работ. Они изучили электрическую и монтажную схему прокладки электропроводки и получили инструктаж по охране труда перед проведением пробы.
Второй этап пробы состоял из подготовительных работ и непосредственно монтажа самой схемы электрической проводки. Преподавателем был составлен алгоритм выполнения монтажа схемы и написаны методические указания по его выполнению. На подготовительном этапе работ школьники замеряли и нарезали провода, зачищали концы проводов длявыполнения их дальнейшей скрутки, делали разметку для монтажа электрической схемы. Затем, руководствуясь методическими указаниями, и в соответствии с монтажной схемой,производили поочередный монтаж элементов схемы: автомата, розетки, выключателя, лампочки, осуществляли монтаж проводов и распределительной коробки. С помощью распределительной коробки производили разводку проводов к элементам электрической проводки, имитируя разводку основных магистралей электропроводки в квартире. Производили пофазное соединение проводов методом скрутки. На заключительном этапе участникипроверяли правильность монтажа электрической схемы с помощью тестера.
Подведение результатов данной профессиональной пробы проводилось с применением листа самооценки обучающихся. В листе самооценке участникам профессиональной пробы предлагалось произвести самооценку профессиональных умений и трудовых качеств до начала выполнения работ и по их завершению, необходимых для освоения профессии электрика. Самооценку предлагалось производить по трехбальной шкале, где ноль баллов соответствовал отсутствию знаний и умений-не умею, не обладаю, один балл соответствовал низкой степени знаний и умений-обладаю, не умею, два балла соответствовали средней степени знаний и умений-обладаю, умею в средней степени и три балла соответствовали высокой степени знаний и умений-обладаю, умею в высокой степени.Анализ листа самооценки показал, что уровень профессиональных умений и трудовых качеств участников профессиональной пробы в среднем у 70% школьников возрос на 40%. Так, например, до пробы 60% школьников оценивало свое умение читать электрические схемы на один балл и 20% школьников оценивало на ноль баллов, а после пробы их самооценка возросла до двух баллов, еще 20 % сразу оценили себя на два балла; до пробы 80 % школьников оценивало свое умение выполнять монтаж и подключение электрической розетки на ноль баллов и 20% на один балл, а после пробы уже 90% оценили свои умения на два балла, а 10% даже на три балла. Таким образом, видно, что цель, поставленная преподавателями перед выполнением профессиональной пробы школьников, была достигнута и у участников пробы произошло формирование первичных навыков практической деятельности в области электромонтажных работ.
По итогам выполнения профессиональных проб, обучающиеся проанализировали содержание, характер труда в электроэнергетической сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам, сопоставили со своими способностями и склонностями. В контексте выполнения проб обучающиеся, основываясь на самоисследовании и самопознании, разработали план личной профессиональной перспективы и создали презентацию о выполненных пробах.
Повторное анкетирование показало, что недостаток информации опрофессии электрика сохранился у 5% респондентов; недостаточно знают свои способности в отношении данной профессии – 5% обучающихся; сомневаются в собственном выборе – 10%; сформированы профессиональные предпочтения у 80% опрошенных.
Таким образом, профессиональные пробы являются эффективным способомформирования профессионального самоопределения обучающихся и способом социального партнерства в системе «школа-СПО». Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений среднего профессионального образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.