Внутришкольная система повышения квалификации педагогов


Формирование профессиональной компетентности учителя в системе внутришкольного повышения квалификации МАОУ Слобода-Бешкильской СОШ
Зам.директора по УВР Васильева С.Н.
В условиях реализации новых образовательных стандартов и внедрения профессиональных стандартов педагога возникает объективная потребность в повышении профессиональной компетентности. Решение этой задачи строится за счет разных форм повышения квалификации учителей. Внутришкольная система повышения педагогической квалификации учителей в Слобода-Бешкильской школе представляет собой пять основных направлений:
повышение профессиональной компетентности педагогов;
организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта;
обеспечение мотивации педагогического труда;
организация внеучебной деятельности с обучающимися;
методическая поддержка педагогов в период аттестации.
Внутришкольная система повышения квалификации объединяет всех участников образовательной деятельности: администрацию, педагогических работников, учителя-логопеда, социального педагога, библиотекаря.
Основная цель такого взаимодействия - создание условий для профессионального роста педагогов.
Основные задачи внутришкольной системы повышения квалификации:
создание условий для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций - обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога;
и представление педагогического опыта (распространение) образовательному сообществу на различных уровнях (школьном, межшкольном, муниципальном);
вовлечение в активную методическую работу педагогических работников. Рассмотрим подробно направления работы по направлениям внутришкольной системы повышения квалификации.
Направление 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Цели и задачи:
подготовка высококвалифицированных кадров для реализации нового содержания образования и достижения более высоких образовательных результатов;
создание условий для организации образовательной среды, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов;
обеспечение повышения квалификации педагогов через очно-заочную, дистанционную курсовую подготовку (в соответствии с графиком);
повышение информационной, психологической и методической компетентности педагога.
Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется в различных формах.
Повышение профессиональной компетентности педагогов с использованием ресурсов ТОГИРРО и ОУО:
Составление списка кандидатур учителей для прохождения курсов повышения квалификации на базе ТОГИРРО. В 2015 году- 100% педагогов прошли курсовую подготовку по всем преподаваемым предметам, на 1.10.2016 года 1 педагог не прошел курсы по физике. Общее количество педагогов прошедших курсовую переподготовку 92%.
активизация работы по повышению квалификации через участие педагогов в конкурсах, конференциях, семинарах, через посещение организационно-методических мероприятий, проводимых муниципальной методической службой (В 2016 г в конкурсе ТОГИРРО « Гражданский урок» приняли участие 4 педагога школы, один педагог был участником районного конкурса «Учитель года», систематически педагоги являются участниками ВКС и вебинаров, семинаров, РМО и КМО).
Повышение профессиональной компетентности педагогов на уровне школы:
организация работы кустового методического объединения учителей начальных классов, ШМО классных руководителей, методического совета школы; В 2016 году проведено 4 заседания КМО начальных классов, 2 заседания ШМО кл. руководителей, 7 заседаний методического совета школы.
организация работы временных творческих групп учителей по реализации задач и проектов школы (организация летнего отдыха, подготовка к итоговой аттестации, подготовка в рамках областного форума «Большая перемена» всеобучей родительской общественности школ сети и т.п.
Повышение профессиональной компетентности через организацию индивидуальной работы педагогов по персональным темам самообразования:
ежегодное составление банка данных тем самообразования учителей. В рамках самообразования изучаются метапредметные подходы на уроках, дифференцированное физическое воспитание, работа с детьми группы особого внимания, технологию ТРИЗ, технологию Шаталова, компьютерное программирование на языке Паскаль, игровые технологии, метод проектов и др.
рассматривание вопросов по самообразованию педагогов на заседаниях школьных методических объединений. В конце каждого года педагоги выступают на методическом совете с отчетом по теме самообразования.
Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов:
оказание адресной методической помощи молодым специалистам. В школе три молодых специалиста: учитель физической культуры, учитель английского языка, учитель информатики и математики. Зам.директора по УВР еженедельно беседует с педагогами, посещает уроки, приглашает на уроки других педагогов.
молодые специалисты посещают «школу молодого учителя»;
проводятся инструктивные консультации с молодыми специалистами по составлению тематического и поурочного планирования, плана воспитательной работы, ведению документации, ознакомлению с требованиями по оцениванию деятельности учащихся, по изучению учебных программ и пояснительных записок к ним;
Направление 2. Организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта
Представление педагогического опыта на уровне школы:
организация открытых уроков, дней науки и творчества. В 2016 году проводилась неделя открытых уроков, учителя школ сети посещали уроки опытных учителей и молодых специалистов с последующим самоанализом и анализом уроков.
составление методической копилки педагогического опыта. На сайте школы и сайтах сети Интернет учителя размещают материалы о своем опыте, методические наработки.
каждую четверть учителя проводят взаимопосещение уроков;
публичные отчеты учителей-предметников (учителей, проходящих аттестацию, учителей, прошедших курсовую подготовку). Выступали учителя Лымарева Н.П. с особенностями формирования читательской компетентности у школьников, Абрамова Т.Н. рассказала о новых подходах в работе с детьми с ОВЗ, Мезенцева Н.А. выступила с новыми подходами в системе физического воспитания, Дикевич Г.В.- провела практикум по работе с детьми группы риска и т.п.
2.2. Представление педагогического опыта:
проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов, открытых уроков. На каждом методическом семинаре педагоги представляют свой опыт, проводят тренинги, организуют практикумы по новым современных педагогическим технологиям.
публикации в средствах массовой информации. Учителя размещают свои материалы на сайтах школы и сайтах Infourok.ru , мультиурок, прошколу.ру, завуч. Учительский сайт.
Направление 3. Обеспечение мотивации педагогического труда
Цели и задачи:
стимулирование совершенствования профессионального мастерства педагогов;
выявление лучших образцов педагогической деятельности в школе;
способствование росту престижа педагогического труда.
Создание мотивационных условий:
направление на курсы, семинары, конференции по актуальным проблемам образования. Ежегодно курсовую подготовку проходят 10-11 педагогов по различным направлениям.
материальное поощрение педагогов, активно участвующих в совершенствовании деятельности и методической работе. Положением о стимулирующем фонде предусмотрены дополнительные баллы.
представление к награждению почетными грамотами разного уровня учителей, внесших значительный личностный вклад в развитие образовательной деятельности школы, муниципальной и региональной систем образования;
рекомендации педагогам к представлению и распространению перспективного опыта работы педагогическому сообществу.
Создание информационных условий:
информирование коллектива о достижениях педагогов и обучающихся на совещаниях при директоре, публичном отчете директора школы;
размещение информации о достижениях обучающихся и педагогов на сайте школы;
организация свободного доступа к информационным ресурсам сети Интернет.
Направление 4. Организация внеучебной деятельности с обучающимися.
Цель: создание в школе условий для полноценной самореализации, личностного и профессионального развития участников образовательного процесса, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в различных направлениях их деятельности, создание благоприятных условий для развития их творческого потенциала и проявления творческих способностей.
Организация внеучебной деятельности обучающихся осуществляется через научное общество учащихся «Поиск»
Организацию участия в многочисленных конкурсах: Медвижонок, ЧИП, Юниор, Сириус и т.п.
Занятость учащихся в НОУ «Поиск» и конкурсах позволяет не только расширить их знания по предметам, но и способствует созданию творческих проектов, участию в различных конкурсах, дистанционных мероприятиях посредством сети Интернет.
Направление 5. Методическая поддержка педагогов в период аттестации. Цель: повышение эффективности процедуры аттестации педагогических работников.
Методическая поддержка аттестующихся педагогов в школе осуществляется по следующим направлениям.:
знакомство с Порядком аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и другими нормативными документами по аттестации;
повышение квалификации (курсовая подготовка, обучающие семинары, трансляция педагогического опыта и пр.);
оформление информационной карты педагога;
проведение методических консультаций по индивидуальному запросу проходящего аттестацию педагога.
Внутришкольная система повышения квалификации учителя приобретает большое значение благодаря ее достоинствам, к главным из которых могут быть отнесены: непрерывность процесса, развития профессиональной компетентности учителя; возможность учета особенностей школы, а также постоянное отслеживание роста учителя и связанных с ним изменений в знаниях и развитии учащихся; индивидуализация учебного процесса.
В дальнейшем планируется организация общения в сети Интернет с педагогическими сообществами различных регионов.