ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА

«Чтобы сделать ребенка умным
и рассудительным сделайте
его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.
Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.
Программа "Разговор о правильном питании", разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.
Это уникальная модульная образовательная программа для детей, целью которой является:
- формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем; формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.
С 1 апреля 2011 года СКОШИ № 4 (VIII вида) участвует в опытно-экспериментальной площадке «Реализация программы «Разговор о правильном питании». Введение предмета «Разговор о правильном питании» в школьный курс также продиктовано неблагополучными данными о состоянии здоровья наших детей.
Перед началом реализации программы провела следующую работу:
анкетирование детей и родителей по вопросам питания; результаты оформила в виде диаграмм;
составила толковый словарь здоровьесберегающих понятий (использовала толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова);
подобрала пословицы и поговорки о здоровье, еде «Народная мудрость»;
создала альбом с рисунками детей о полезных и вредных продуктах;
в классе пополнила игровую зону дидактическими и сюжетно-ролевыми играми на тему питания (настольная игра «Дольки», игра лото «Сад и огород» и др., сюжетно-ролевая игра «Магазин»);
составила список литературы разнообразного содержания по данной проблеме.
Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка, методическое пособие для учителей. В учебно-методический комплект программы дополнительно включены плакаты и брошюры для родителей.
В ходе реализации Программы использую разнообразные формы и методы. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, деловые игры, образно-ролевые игры, беседы, оздоровительные минутки. Все это создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей. На занятиях используем кукольный театр для инсценировок сказок «Колосок», «Мужик и медведь», «Вершки и корешки» и др. литературных произведений о здоровом образе жизни, о продуктах и т.д.
Беседы включают вопросы культуры и гигиены питания, общих сведений о питании и приготовлении здоровой пищи, истории русской кухни и кухни разных народов, витаминах на грядках и в саду и др.
Всё что узнают и чему учатся дети на занятиях, они рассказывают дома родителям. Например, что нового они узнали о картофеле, о молочных продуктах.
Во время экскурсии в школьную столовую (на кухню) они увидели, как готовят разную пищу, где варят компот, где моют посуду, как готовят котлеты, плов. Познакомились с кухонной техникой.
Также мы побывали с ребятами в школьном медицинском кабинете. Узнали, для чего нужны витамины, что бывает, если организму не хватает витаминов, и как мы сами можем помочь нашему организму поддержать его весной или во время болезни. Старшая медицинская сестра рассказала о составе некоторых витаминов, которые предназначены только для детей (Аскорбиновая кислота, Ревит, Компливит актив и др.).
Они предназначены:
при умственных и физических нагрузках в период восстановления после перенесенных заболеваний;
для профилактики и лечения авитаминозов;
для профилактики рахита;
при несбалансированном и неполноценном питании.
На занятиях учащиеся выполняют и практические задания. Дети научились определять полезные продукты, узнали, какими витаминами богаты овощи и фрукты, из чего состоят продукты. Изменилось отношение детей к хлебу. Программа включает в себя не только вопросы соблюдения режима питания, но и культуры поведения за столом, навыков сервировки стола, особенностей правил приготовления пищи.
На уроках дети учатся классифицировать продукты, распределять их на группы: молочные, мясные, крупы, фрукты, соки. Они уже знают, что нельзя есть перед уроком физкультуры, пить лучше очищенную или кипяченую воду, зимой (весной) есть как можно больше фруктов и овощей. Предлагаю детям дома вместе с родителями попробовать составить меню на день, на неделю. Конечно же, большую работу выполняют родители. Но это заставляет их задуматься о правильном употреблении продуктов в рационе ребенка. Дети рассказывали на занятиях о любимых блюдах своей семьи, о национальных блюдах (плов, хачапури, мамалыга).
На уроках трудового обучения выполняем поделки из соленого теста и пластилина, аппликацию. Подбираем загадки, составляем кроссворды.
Темы могут быть интегрированы в уроки чтения, математики, рисования, развития речи, русского языка, трудового обучения, изобразительного искусства и на внеклассных занятиях.
Основные правила питания:
1. Главное–не переедай. Ешь в меру.
2.Тщательно пережевывай пищу, не спеши глотать.
3.Перед едой мой руки с мылом.
4.Фрукты и овощи надо хорошо мыть.
5.Во время еды не разговаривай и не читай.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся должны знать: -основные правила правильного питания. Обучающиеся должны уметь: - распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов; Обучающиеся должны иметь представление: - об основных принципах гигиены питания; - о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания; - о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню; - о значении молока и молочных продуктов; - о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
Убеждена, что программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом. Для этого не требуется какой-либо особой специальной подготовки педагога, все рекомендации, содержащиеся в программе, доступны и выполнимы, формы и методы построения занятий разнообразны. При планировании занятий можно внести необходимые изменения и дополнения с учетом возрастных особенностей и возможностей каждого ребенка и всего детского коллектива в целом.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании / Рабочая тетрадь для школьников. М.: OJIMA-ПРЕСС Инвест, 2000. - 72 с.
3. Безруких М.М. Состояние здоровья современных школьников // Воспитываем здоровое поколение: материалы III межрегион, конф. (Москва, 3-5 июня 2003 г.). М., 2003. - С. 1-3,13.
4. Езушина Е. В. Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки. Изд. Учитель, 2008.
5. Колтун В.З., Лобыкина Е.Н., Олещенко A.M. Комплексный подход в реализации программы «Разговор о правильном питании» в г.Новокузнецка // Воспитываем здоровое поколение : материалы III межрегион, конф. (Москва, 3-5 июня 2003 г.). М., 2003. С. 50-52.
6. Надеждина Н.А. Что растет в саду и огороде. – Смоленск: Русич, 2002.
7. Н.Надеждина. Где щи, там и нас ищи. Издательство «Малыш», : М, 1989
8. Н. Осипов. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу, М. Детская литература», 1977
9. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/ Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. -272с.