Музыкотерапия как одно из средств развития музыкальных способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов музыкального развития


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Солнышко»
села Новозаведенного»
Презентация опыта работы по теме:
«Музыкотерапия как одно из средств развития музыкальных способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов музыкального развития»
Андрейченко Е.А.
Музыкальный руководитель
Слайд 1. Фото
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Андрейченко Екатерина Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ «детский сад № 8 «Солнышко» с. Новозаведенного
Слайд 2 Тема презентации
Представляю вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме: «Музыкотерапия как одно из средств развития музыкальных способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов музыкального развития»
Слайд 3 Наши дети
В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке.
Слайд 4 Музы и влияние инструментов
Музыка  - величайший источник эстетического и духовного наслаждения.
 О лечебных свойствах музыки было известно еще до нашей эры.
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции и в Риме.
Слайд 5
Современные психотерапевты доказали, что звучание различных музыкальных инструментов оказывает индивидуальное влияние на организм человека.
Слайд 6: Современные дети
Проблема опыта работы
В наше, непростое для детей и взрослых время, ребёнок перенасыщен информацией из Средств Массовой Информации, владеет компьютером и как кажется на первый взгляд – развивается не по годам. Чем же это грозит ребёнку? Тем, что Ребёнок не может адекватно воспринять информацию, он впитывает её по-своему. Естественно, вследствие этого изменяется его внутренний мир, психическое и личностное развитии. Это даёт своё отражение на здоровье дошкольника.Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических недугов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Слайд7: Актуальность опыта работы
Актуальность опыта работы я вижу в решении задач, поставленных Федеральными Государственными стандартами:
Слайд 8: Цель
Изучив специальную литературу, я поставила перед собой цель:
и определила следующие задачи:
СЛАЙД 9
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников, поэтому в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Не даром в последнее время учёные, психологи и музыканты обращаются к термину «музыкотерапия», что в переводе с греческого означает «лечение музыкой», т.е. использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
В свою очередь я, как музыкальный руководитель, решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как «музыкальная терапия».
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в любом виде (прослушивание в записи, игра на музыкальных инструментах, пение) в качестве средства коррекции гиперактивности, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Метод, который дает возможность активизировать ребенка, улучшать эмоциональное состояние, помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, повышает самооценку.
Слайд 10
Музыкотерапия существует в нескольких формах:
Слайд 11. Рецептивная музыкотерапия (пассивная)
Рецептивная музыкотерапия (т.е. пассивная) дети в процессе слушания музыки не принимают в нем активного участия, а занимают позицию простого слушателя.
Слайд 12. Активная музыкотерапия
При активной музыкотерапии дети являются непосредственно участниками процесса основанного на активной работе с музыкальным материалом.
Слайд 13. Интегративная музыкотерапия
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства.
СЛАЙД 14.
Музыкотерапия тесно связана с некоторыми другими нетрадиционными методами коррекционной педагогики: вокалотерапия, цветотерапия, игротерапия, танцетерапия, психогимнастика.
Практически на каждом занятии, я использую метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, редко я использую прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. В этой деятельности дети отображают свой внутренний мир, чувства и переживания,
Цветотерапия включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Но наибольший отклик у детей вызвали элементы игротерапии. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, терапевтические игры. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, психологической разгрузке.
Слайд 15: Работа с педагогами
Свою работу я строю в тесном контакте с педагогами.
В нашем детском саду каждый день звучит музыка. Но используется она для детей дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности , даже настроения. Т.е. в режимных моментах.
Слайд 16: Использование музыкотерапии в течении дня.
Для утреннего приёма я предлагаю коллегам использовать музыку с целью создания положительного фона
В Утренней гимнастике- с целью положительного эмоционального заряда на целый день.
На Прогулке используется слушание музыки в записи, Под такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.
Дневной сон является одним из важнейших факторов для расслабления, снятия эмоционального и физического  напряжения, необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки.
Пробуждение детей после дневного сна начинается со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии, а под такую музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимаясь с кроватей.
Слайд 17: Семинар
Свой опыт работы по этой теме я представляла на районном Семинаре-практикуме для педагогов, музыкальных руководителей.
Слайд 18: Праздники
Праздники и развлечения являются результатом эмоционального благополучия детей
Слайд 19: Работа с родителями
Семья для ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало.
Слайд 20:Результат анкетирования
Это видно по анализу анкетирования в начале учебного года. В результате работы с родителями по Музыкальному воспитанию в семье показатели выросли.
Слайд21: Мониторинг образовательной области Музыка»
Изменились и показатели освоения образовательной программы дошкольного воспитания образовательной области «Музыка».
Слайд 22:
Я убедилась, что использование музыкотерапии в группах детского сада доказывает полезность проведения подобных мероприятий – это очень действенный метод,
Перспектива:
Думаю, что – это метод будущего. я буду продолжать исследование и внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность.