«Самообразование педагога как одна из составляющих его профессиональной компетенции»


 «Самообразование педагога как одна из составляющих его профессиональной компетенции»
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
    Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень, должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Часть I. Самообразование педагога
    Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
-Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
-Интернет.
-Видео, аудио информация на различных носителях.
-Курсы повышения квалификации.
-Семинары и конференции.
Формы самообразования учителя
    Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная (инициатором является сам педагог) и групповая (методические объединения, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации.Составляющие процесса самообразования педагога
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
-Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
-Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
-Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
-Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
-Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
-Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 
Результаты самообразования педагога:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; 
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). 
Каковы новые возможности?
    Использование компьютера и Интернета значительно повышают возможности самообразования педагога:
• разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;• разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);• создание терминологического словаря по предметной теме;• разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или предметных внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).