Формирование профессиональной компетентности учителя в системе внутришкольного повышения квалификации МАОУ Слобода-Бешкильской СОШ


Формирование профессиональной компетентности учителя в системе внутришкольного повышения квалификации МАОУ Слобода-Бешкильской СОШ
Зам.директора по УВР Васильева С.Н.
В условиях реализации современной школой новых образовательных стандартов и внедрение профессиональных стандартов педагога возникает объективная потребность в повышении профессиональной компетентности. Решение этой задачи строится за счет разных форм повышения квалификации учителей. Внутришкольная система повышения педагогической квалификации учителей в школе представляет собой пять основных направлений:
повышение профессиональной компетентности педагогов;
организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта;
обеспечение мотивации педагогического труда;
организация внеучебной деятельности с обучающимися;
методическая поддержка педагогов в период аттестации.
Внутришкольная система повышения квалификации объединяет всех участников образовательной деятельности: администрацию, педагогических работников, учителя-логопеда, социального педагога, библиотекаря.
Основная цель такого взаимодействия - создание условий для профессионального роста педагогов.
Основные задачи внутришкольной системы повышения квалификации:
создание условий для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций - обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога;
и представление педагогического опыта (распространение) образовательному сообществу на различных уровнях (школьном, межшкольном, муниципальном);
вовлечение в активную методическую работу педагогических работников. Рассмотрим подробно направления работы по направлениям внутришкольной системы повышения квалификации.
Направление 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Цели и задачи:
подготовка высококвалифицированных кадров для реализации нового содержания образования и достижения более высоких образовательных результатов;
создание условий для организации образовательной среды, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов;
обеспечение повышения квалификации педагогов через очно-заочную, дистанционную курсовую подготовку (в соответствии с графиком);
повышение информационной, психологической и методической компетентности педагога.
Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется в различных формах.
Повышение профессиональной компетентности педагогов с использованием ресурсов ТОГИРРО и ОУО:
Составление списка кандидатур учителей для прохождения курсов повышения квалификации на базе ТОГИРРО;
активизация работы по повышению квалификации через участие педагогов в конкурсах, конференциях, семинарах, через посещение организационно-методических мероприятий, проводимых муниципальной методической службой (конкурсы Гражданский урок, учитель года, ВКС, вебинары, семинары, РМО и КМО).
Повышение профессиональной компетентности педагогов на уровне школы:
организация работы кустового методического объединения учителей начальных классов, ШМО классных руководителей, методического совета школы;
организация работы временных творческих групп учителей по реализации задач и проектов школы.
Цель: создание условий для постоянного обновления профессиональноличностных компетенций — обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога через проведение обучающих, проблемных, научно-методологических семинаров, круглых столов, педагогических мастерских, мастер-классов и т.д. по актуальным вопросам модернизации образования.
Повышение профессиональной компетентности через организацию индивидуальной работы педагогов по персональным темам самообразования:
ежегодное составление банка данных тем самообразования учителей;
рассматривание вопросов по самообразованию педагогов на заседаниях школьных методических объединений;
творческие отчеты по темам самообразования.
Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов:
определение наставников для оказания адресной методической помощи молодым специалистам;
посещение школы молодого учителя молодыми специалистами;
проведение инструктивных консультаций с молодыми специалистами по составлению тематического и поурочного планирования, плана воспитательной работы, ведению документации, ознакомлению с требованиями по оцениванию деятельности учащихся, по изучению учебных программ и пояснительных записок к ним;
посещение уроков молодых специалистов с целью знакомства с их работой.
Направление 2. Организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта
Цели и задачи:
распространение педагогического опыта в коллективе школы;
выявление наиболее перспективного педагогического опыта и представление его образовательному сообществу на различных уровнях.
Представление педагогического опыта на уровне школы:
организация открытых уроков, дней науки и творчества;
составление методической копилки педагогического опыта;
взаимопосещение уроков;
публичные отчеты учителей-предметников (учителей, проходящих аттестацию, учителей, прошедших курсовую подготовку).
2.2. Представление педагогического опыта:
проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов, открытых уроков;
публикации в средствах массовой информации;
Направление 3. Обеспечение мотивации педагогического труда
Цели и задачи:
стимулирование совершенствования профессионального мастерства педагогов;
выявление лучших образцов педагогической деятельности в школе;
способствование росту престижа педагогического труда.
Создание мотивационных условий:
направление на курсы, семинары, конференции по актуальным проблемам образования;
материальное поощрение педагогов, активно участвующих в совершенствовании деятельности и методической работе;
представление к награждению почетными грамотами разного уровня учителей, внесших значительный личностный вклад в развитие образовательной деятельности школы, муниципальной и региональной систем образования;
рекомендации педагогам к представлению и распространению перспективного опыта работы педагогическому сообществу.
Создание информационных условий:
информирование коллектива о достижениях педагогов и обучающихся на совещаниях при директоре, публичном отчете директора школы;
размещение информации о достижениях обучающихся и педагогов на сайте школы;
организация свободного доступа к информационным ресурсам сети Интернет.
Направление 4. Организация внеучебной деятельности с обучающимися.
Цель: создание в школе условий для полноценной самореализации, личностного и профессионального развития участников образовательного процесса, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в различных направлениях их деятельности, создание благоприятных условий для развития их творческого потенциала и проявления творческих способностей.
Организация внеучебной деятельности обучающихся осуществляется через научное общество учащихся «Поиск»
Организацию участия в многочисленных конкурсах: Медвижонок, ЧИП, Юниор, Сириус и т.п.
Занятость учащихся в НОУ «Поиск» и конкурсах позволяет не только расширить их знания по предметам, но и способствует созданию творческих проектов, участию в различных конкурсах, дистанционных мероприятиях посредством сети Интернет.
Направление 5. Методическая поддержка педагогов в период аттестации. Цель: повышение эффективности процедуры аттестации педагогических работников.
Методическая поддержка педагогов в школе осуществляется по следующим направлениям.
Информирование:
знакомство с Порядком аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и другими нормативными документами по аттестации;
изучение форм и способов повышения квалификации;
изучение возможности представления собственного педагогического опыта.
Методическая поддержка:
повышение квалификации (курсовая подготовка, обучающие семинары, трансляция педагогического опыта и пр.);
проведение семинаров и мастер-классов, направленных на стимулирование исследовательской и проектной деятельности аттестуемых педагогов;
оформление информационной карты педагога;
проведение методических консультаций по индивидуальному запросу проходящего аттестацию педагога.
Внутришкольная система повышения квалификации учителя приобретает большое значение благодаря ее достоинствам, к главным из которых могут быть отнесены: непрерывность процесса, развития профессиональной компетентности учителя; возможность учета особенностей школы, а также постоянное отслеживание роста учителя и связанных с ним изменений в знаниях и развитии учащихся; индивидуализация учебного процесса.
В дальнейшем планируется организация общения в сети Интернет с педагогическими сообществами различных регионов.